Урок по технологии "Тайны фриволите"

Разделы: Технология


Цели урока:

  • познакомить учащихся с различными видами кружевоплетения;
  • обучить учащихся первоначальным приемам плетения фриволите, совершенствовать навыки аккуратной и точной работы, развивать пространственное воображение.

Класс: 8

Дидактический материал: инструкционные карты по выполнению прямого и обратного (двойного) узла фриволите, пико.

Наглядный материал: изделия, выполненные в различных техниках кружевоплетения; иллюстрации моделей одежды, предметов быта, декоративных предметов с отделкой кружевом, географическая карта.

Оборудование, инструменты, материалы: челноки, крючки, ножницы, пряжа, нитки, иглы, линейки.

Время: 2 урока по 40 минут.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Теоретическая часть

1. Историческая справка

Различные виды плетения существуют издавна. Для плетения можно использовать самые разнообразные материалы (нитки, соломку, бисер и др.). Плести можно предметы быта (покрывала, коврики, скатерти, корзинки и др.), декоративные предметы (кашпо, панно и др.), украшения (кулоны, колье, серьги и др.), дополнения к одежде (воротники, пояса и пр.).

Учитель обращает внимание учащихся на изделия, кружево на которых изготовлено различными способами. Рассказ учащихся о макраме, игольном кружеве, бисероплетении, коклюшках.

Кружевоплетение исстари было одним из видов женского рукоделия.

Кружево – сквозное сетчатое текстильное изделие из шелковых, хлопчатобумажных, шерстяных, льняных и других нитей. Ручное кружево может быть плетеное челноком или на коклюшках, шитое иглой, вязанное крючком или на спицах.

Высококачественные плетеные кружева известны с конца XV века. Уже тогда они изготавливались во Франции, Бельгии, Италии, Испании. Впоследствии почти во всех странах Европы появились кружевные мануфактуры. К работе над созданием рисунков кружев привлекались лучшие художники того времени. Кружева получали название по месту их изготовления: валансьен, малин, тюль, фламандское, ирландское и т.д.

Народы Востока также издавна занимались кружевоплетением. Они изобрели челнок (“макук”), с помощью которого создавали совершенно новые образцы искусного рукоделия. Из восточных стран кружево попало в Европу. В Италии его коротко называли “окко”, т.е. “глазок” (итальянские гипюры, изготовленные с помощью челнока, состояли в основном из колец), в Германии – “шиффхен шпитцен” (плетение челноком), в Англии – “теттинг” (плетеное кружево), во Франции – “фриволите” (легкомыслие). В Россию кружевное плетение такого рода пришло из Франции и поэтому получило распространение именно под этим название. Особенно модно фриволите было в XVII веке. Сплетенные в технике фриволите кружева были изготовлены из более грубых, чем другие виды кружева материалов (даже из тонкого шнура) и использовались для отделки верхней одежды, мебельных чехлов, занавесей, портьер.

В конце XVII века кружево являлось украшением одежды высшей знати, т.к. основным материалом для его изготовления тонкая золотая и серебряная нитка.

Но уже в середине XVIII века в кружево начинает вводиться шелковая и льняная нитка, в связи с чем кружевоплетение получает все большее распространение. Перчатки, сумочки, накидки, зонтики – вот неполный перечень изделий, являвшихся обязательной принадлежностью светской женщины.

А сейчас вопрос-загадка: какие еще вещи украшали кружевами?

1. Те, кто пользуется этой вещью, и не подозревают, что выполняют указ французского короля Людовика XVI, согласно которому “длина его должна быть равна ширине”. Это было связано с тем, что при раскрое терялось слишком много ткани.

Первые сведения об этом предмете относятся к III в. до нашей эры. Уже тогда греческие и римские патриции пользовались им довольно широко. Затем на долгий срок он исчезает из обихода и появляется лишь в средние века в Италии. Во Франции, во времена Филиппа IV он стал в основном принадлежностью дамского туалета. Обычно имели не один, а два: первый – исключительно для красоты, а второй имел более практичное назначение (носовой платок).

2. Как элемент костюма появился довольно поздно. Ни у римлян, ни у древних греков его не было. В Европе, во второй половине XVI века этот элемент костюма стал важнейшим. Изобретение его приписывают некой испанке, которая таким образом скрывала свой физический недостаток. Со временем этот элемент стал стоить дороже самого костюма. И в наше время он – объект моды (воротник).

В российских помещичьих имениях кружевницы с интересом осваивали технику плетения западного кружева, дополняя ее своими находками. Кружевоплетению учили дома (мастерство переходило от матери к дочери), в пансионах для девиц, в институтах благородных девиц.

После октября 1917 года в нашей стране кружевоплетение было признано “барской затеей”. Вологодское кружево еще сохранилось и в деревенских домах, и в музеях, однако о фриволите забыли.

В Европе интерес к кружевоплетению оставался неизменным. Издавались книги и журналы, посвященные фриволите. В 1960-е годы это искусство стало возрождаться в странах Прибалтики.

В 1970-е годы фриволите появилось в Москве, а вскоре и в Ленинграде. В настоящее время наблюдается новый всплеск к этому виду рукоделия.

2. Инструменты и материалы

Плетение кружева челноком несложно и увлекательно. Этим рукоделием можно заниматься в любых условиях. Оно не требует специально оборудованного рабочего места. Для выполнения фриволите необходимы один или два челнока. Материалом для челноков может быть оргстекло, металл, пластмасса, дерево. Кроме того, необходимо иметь крючок для соединения элементов кружева, иглу – для распутывания узлов, ножницы – для обрезания нити. Для плетения кружева используют прочные нитки хорошего качества (катушечные нитки, ирис, льняные, шерсть хорошей крутки и др.).

3. Условные обозначения

Для плетения кружев фриволите существуют схемы, на которых показаны элементы, входящие в изделие. Для того, чтобы узнать, как они называются, необходимо решить ребусы (зашифрованы: кольцо, дуга, ножка, пико).

III. Практическая часть

  1. Организация рабочего места, знакомство с инструкционными картами, инструментами и материалами.
  2. Формирование правильных и рациональных приемов труда, тренировочные упражнения.
  3. Физкультминутка.
  4. Самостоятельная работа учащихся по выполнению прямого и обратного узлов фриволите с использованием инструкционных карт (учитель контролирует качество и правильность выполнения работы, помогает учащимся).

IV. Повторение изученного материала

Кроссворд “Элементы фриволите”

По горизонтали:

  1. Элемент, состоящий только из прямых узлов.
  2. П*
  3. К
  4. П
  5. К(12)

По вертикали:

Плетеное ручное кружево.

V. Подведение итогов

VI. Домашнее задание

Потренироваться в выполнении элементов фриволите.

VII. Уборка рабочих мест

Литература

  1. Уткина Т. В. Чудесные кружева: Техника фриволите. – М.: Изд-во Эксм; СПб.:Валерии СПД, 2003. – 240 с., ил. (Серия “Академия “Умелые руки”).
  2. Рукоделие: Популярная энциклопедия /Гл.ред. И.А.Андреева. – М.: Большая Рос.энциклопедия, 1992. – 287с.: ил.