Развитие гибкости словаря в системе словарно-лексической работы на уроках русского языка и литературы в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Работая в начальной школе уже седьмой год, я стала замечать, что с каждым годом увеличивается процент менее подготовленных к школе детей. Это выражается в том, что ребенок не может четко сформулировать свою мысль, речь его прерывиста, употребляется очень много просторечных выражений и т.д. Родители видят главную задачу подготовки ребёнка к школе в умении читать, писать и считать. А это ведь не главное. При приеме детей в первый класс я обращаю внимание родителей на то, что очень важно находить время и беседовать с ребенком на самые разные темы, развивая и обогащая его словарный запас. Речь должна быть средством самовыражения, предметом радости и гордости.

В современной школе развитие речи учащихся должно рассматриваться как главная задача обучения родному языку. Это значит, что элементы развития речи должны вплетаться в канву каждого урока (не только по русскому языку, но также математике, изобразительному искусству, технологическому воспитанию, познанию мира) и во внеклассные мероприятия.

Развивая речь учащихся, учитель должен придерживаться четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.

Работа по развитию речи должна начинаться с первых уроков обучения грамоте, проводиться систематически на всех уроках русского языка. Речевые задания должны находиться в роли мотива для изучения грамматико-орфографических тем. Методика изучения речевого материала характеризуется комплексностью. Уроки чтения и письма следует объединять (интегрировать). На базе текста должны реализовываться разного рода тестовые задания, направленные на выявление лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся, так как тестирование является одним из наиболее технологичных методов проведения автоматизированного контроля.

Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения, уточнения и активизации словаря школьников.

Основные источники обогащения и совершенствования словаря – это произведения художественной литературы, тексты  учебных книг, тексты кинофильмов и тексты телепередач, речь учителя и других работников школы и внешкольных учреждений. Всё это – педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка.

Но на речь учащихся влияют и другие, педагогически неконтролируемые источники, которые могут оказаться правильными с точки зрения литературного языка, но могут быть и неправильными. Так, в речи родителей, родственников, друзей и товарищей учащихся могут встречаться диалектизмы, просторечные слова и формы, жаргонные слова и выражения. Известно, например, что в бытовой и игровой речи школьников много слов нарочито искаженных или переосмысленных. Нередко даже в интеллигентных семьях используются жаргонизмы и профессионализмы. Слушая речь взрослых, дети нередко усваивают слова, совсем неуместные в быту и даже в школьном обиходе (аннулировать вместо устранить, реставрировать вместо починить и т.п.).

Задача школы, в частности, состоит в том, чтобы взять в свои руки стихию речевых влияний, в которой живут школьники, и управлять ею. Поэтому очень важно изучать речевое окружение школьников, поддерживать контакт с родителями.

Система словарной работы состоит в том, чтобы слово было школьником правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и окрасками, усвоено, то есть вошло бы в его словарь и воспроизводилось в нужных случаях, чтобы оно прошло через специальные упражнения, в которых углубляется его сочетаемость, подготавливается его употребление, и, наконец, чтобы оно было употреблено школьниками самостоятельно в собственных высказываниях.

Предлагаю систему упражнений, которую можно применять на уроках русского языка и литературы в начальной школе для обогащения словарного запаса учащихся.

1. Система упражнений с синонимами.

1. а) Прочитай текст.

Ласточки.

Ласточка редко сидит на земле. Сядет только на несколько минут. С утра до заката птица летает. Ласточки носятся над речками, пролетают над полями и лугами. Весь день они ловят мошек и комариков.

б) Найди в тексте слова, близкие по значению. Выпиши их.

в) Подбери из текста синонимы к данным  словам:

птаха -…

иногда - …

букашки - …

2.  а) Прочитай.

Особенно хорош осиновый лес в ясные осенние дни. В пурпурно-красный и желтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Видны под ними красноватые шапки поздних грибов-подосиновиков.

(По И. Соколову-Микитову)

б) Придумай к тексту заглавие.

в) Подбери к словам пурпурно-красный, красноватый  близкие по значению слова.

3. Какие слова можно поставить в один ряд со словами:

метель – буран – пурга - …..

стужа – холод -…..

солдат – боец - …..

удивительный – изумительный -…..

4. Названия каких животных и птиц ты знаешь, чтобы назвать:

храбрец - …

задира - …

хитрец - …

увалень - …

безбилетник - …

5. Найди пару:

жаркий

мокрый

ветхий

душистый

холодный

дивный 

верный 

смелый

скупой

чудный

надёжный

знойный

сырой

жадный

морозный

храбрый

ароматный

старый

6. Подбери к словам синонимы с удвоенными согласными.

Пример: Специальность – профессия

Обучение животных - …

Асфальтированная дорога - …

Игра на льду - …

Помещение в школе - …

Бегемот - …

7. Выбери наиболее подходящее слово:

Если разложить на земле листья одного только дерева, они займут __________ (огромную, великую, большую, громадную) площадь.

8. Расположи синонимы по возрастающей степени (от большего к меньшему):

Огромный, гигантский, большой, крохотный, маленький, микроскопический.

9. Исключи лишнее слово, подчеркни его.

Бежит, мчится, спит, несётся;

Смелый, храбрый, хмурый, отважный;

Страх, ужас, испуг, триумф, паника.

10. Подбери синонимы с разделительным мягким знаком:

домики для пчел - …

плохая погода - …

метель - …

неправда - …

беда - …

11. Найди пару. Напиши проверочное слово.

Образец: серый – стальной – сталь.

Красть - ……………………………………………..

Караулить - ………………………………………...

Мороз - ………………………………………………

Пугаться - ………………………………………….

Жёлтый - …………………………………………...

Делать - …………………………………………….

Ключ - ……………………………………………….

Гигантский - ……………………………………….

Проказник - …………………………………………

Слова – помощники: ш..лун, р..беть, хол..д, ст..льной, р..дник, б..льшой, з..л..той, в..ровать, охр..нять, м..стерить.

12. а) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные орфограммы.

С неба солнце посылает прощ..л..ные лучи. З..млю покрыл к..вёр из пёстрых лист..ев. Красивые д..рев..я ст..ят в праздничном наряде. Птицы ул..тели в д..лекие страны. Скоро д..рев..я покроет пуш..стыми хлоп..ями сне.. . Снежный убор ярко будет бл..стеть на солнце.

б) Подбери наиболее подходящее заглавие:

1. Осенью.

2. Ожидание зимы.

3. Осенний лес.

в)  Выпиши из текста слова, близкие по смыслу данным:

Разноцветный - ………………

Одежда - ………………

Сверкать - ………………

Теплые края - ………………………

Мягкий - ………………

13. Напиши рассказ на тему «Наш класс», используя следующие слова:

Дружный, дисциплинированный, воспитанные,  коллектив, ребята, ученики.

14. Вспомни пословицы и поговорки, в которых встречаются синонимы.

15. Подберите к данным словам слова, близкие по значению. Первые буквы этих слов уже известны.

храбрый –   с…………

правда –      и……………

свобода –    н……………    

беречь –      о……………

горе –          н……………

иногда –     и……………

луна –         м……………

2. Система упражнений с антонимами.

1. а) Прочитай рассказ.

И грустно и радостно.

Странный в сентябре лес – в нем рядом и весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодная белая радуга. Увядание и рассвет. Тишина и песни. И грустно и радостно!

(Н. Сладков)

б) Какие слова с противоположным значением встречаются в этом рассказе?

в) Объясни, почему автор назвал свой рассказ «И грустно и радостно».

2. Прочитай пословицы.

1) Кто хочет много знать, тому надо ……  спать.

2) Полный колос к земле клонится, а……… к небу тянется.

3) За маленьким погнался, а ……………  потерял.

4) Старый друг лучше ………  двух.

5) …………  дело лучше большого безделья.

б) Вставь пропущенные антонимы.

3. Прочитай стихотворение Д. Родари «Тараторка» и найди в нем слова с противоположным значением.

Вот тараторка для ребят:
Когда молчат, не говорят.
Когда стоят на том же месте,
Не совершают путешествий.
Что далеко, не очень близко.
Что высоко, не слишком низко.
Нельзя приехать, не уехав,
И грызть орех, коль нет орехов.
Никто сидеть не может стоя,
Лить из порожнего в пустое.
Нельзя писать на белом мелом
И называть безделье делом.

4. Запиши слова, противоположные по значению. Напиши проверочное слово.

Например: Здоровый – больной – боль.

Лживый - ………………………………………

Горячий - ………………………………………

Зло - ………………………………………………

Сытый - …………………………………………

Погубить - ………………………………………

Ругать - …………………………………………

Близкий - …………………………………………

Маленький - ……………………………………

Мешать - ………………………………………

Начало - …………………………………………

Старый - …………………………………………

Хороший - ………………………………………

Слова-помощники: б..льшой, вр..ги, хв..лить, х..лодный, д..бро, к..нец, пр..вдивый, м..л..дой, пл..хой, д..лёкий, пом..гать, сп..сти.

5. Составь с данными парами слов предложения:

Зима – лето, близкий – дальний, нельзя – можно, да – нет.

6. Вспомни пословицы и поговорки, в которых встречаются антонимы.

7. Допиши предложения:

Ремешок узкий, а пояс _________

Ручей мелкий, а пруд _________

Сарай низкий, а пруд _________

Молоко жидкое, а сметана _________

Пух мягкий, а камень ________

Лёд твёрдый, а снег ________

8. К данным словосочетаниям подбери близкие и противоположные по значению слова-действия.

Например: Повесить нос – огорчиться – обрадоваться.

Держать язык за зубами - …

Бить баклуши - …

Задать перцу - …

Зарубить на носу - …

Вставлять палки в колеса - …

9. Прочитай стихотворение.

Яблоко.

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.         
Ну, кому какое дело?           
Просто         
Яблоко          
Висело.         
Только Конь сказал,           
Что низко,     
А Мышонок –           
Высоко,         
Воробей сказал,       
Что близко,
А Улитка – далеко.
А Теленок – озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыпленок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котенку все равно:
– Кислое – зачем оно?
– Что вы! –
Шепчет Червячок. –
Сладкий у него бочок.

(Г. Сапгир)

  1. Как говорили о яблоке Конь и Мышонок, Воробей и Улитка, Теленок и Цыпленок, Котенок и Червячок?
  2. Почему каждый из них сказал о яблоке по-своему?
  3. Можно ли к слову яблоко подобрать антоним?
  4. Назови другие слова, к которым нельзя подобрать слова, противоположные по смыслу.

10. Подбери к данным словам слова с противоположным значением, в которых встречаются орфограммы жи – ши, ча – ща, чу – щу.

умирать - ……………

узкий - ………………

закончить - …………

приветствие - …………

родина - …………………

11. Измени предложения так, чтобы получился противоположный смысл.

В классе было шумно.________________________

Ребята стояли возле парт._______________________

Учитель ругал Диму Петрова._____________________

Дима – худший ученик нашего класса._______________

Прозвенел звонок на урок._________________________

12. а) Запиши противоположные по значению предлоги:

К дому - ……………

Над деревом - ……………

В комнату - ……………

Перед опушкой - ……………

Без ошибок - ……………

От берега - ……………

Под землей - ……………

Из самолета - …………

б) С одной из пар словосочетаний составь предложение.

13. Сравни весенний лес с осенним. Составь и напиши небольшой рассказ, используя противопоставления.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима: развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе.

Навыки правильной, содержательной и выразительной речи младших школьников успешно формируются только путем разнообразных и систематически проводимых упражнений, направленных на уточнение, активизацию и обогащение словаря.

Успех в овладении речью – это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии учащихся, так как через язык, через речь перед школьником открывается широкий мир науки и жизни.