Классный час "Здоровье и выбор профессий"

Разделы: Классное руководство


Цель:

  1. Подготовка девятиклассников к осознанному выбору профессии и пути продолжения образования, выявить, в какой профессии подростки хотят себя реализовать;
  2. Сформировать реальное представление о возможностях приложения своих профессиональных намерений с учетом состояния здоровья;
  3. Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.

Задачи:

  1. Знакомство с результатами анализа ответов учащихся на анкету «Выбор профессии»;
  2. Определение требований предъявляемых профессиями к здоровью человека. Метод: «Мозговой штурм»;
  3. Обсуждение вопроса значения воли в преодолении недуга. Метод: групповая дискуссия;
  4. Выявление методов профилактики и закаливания. Метод: групповая дискуссия;
  5. Закрепление пройденного материала. Метод: ролевая игра и ее обсуждение.

Эпиграф к классному часу:

Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто.
Сократ.

Ход классного часа

Организационный вопрос. Приветствие. Сообщение темы и цели классного часа.

Слово классного руководителя:

- Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы обсудить серьезный вопрос - выбор профессии. На сегодняшнем мероприятии мы должны выяснить, как здоровье человека может серьезно влиять на выбор профессии.

На классный час мы пригласили гостей, чтобы они помогли нам советами при выборе профессии. Сегодня у нас в гостях участковый врач-терапевт Александр Федорович Федотов, ответственный за здоровье школьников по Агрызскому району Муслимова Налида Фархатовна, ответственный за здоровье учащихся Кичкетанского лицея Зиннатова Назиля Мехаматнуровна.

Наш классный час пройдет в необычной форме и поэтому хочу напомнить вам правила работы:

  1. Доверительный стиль общения;
  2. Искренность в общении;
  3. Активное участие в происходящем;
  4. Уважение к говорящему;
  5. Не перебивать говорящего;
  6. С места не выкрикивать.

Начнем классный час с игры. («У каждого свое мнение»)

Берется лист бумаги. Глаза у учащихся закрыты. Задание: разделить лист бумаги на две части и оторвать одну часть. Глаза открываем. Листок поднимаем вверх. Одинаковы ли ваши листы?

(Ответы учащихся).

Вывод: у каждого человека есть свое мнение, каждый из нас является личностью. И вы должны высказать только свое личное мнение. Сегодня мы распределили вас по группам, исходя из вашего выбора.

Незадолго до нашего классного часа мы с вами провели анкетирование на тему «Выбор профессии», где вы, отвечая на вопросы анкеты, выбрали себе определенный тип труда. За I столом сидят учащиеся, которые выбрали тип «Человек - знаковая система», за 2 столом - «Человек - природа», за 3 столом - «Человек - техника», за 4 столом - «Человек - художественный образ». Тип труда «Человек - человек» никем из вас не выбран.

Да, вы сделали свой выбор - это оптимальное решение задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда - приближенными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьезнее вы относитесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигнете цели. Надо решить, какой путь избрать после 9 класса - продолжить обучение в общеобразовательной школе, в техникумах, училищах или в профильном классе нашего лицея. Вам предоставляется с начала нового учебного года уникальная возможность продолжить обучение в 10 классе по направлению «Техносферная безопасность» по специальностям «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Пожарная безопасность». У вас еще есть время подумать, так как в группе «Человек - техника» набралось 7 учащихся. Выбор за вами!

Коротко формулу «хорошего выбора» можно выразить тремя словами:

(формула на доске)

хороший выбор
нужно
хочу
смогу

Беседа с учащимися:

- Как вы понимаете формулу «хороший выбор»?

(Ответы учащихся)

Вывод классного руководителя:    

  • «хочу» - это желания, интересы, склонности личности.
  • «могу» - это человеческие возможности
  • «нужно» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьей и так далее.

Работа в группах:

  • Вы должны защитить, почему именно этот тип труда вам наиболее близок?

  • Кто или что повлияло на ваш выбор? (Ответы учащихся в группах).

Вывод классного руководителя.

- Скажите, пожалуйста, учащиеся, какие 4 фактора нужно знать, чтобы правильно выбрать профессию?

(Ответы учащихся).

Классный руководитель прикрепляет на доске к рисунку самолета (на месте 4 двигателей) листки с надписью:

  • интерес;
  • склонности и способности;
  • потребности общества в кадрах;
  • здоровье.

Слово учителя:

- Чтобы наш «самолет» достиг своей цели, чтобы «двигатели» работали стабильно, важно, чтобы мы правильно определили свой выбор и заранее себя подготовили к самореализации.

Беседа с учащимися:

- Какое из этих условий более важное? Почему?

(Ответы учащихся).

Взгляд специалиста - врача - терапевта. (О группах здоровья)

Практическая работа. Метод «Мозговой штурм».

Каждой группе дается лист бумаги, где написано название профессии. За 2-3 минуты вы должны решить, какие требования эти профессии предъявляют к здоровью человека.

1 группа «Человек - знаковая система» - экономист;

2 группа «Человек - художественный образ» - дизайнер;

3 группа «Человек - природа» - эколог;

4 группа «Человек - техника» - шофер.

(Ответы учащихся).

После ответа каждой группы врач-терапевт дополняет или исправляет ответы учащихся.

Вопрос врачу-терапевту:

- Какие заболевания для этой конкретной профессии являются противопоказанными?

- А что же делать ученику, выбравшему ту или иную профессию, если по состоянию здоровья ему противопоказана данная специальность?

- Можно ли с уверенностью сказать, что болезни можно преодолеть?

(Ответ врача-терапевта).

Классный руководитель:

Обобщая и поддерживая слова врача, хочу, чтобы вы привели примеры из жизни замечательных и выдающихся людей.

(Ответы учащихся о воле, сильном духе Суворова, Алексея Маресьева, Владимира Винокура, Цезаря, Бетховена, Папанова и других).

Вопрос классу:

- Какими чертами характера обладали эти люди?

Классный руководитель:

- Не только среди знаменитых людей, но и в нашем селе есть сильные духом люди, которые смогли преодолеть недуги, среди них есть и ваши родители. (Ответы Лейсан, Риммы, Айдара, Салавата).

Вывод.

Беседа с учащимися: - А как победить те или иные болезни? Какие виды профилактики и закаливания вам знакомы?

(Ответы учащихся)

(Взгляд специалистов Налиды Фархатовны, Назили Мехаматнуровны).

Классный руководитель:

- Не только профилактика и закаливание, но и советы психолога помогают преодолеть болезни. Предлагаем вашему вниманию сценку «Профконсультация».

Ролевая игра. Обсуждение ролевой игры:

- Какой совет дадите Рамису?

- Согласны ли вы с психологом?

Классный руководитель:

- В конце нашего классного часа я хочу предложить памятки - рекомендации по выбору профессии.

(Каждому участнику раздается памятка).

Рекомендации по выбору профессии:

1. Каждый сам выбирает профессию, и если сам ошибается,  то сам должен учиться на своих ошибках, решать и поступать по-своему.

2. Изучайте профессию и все, что с ней связано.

Обратите внимание на потребности, престижность, зарплату будущей профессии.

3. Определитесь, что вы можете и что нужно знать.

4. Выделите дальнюю профессиональную цель, соотнесите ее с личностными, семейными, досуговыми целями.

5. Не бойтесь риска, ошибок, найдите в себе силы исправлять ошибки.

6. Имейте резервный вариант на случай неудачи.

7. Помните, на вашем пути могут быть трудности, спланируйте пути и средства преодоления трудностей.

8. Для достижения цели вам надо много читать, работать, думать.

Обобщение:

Классный руководитель:

Мы сегодня разобрали такой серьезный вопрос, как здоровье влияет на выбор профессии. Выяснили что, для того чтобы человек сохранял свое здоровье, не болел, он должен вести здоровый образ жизни: заниматься спортом, ходить босиком, обливаться холодной водой, почаще ходить в баню, забыть о своих вредных привычках, сочетать работу и отдых, отдых на свежем воздухе, любить людей, не нервничать по пустякам, к жизни относиться проще и спокойнее. Тогда вы будете здоровы, и выбор профессии будет зависеть исключительно от ваших интересов, склонностей и способностей. Вы никогда не должны забывать слова философа Сократа, что «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто». Раз вы выбрали себе будущую профессию, если она вам нравится, если вам позволяет здоровье, то у вас все должно получиться. Желаю вам больших успехов в учебе, хочу, чтобы ваши мечты сбылись.

Сегодняшний классный час я хочу закончить стихотворением,  которое написала ваша любимая учительница Саматова Люция Салимгараевна:

Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.

А от своего имени хочу добавить, чтобы вы поверили в свое здоровье и берегли его.

Литература

  1. Башинова С.Н., Захарова О.К. – Сборник методических материалов в помощь педагогам- психологам общеобразовательных учреждений. – Казань: РИЦ «Школа», 2005. – 264 с.
  2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В., Жокина Н.А., Мартишина Н.В. – Справочник заместителя директора школа по воспитательной работе./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 – 160 с.
  3. Галеева С.Г., Кашуркина С.С., Харисов Ф.Ф. – Образование и здоровье. Дидактические материалы и методические рекомендации для проведения уроков здоровья в школе. – Казань, РИЦ «Школа», 1999. – 164 с.