Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Сборник логокоррекционных программ, направленных на диагностику и преодоление нарушений устной и письменной речи детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста

Разделы: Преподавание в начальной школе, Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Пояснительная записка к сборнику логокоррекционных программ

Данный сборник логокоррекционных программ – итог многолетнего опыта работы учителей-логопедов Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей “Детский дом-школа № 35” г. Анжеро-Судженска Кемеровской области, структура которого позволяет осуществлять логопедическую помощь детям дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, что даёт возможность ранней диагностики речевого дефекта (дислалия, общее недоразвитие речи (II-III), дизартрия), поэтапной коррекции нарушений устной и письменной речи (общее недоразвитие речи (III-IV), дислексия, дисграфия, дизорфография) на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов, методов, что и является наиболее значимым при осуществлении преемственных связей. В основе создания сборника – проекты программ Министерства образования РФ по коррекции устной и письменной речи, научно-методические рекомендации, инструктивно-методические письма, но так как они не являются допущенными и рекомендованными Министерством образования РФ к использованию как программы, то возникла необходимость разработки рабочих программ, адаптированных на специфику работы учреждений интернатного типа.

Особенность воспитательно-образовательного процесса детских домов-школ – круглогодичное поступление детей не только с нормальным психологическим развитием, но и в анамнезе которых отмечается социально-педагогическая запущенность (СПЗ), задержка психического развития (ЗПР), хронические соматические заболевания, патология в строении и функции органов зрения, слуха; что замедляет сроки проведения логокоррекционной работы. Поэтому преодоление нарушений устной и письменной речи детей необходимо проводить в двух направлениях: для детей с нормальным психологическим развитием (воспитывающихся и обучающихся при ДДШ № 35 или других общеобразовательных учреждениях), вновь прибывших детей, имеющих педагогическую норму; для детей с ЗПР, СПЗ (воспитывающихся и обучающихся ранее в группах ЗПР, классах СКК и ККО), вновь прибывших, имеющих пробелы в знаниях. Кроме того, ранняя своевременная диагностика речевого развития каждого воспитанника поможет правильно оценить все проявления речевой недостаточности с учётом возрастных особенностей, а влияние медикаментозного и психологического сопровождения является важным фактором оптимизации коррекционно-образовательного процесса. Сборник логокоррекционных программ включает пять программ (глав):

Глава 1. “Логопедическое обследование устной и письменной речи детей” (3 – 12 лет), в котором рассмотрена проблема преемственности в создании комплексного подхода диагностики, способствующего формированию и сохранению здоровьесберегающего пространства.

Цель программы: выявление уровня речевого развития, характера и этиологии выявленных нарушений, отслеживание динамики в речи ребенка за весь период обучения в данном учреждении. Правильно проведенное обследование позволяет: дать полное и точное заключение состояния речи детей 3-12 лет; установить степень выраженности нарушения в каждой возрастной группе; подходить системно к анализу нарушения; выявить первооснову дефекта речи, либо его вторичность; определить относительно сохранные функции и процессы; выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.

Основная задача учителя-логопеда при обследовании – правильно оценить все проявления речевой недостаточности каждого воспитанника с учетом возрастных особенностей. Обследование речевого развития дошкольников включает в себя диагностику устной речи, которая проводится учителем-логопедом в несколько этапов. Речь дошкольников первоначально обследуется в повседневной жизни при наблюдении в психологически комфортной обстановке (во время занятий, прогулок, самостоятельной деятельности).

После этих наблюдений общего порядка необходимо проверить речь каждого ребенка на специально подобранном материале. Деятельность каждого этапа составляет: 3-4 года – 3 раза в неделю по 10 минут; 5-6 лет – 2 раза в неделю по 15 минут. В диагностике речи детей дошкольного возраста основное внимание обращается: 3-4 года – уровень понимания речи, активный и пассивный словарь, владение двусложной фразой. 5-6 лет – звукопроизношение, грамматический строй речи, связную речь, фонематическое восприятие. Обследование речевого развития детей младшего и среднего школьного возраста включает диагностику устной речи, которая осуществляется учителем-логопедом индивидуально с каждым учащимся, и письменной речи, диагностика которой проводится на фронтальных занятиях. Общая продолжительность обследования на каждого ребенка – 1 час.

При обследовании устной речи школьников необходимо учитывать: 1 класс: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), звукопроизношение; 2,3 классы: знаки звукобуквенного анализа и синтеза, словообразования и словоизменения; 4 класс: уровень сформированности письма и чтения, владение связной речью; 5, 6 классы: понимание сложных лексико-грамматических конструкций, владение речью как планирующей, регулирующей, коммуникативной функцией. Таким образом, обследование устной речи включает в себя диагностику всех основных компонентов речи: звукопроизношение, фонематические процессы, лексику, грамматику, связную речь и т.д. с обязательным сбором данных о ходе раннего речевого развития, что помогает установить более точно вид, характер и степень тяжести выявленного дефекта.

Особое внимание необходимо уделять проблеме нарушения письменной речи школьников – одной из самых важных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение – цепи начального обучения – превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Поэтому необходимо своевременно выявить и преодолевать расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся на последующие этапы обучения. Поэтому обследование письменной речи включает диагностику чтения и письма. В обследовании письменной речи младших школьников необходимо выявить: правильное соотношение звук — буква; обозначение мягкости согласных; последовательность букв в слове; смешение, перестановки, замены букв (и их элементов), слогов по оптическому, артикуляционно-акустическому признаку. В среднем же звене учитывается проявление уровня сформированности орфографических, синтаксических и пунктуационных навыков, развития связной речи. Обследование проводится 3 раза в год: сентябрь – первичное речевое обследование; январь – промежуточное экспресс-диагностическое обследование; май – итоговое обследование.

Все результаты обследования фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого обследуемого ребенка в индивидуальном листе развития, что обеспечивает передачу информации о ребенке в системе преемственности: дошкольное – начальное – среднее звено обучения.

Глава 2. “Волшебный мир слов и предложений” предусматривает коррекцию недоразвития лексико-грамматической стороны речи, овладения навыками связного речевого высказывания в пределах возрастного уровня (5-7лет). В старшей и подготовительной к школе группе с учетом структуры дефекта проводятся фронтальные занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи. Задачи: развивать понимание речи, уточнять и расширять словарный запас, формировать обобщающие понятия, формировать практические навыки словообразования и словоизменения, отрабатывать умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур, обучать детей самостоятельному высказыванию, вырабатывать умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.

ЦЕЛЬ: максимальная коррекция недоразвития лексико-грамматической стороны речи, овладение навыками связного речевого высказывания в пределах приближенных возрастному уровню. Данная рабочая программа составлена на основе учебно-методического пособия “Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой (рекомендовано Управлением специального образования Министерства общего и профессионального образования РФ), учебно-методического пособия, “Коррекционное обучение и воспитание детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной (рекомендовано Министерством образования РСФСР), учебно-методического пособия Т.А. Ткаченко “Если дошкольник плохо говорит” и “В первый класс без дефектов речи”, методического пособия Н.В. Нищевой “Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи”. Занятия с детьми: 5-6 лет – 3 раза в неделю, длительность 25 минут, всего за год обучения 104 занятия; 6-7 лет – 3 раза в неделю, длительность 30 минут, всего за год обучения 104 занятия.

К концу второго года обучения, при условии соблюдения систематичности и последовательности в изучении материала, дети могут овладеть следующими знаниями и умениями (Приложение №1.)

Глава 3. “Красиво говорим – грамотно пишем” предназначена для проведения коррекционных занятий с дошкольниками с ЗПР и младшими школьниками (1,2 класс) с нормальным психологическим развитием, ЗПР, СПЗ, вновь прибывших детей, имеющих общее недоразвитие речи (III-IV) с элементами работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.

Цель программы: целенаправленная коррекция ОНР (III, IV) детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным психологическим развитием и задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома-школы при переходе из дошкольного учреждения в школу.

Задачи: совершенствовать звукопроизношение, формировать фонематические процессы анализа и синтеза, активизировать словарный запас, формировать грамматический строй речи, развивать связную речь, развивать мелкую моторику, вырабатывать у детей навык продуктивной учебной деятельности, предупредить нарушения письма и чтения, вероятность появления которых особенно велика у детей данной категории. Осуществить такой объем работы можно лишь при условии квалифицированного, комплексного и системного специального обучения воспитанников.

Программа состоит из двух блоков: I блок – Коррекция ОНР (III) у детей 5-7 лет с ЗПР; II блок – Коррекция ОНР (III, IV) у младших школьников с нормальным психологическим развитием и с ЗПР, СПЗ. Цель 1 блока: целенаправленная коррекция ОНР III уровня, осложненного ЗПР у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома-школы.

Содержание I блока программы рассчитано для работы с детьми 5-7 лет, имеющих ОНР III, осложненного ЗПР на 2 года обучения. Два раздела этого блока (1 и 2 год обучения) объединяют семь основных направлений коррекционной деятельности: обследование речи ребенка, коррекция дефектов звукопроизношения, совершенствование процессов фонематического анализа и синтеза, обогащение словаря по основным лексическим темам, овладение грамматическими категориями, развитие связной речи, развитие мелкой моторики. Занятия проходят 5 раз в неделю (три подгрупповых; 2 индивидуальных). Длительность подгрупповых занятий 25-30 минут, индивидуальных – 15-20 минут. Длительность 1 года обучения – 104 часа; 2 года обучения – 104 часа.

В структуру каждого логопедического занятия входит: мотивационная установка, коррекция звукопроизношения, развитие фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматические упражнения, развитие связной речи, неречевых процессов, развитие мелкой моторики, рефлексивный анализ. Индивидуальная коррекционная работа по постановке правильного звукопроизношения проходит через основные этапы обучения: подготовительный (отработка сохранных звуков, гласных звуков, комплекса артикуляционной гимнастики) – постановка звуков (от более легких к сложным) – автоматизация и дифференциация по мере постановки звуков (изолированно, в слогах, словах, предложении, фразе). Речевая коррекция должна проводиться параллельно с занятиями психолога, на которых идет целенаправленная работа по коррекции психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия.

Содержание II блока программы рассчитано для работы с обучающимися 1-2 классов, имеющих ОНР (III), осложненного ЗПР, СПЗ и ОНР (III), ОНР (IV – НВОНР) с нормальным психологическим развитием, а так же с вновь прибывшими, успевающими по предметам и имеющими проблемы в обучении. Цель II блока: предупреждение и преодоление неуспеваемости обучающихся, обусловленной различными нарушениями развития устной и письменной речи, создание предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Задачи: оказать помощь обучающимся в овладении дидактической коммуникацией, формировать навык свободно и адекватно использовать учебную терминологию, восполнить пробелы в развитии речевой функции, произвольного поведения и произвольности в общении; упорядочить и развить у детей звуковые, морфологические и синтаксические конструкции обобщения, развить и совершенствовать речемыслительную деятельность обучающихся.

Планирование коррекционной работы в данном блоке рассчитано на 2 года обучения (1 – 2 классы) и составляет для обучающихся с НВОНР и ОНР (III) при нормальном психологическом развитии – 136 часов, при проведении занятий 2 раза в неделю по: 1 класс – 35 мин, 2 класс – 40 мин. Поскольку дефекты речи у обучающихся с ЗПР проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и связаны с особенностями их психофизиологического развития, то для детей с ОНР (III), осложненным ЗПР, СПЗ, предусмотрено 204 часа при проведении занятий 3 раза в неделю по: 1 класс – 35 мин, 2 класс – 40 мин. Следовательно, воспитанники детского дома, уже имеющие логопедическое заключение “ОНР (III), осложненное ЗПР, СПЗ” и вновь прибывшие, не успевающие по основным предметам, при поступлении в школу зачисляются на логопункт, где проводится коррекционная работа с учетом первичного дефекта. В группу “ОНР (III) при нормальном психологическом развитии” – дети с ОНР (III,IV) и вновь прибывшие, хорошо успевающие по предметам. На первом году коррекционного обучения идет работа по формированию и закреплению навыка правильного письма. Второй блок программы состоит из 2 разделов: 1 раздел – 1-ый год обучения, 2 раздел – 2-ой год обучения. Каждый раздел сочетает в себе коррекционную работу с детьми не только нормального психологического развития, но и с детьми, имеющими ЗПР, СПЗ, и вновь прибывшими, не успевающими по основным предметам.

Раздел 1 предназначен для коррекции обучающихся 1 классов с ОНР (III) при ЗПР, СПЗ, вновь прибывших, не успевающих по предметам, и составляет 102 часа; для обучающихся с ОНР (III,IV) при нормальном психологическом развитии и вновь прибывших, имеющих данное речевое заключение, но успевающих по основным предметам, составляет 68 часов. Первый раздел включает в себя:

1) Подготовительный этап.

Задачи: Уточнить речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь); развивать и совершенствовать фонематические представления; определить состояние коммуникативных умений и навыков; осуществлять развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности.

2) I этап – Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Задачи: Развивать фонематические процессы; формировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слов с использованием изученных к этому времени в классе букв и отработанных терминов; автоматизировать поставленные звуки, закреплять звуко-буквенные связи. Формировать готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова. Основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР является одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим методом устного опережения в занятия I этапа избирательно включаются элементы материала I и II этапов.

Раздел 2 предназначен для коррекции обучающихся 2 классов с ОНР(III) при ЗПР, СПЗ, вновь прибывших, не успевающих по предметам, и составляет 102 часа; для обучающихся с ОНР(III,IV) при нормальном психологическом развитии и вновь прибывших, имеющих данное речевое заключение, но успевающих по основным предметам, составляет 68 часов. Второй раздел включает в себя:

1) II этап – Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.

Задачи: Уточнить значение имеющихся у детей слов, обогатить словарный запас как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования; уточнить значение используемых синтаксических конструкций; развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

2) III этап – Восполнение пробелов в формировании связной речи.

Задачи: Формировать навыки построения связного высказывания, программирование смысла и смысловой культуры высказывания, развивать логику, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, в отборе языковых средств, формировать практические представления о тексте, умения и навыки анализировать текст, совершенствовать умения и навыки осуществлять в процессе диалога такие высказывания, как сообщения, побуждение к действию, получение информации, обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение.

Работа логопеда по второму блоку данной программы имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи. К концу второго года обучения по блокам и разделам программы воспитанник должен владеть знаниями и умениями, представленными в приложении №2.

Глава 4. “Пиши, читай, размышляй” – проведение коррекционных занятий с младшими школьниками (3,4 класс) с нормальным психологическим развитием, ЗПР, СПЗ, вновь прибывших, не успевающих по основным предметам, имеющих дисграфию и дислексию. Цель программы: коррекция дисграфии и дислексии обучающихся младшего школьного возраста с нормальным психологическим развитием и задержкой психического развития, социально-педагогической запущенностью, воспитывающихся в условиях детского дома-школы, вновь прибывших, не успевающих по основным предметам.

Задачи: формировать фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза; совершенствовать лексико-грамматический строй речи; развивать связную речь; формировать пространственно-временные представления и понятия; развивать зрительное восприятие, речевое внимание и память; совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей; оказывать помощь обучающимся в овладении навыками письма и чтения с учетом индивидуальных особенностей; создавать базу для успешного овладения орфографическими навыками; проводить профилактическую работу различных видов дисграфии и дислексии.

Блок I. Коррекция дисграфии и дислексии обучающихся 3-4 классов с нормальным психологическим развитием, который рассчитан на два года обучения и состоит из двух разделов, которые включают в себя 7 направлений коррекционной работы: Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза, дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, состав слова, дифференциация букв, имеющих оптическое сходство, согласование, управление, работа с текстом. В начале и конце каждого учебного года проводится полная речевая диагностика (по 4 часа), после I полугодия – промежуточная экспресс-диагностика (2 часа) для отслеживания динамики. По каждому разделу I блока коррекция проходит на фронтальных или подгрупповых занятиях. Длительность: 1 раздела – 3 класс – 70 часов, при проведении занятий 2 раза в неделю по 40 мин; 2 раздела – 4 класса – 70 часов, при проведении занятий 2 раза в неделю по 40 мин (140 часов).

Блок II. Коррекция дисграфии и дислексии обучающихся 3-4 классов, имеющих ЗПР, СПЗ и вновь прибывших, не успевающих по предметам. Содержание данного блока рассчитано для работы с 3-4 классами на два года обучения и состоит из двух разделов, включающих 9 направлений коррекционной работы: развитие фонематического слуха, анализа и синтеза, дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, дифференциация букв, имеющих оптическое сходство, состав слова, согласование, управление, работа с текстом, чтение и пересказ текста, составление рассказов. Во II блок добавлены два последних направления, т.к. у детей с ЗПР отмечается недоразвитие связной речи, кроме того, во всех направлениях введены дополнительные часы по основным и вызывающим трудности темам. В начале и конце каждого учебного года проводится полная речевая диагностика (по 6 часов), после I полугодия – промежуточная экспресс-диагностика (2 часа) для отслеживания динамики. По каждому разделу II блока коррекция проходит на фронтальных или подгрупповых занятиях. Длительность: 1 раздела –3 класса – 104 часа, 3 раза в неделю по 40 мин; 2 раздела – 4 класса – 104 часа, 3 раза в неделю по 40 мин (208 часов). Программа создана на основе методических разработок: И.Н. Садовниковой “Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма”, Л.Н. Ефименковой “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”. К концу прохождения программы обучающиеся должны знать и уметь (Приложение №3.)

Глава 5. “Грамматей-ка”, в основе которой проведение корркционно-развивающих занятий с обучающимися 5-6 классов с нормальным психологическим развитием, а также ЗПР, СПЗ, вновь прибывших детей, имеющих нарушение письменной речи при переходе из начальной школы в среднюю.

ЦЕЛЬ: обучение грамотному письму посредством самостоятельного определения на письме орфограмм и решения необходимых для этого орфографических задач; коррекция и развитие пространственно-временных представлений у детей с различными нарушениями письменной речи при переходе из начальной школы в среднюю.

Блок 1 предназначен для коррекции дизорфографии обучающихся 5-6 классов, проходивших обучение в начальной школе (при ДДШ № 35 или других общеобразовательных учреждениях), вновь прибывших учащихся, занимавшихся в классе педагогической нормы. Задачи блока: совершенствовать умение обучающихся овладевать морфологическим анализом слов; вырабатывать алгоритм выбора необходимого проверочного слова по формально грамматическим пунктам; отрабатывать умения обучающихся оформлять устные и письменные высказывания по законам и с применением синтаксических правил. Первый блок программы рассчитан на проведение фронтальных и подгрупповых коррекционных занятий и состоит из двух разделов:

РАЗДЕЛ 1–5 класс – длительность 105 часов, 3 раза в неделю по 40 минут.

РАЗДЕЛ 2–6 класс – длительность раздела 70 часов, 2 раза в неделю по 40 минут. Данный блок основан на занятиях, умениях, навыках, приобретённых обучающимися в начальной школе и взаимосвязан с программой “Русский язык в 5-6 классах”. Блок 2 предназначен для коррекции и развития пространственно-временных представлений и ликвидации пробелов в знаниях вновь прибывших обучающихся 5-6 классов, имеющих ЗПР, СПЗ, хронические соматические заболевания, патологию в строении и функции органов зрения и слуха. Второй блок состоит из двух разделов.

РАЗДЕЛ 1–5 класс – длительность раздела – 73 часа (9+64), 2 раза в неделю по 40 минут. Первый раздел состоит из этапов:

  1. Диагностический этап, который решает следующие задачи: проводить анализ письменных работ, процесса чтения; определить состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем); проверить состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи;выявлять индивидуальные особенности таких психических процессов, как: мышление, внимание, память; выявлять наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта. На данном этапе при проведении диагностики следует подключать школьного психолога. Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года. Длительность этапа 9 часов.
  2. Подготовительный этап, задачи: уточнить созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); проводить работу по: развитию таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, сравнение, сопоставление; развитию внимания, памяти; коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики); осуществлять параллельную работу совместно с психологом на снятие у ребёнка “страха письма”; неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям; активизировать соответствующий темам словарный запас. Длительность этапа 17 часов.
  3. Коррекционный этап, работа которого направлена на преодоление дизорфографических нарушений. Она проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях по направлениям, соответствующим основным видам ошибок. При необходимости возможно параллельное проведение работы по устранению нарушений звукопроизношения, чтения и письма. Длительность этапа – 103 часа. Его особенность заключается в том, что он является переходным между первым и вторым разделом программы (45+58).

РАЗДЕЛ 2 – 6-й класс – длительность раздела – 68 часов, 2 раза в неделю по 40 минут. Второй раздел начинается с промежуточной экспресс-диагностики – 5 часов и продолжения коррекционного этапа – 58 часов. Далее следует новый (четвёртый) этап – оценочный или повтор и закрепление пространственно-временных представлений, в котором реализуются задачи: оценивать эффективность коррекционной работы; проводить повторную проверку навыков письма; анализировать различные виды письменных работ детей. Длительность этапа – 5 часов. К окончанию обучения по программе обучающиеся должны знать (Приложение №4.) Программа составлена на основе Типовой государственной программы “Русский язык 5-9 классы”, программы компенсирующего обучения по русскому языку в 5-9 классах, научно-методических разработок учителей-логопедов: Лайло В. В. “Повышение грамотности и развитие мышления”, “Развитие памяти и повышение грамотности”; Садовниковой И.Н. “Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников”; Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. “Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи”, “Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов”.

Заключение. Таким образом, ребенок, поступающий в ДДШ № 35, после логопедической диагностики и определения основного речевого нарушения включается в коррекционно-образовательный процесс в соответствии с уровнем своего развития (норма, ЗПР, СПЗ) для профилактики возможных и устранения имеющихся дефектов. Все результаты обследования фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого обследуемого ребёнка, в индивидуальном листе речевого развития, что обеспечивает передачу информации о детях в системе преемственности дошкольное – начальное – среднее звено обучения. В основном звене (13-17 лет) идёт дальнейшее отслеживание динамики самостоятельного речевого развития подростков. При поступлении детей в 3-4 классе начальной школы или в среднем звене возможность полноценной коррекции по срокам продляется. Программы сборника по логопедии, разработанные специалистами МОУ Детский дом-школа № 35, получили высокую оценку (экспертное заключение, рецензии) экспертного совета Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (сентябрь, 2006 год). Вышеперечисленные программы могут быть рекомендованы для организации работы по логокоррекции учителям-логопедам, преподавателям русского языка и литературы (в среднем звене), учителям начальных классов, педагогам-психологам, воспитателям (дошкольных учреждений, детских домов – школ).