Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Оксиды. Состав молекул, классификация, получение, значение. Оксиды в природе

Разделы: Преподавание химии


Цели

Образовательная:

  • Познакомить учащихся с оксидами, их составом и классификацией, рассмотреть названия оксидов, способы их получения, распространение в природе и применение;

Развивающая:

  • Развивать умения составлять уравнения химических реакций,
  • Сформировать представления о физических и химических свойствах оксидов;

Воспитательная:

  • Воспитывать умение работать в группе, желание помогать друг другу;
  • Любовь к предмету химии, заинтересованность процессами, происходящими вокруг в окружающем мире.

Оборудование и материалы: Вода дист. и минеральная, образцы оксидов

Тип урока. Комбинированный (урок-презентация с компьютерной поддержкой с интеграцией в другие предметы)

Ход урока

1. Организация класса

2. Мотивация учебной деятельности

Рассказ учителя

Наверное, сложно переоценить значение веществ, которые мы будем сегодня изучать, для нашей планеты и для людей. Там где нет этих веществ, нет жизни. Эти вещества образуют минералы, руды, глины, жидкий минерал, доминирующий на нашей планете.

Что же это за вещества вы ответите мне через несколько минут, когда разгадаете три загадки.

И так перед вами три шкатулки – в них разные вещества, относящиеся к теме нашего сегодняшнего урока.

? Перед вами шкатулка №1. Древний философ Фалес из Милета еще в VI веке до нашей эры назвал это вещество первым началом и сущностью всего.

Она и дождь, и град, и снег,
Туман и гололед,
Носитель благ, предвестник бед -
И радуга и лед.

Что это за вещество?

(учащиеся дают ответ)

Ответ прост – это вода

  • Вода покрывает 71% площади поверхности Земли, или 361 млн. км2
  • Объем воды на планете составляет 1,5 млрд. км3

Запишите формулу воды в тетрадь.

? А что в шкатулке №2?

Подсказка №1

Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза.

Подсказка №2

Это газ, выделяемый нами при выдохе.

Ответ готов?

(учащиеся дают ответ)

Верно, это углекислый газ

  • Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико, всего 0,04—0,03%.
  • Растения, благодаря фотосинтезу, усваивают углекислый газ из атмосферы, превращая минеральные вещества в органические — глюкозу, крахмал.
  • В воздухе, выдыхаемом человеком, углекислого газа 4%.

Запишите формулу углекислого газа.

? И последняя шкатулка. Для того, чтобы разобраться, что же в ней, послушайте отрывок из стихотворение А. Ахматовой:

…На рукомойнике моем
позеленела медь,
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть…

? Что произошло с медью? Она окислилась. Что означает - окислилась?

Напишите уравнение реакции окисления меди и получите ответ!

2Сu + O2 -> 2 CuO

Вы разгадали три загадки. Получили три разных вещества. Первое – вода – жидкость, без которой немыслимо существование жизни на земле.

Второе вещество – углекислый газ, газ необходимый растениям для фотосинтеза, а значит для питания и жизни.

Третье вещество твердое – оксид меди.

? Что же между ними общего?

Учащиеся выдвигают предположение о схожести состава молекул

  1. Состоят из двух элементов
  2. В состав молекул обязательно входит оксиген

Такие соединения называют оксидами.

3. Объяснение нового материала

Объявление темы урока.

Запишите тему нашего урока: Оксиды, их классификация, получение, применение.

? Так что же такое оксиды?

(Учащиеся формулируют правило)

Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых оксиген.

Поскольку оксиды могут быть образованы почти всеми химическими элементами (за некоторым исключением), необходимо, чтобы не было путаницы, чтобы у каждого было свое название.

Названия оксидов

Посмотрите на формулы оксидов, которые записаны у вас в тетради.

Химическое название этих оксидов: гидроген оксид, карбон (IV) оксид, купрум (II) оксид.

? Почему в первой формуле мы не указали валентность, а во второй и третьей указали?

(учащиеся выдвигают версию о том, что для элементов с постоянной валентностью не надо указывать, для элементов с переменной валентность необходимо указать валентность.)

По международной номенклатуре названия оксидов происходят от названия химических элементов с добавлением слова “Оксид”. Если элемент имеет переменную валентность, то она указывается римскими цифрами, взятыми в скобки после названия химического элемента.

Упражнение “не прерви цепочку”.

(Для каждого ученика приготовлена карточка с формулой оксида. Ученик поднимает карточку, показывает всем, и дает название оксиду. Работа по цепочке. )

? Рассмотрим три формулы веществ, разгаданных вами. Чем они отличаются? (учащиеся говорят, что в первых двух формулах на первом месте стоит неметалл, а в третьей формуле – металл. )

Даем определение кислотным оксидам:

Оксиды неметаллов называют кислотными оксидами.

? Почему эти оксиды названы кислотными?

CO2 + H2O = H2CO3

SO3 + H2O = H2SO4

Оксиды, которым соответствуют кислоты (независимо от того, реагируют они с водой или не реагируют) называют кислотными.

? СаО MgO K2O

Что же между ними общего?

Оксиды металлов называют основными оксидами.

Что означает слово основные пока не понятно.

Если кальций оксид (негашеная известь) соединить с водой, то получиться новое вещество состава Са(ОН)2 – основание. Его используют весной в садах, парках, скверах для побелки деревьев.

Теперь, когда мы познакомились с основаниями, становится понятным название – основной оксид.

Оксиды, которым соответствуют основания (независимо от того, реагируют они с водой или не реагируют) называют основными.

Существуют амфотерные элементы.

  • Амфотерность – способность элементов и веществ проявлять двойственные свойства.
  • Амфотерными являются Be, Zn, Al и некоторые другие элементы.
  • Их оксиды и гидроксиды реаги