Методическая разработка урока основ сестринского дела "Оксигенотерапия"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


11 класс, I полугодие, дисциплина основы сестринского дела, по программе II курса отделения “Сестринское дело” (специальность 0406) Ростовского базового медицинского колледжа.

Урок предназначен для освоения темы “Оксигенотерапия” в 11-х медико-биологических классах МОУ ЕНЛ №11 г Ростова-на-Дону, в 8-11 классах общеобразовательных школ и лицеев с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин при проведении факультативных занятий и в кружковой работе.

Мотивация занятия

Лечение кислородом (оксигенотерапия) проводят по назначению врача при многих заболеваниях органов кровообращения и дыхания. Кислород является необходимым компонентом для жизни любого живого существа, поэтому при кислородной недостаточности он используется как лекарственное средство с целью заместительной терапии.

Применяя любой из методов оксигенотерапии, нужно стремиться к тому, чтобы он был удобен для пациента и не создавал дискомфорта, давал оптимальную, а не максимальную концентрацию кислорода и мог бы сочетаться с другими методами дыхательной терапии (например, дыхательной гимнастикой). Когда нет признаков гипоксии, оксигенотерапия “на всякий случай” - скорее враг, чем друг.

Медицинские сестры должны сегодня владеть глубокими теоретическими знаниями по применению инновационных методик введения кислорода в организм человека, осуществлять манипуляцию оксигенотерапии в соответствии со стандартами практической деятельности медсестры России и уметь выявлять проблемы пациента при нарушении удовлетворения потребностей пациента в адекватном дыхании, осуществляя сестринский процесс в зависимости от ситуации.

Цели занятия

1. Учебные

  1. Закрепить знания учащихся по теме “Оксигенотерапия”
  2. Научить учащихся:
    • проводить оксигенотерапию с помощью носовой кислородной канюли, носового катетера
    • осуществлять сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребности пациента в адекватном дыхании на примере клинической ситуации
  3. Формировать умения:
    • проводить манипуляции согласно заданному алгоритму
    • применять процедуры оксигенотерапии в зависимости от ситуации
  4. Формировать навыки:
    • работы в группах
    • общения с коллегами и коммуникабельности

2. Развивающие

Развивать:

  • логическое, клиническое мышление, внимание, память
  • познавательный интерес к заданной теме
  • навыки самостоятельной работы
  • умение контролировать выполнение манипуляции

3. Воспитательные

Воспитывать:

  • милосердие, чувство ответственности, терпения к пациенту при выполнении манипуляций
  • чуткость, внимание, умение быстро и квалифицированно оказывать помощь в неотложных ситуациях
  • бережное отношение к чувствам больных и их родственникам

Тип занятия: практическое – формирование умений и навыков место проведения: кабинет доклинической практики основ сестринского дела МОУ ЕНЛ №11, ул. Верхненольная, 8.

Продолжительность занятия: 120 минут.

Методы обучения :

1. Проблемный;

2. Алгоритмический.

Внутрипредметные связи

Дисциплина Тема
“Основы сестринского дела”
  1. “Биоэтика”
  2. “Общение в сестринском деле”
  3. “Обучение в сестринском деле”
  4. “Инфекционный контроль”
  5. “Применение лекарственных средств”

Межпредметные связи

1. Биология; 2. Химия; 3 Экология; 4. Анатомия; 5. Фармакология; 6. Микробиология; 7. . Сестринское дело в хирургии; 8. Психология; 9. Латинский язык.

Оснащение занятия

1. Раздаточный материал:

  • Стандарты манипуляций
  • Рисунки
  • Таблицы

2. Наглядные пособия:

  • Оснащение манипуляции: Кислородная подушка, аппарат Боброва, катетеры и канюли носовые, глицериновое масло, перчатки, ножницы, лейкопластырь, вода дистиллированная стерильная.

Учебные пособия: электронный учебно-методический пакет (УМП) “Оксигенотерапия”.

3. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор .

Структура и содержание занятия

  Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения Время Примечание
1 Организационная часть:

- приветствие

- проверка внешнего вида

- готовность к занятию

- проверка отсутствующих

2 минуты  
2 Сообщение темы, цели и плана проведения занятия, запись темы в дневнике практических занятий. 3 минуты Учитель задает основополагающий вопрос урока “Оксигенотерапия проводится с целью лечения или профилактики?”
3 Ответы на вопросы учащихся по теме занятия 5 минут  
4 Контроль и коррекция исходного уровня знаний учащихся 10 минут Графический диктант (используются информационные компьютерные технологии (ИКТ))
5 Объяснение нового материала

Web-сайт учителя

Демонстрация преподавателем манипуляции на фантоме:

Оксигенотерапия с помощью носовой канюли, носового катетера

Презентация учащегося

15 минут

15 минут

Используются ИКТ

(Приложение 1)

  • научно-исследовательский проект “ Роль кислорода в удовлетворении одной из основных человеческих потребностей человека-дышать” (Приложение 2); используются ИКТ; обсуждение результатов исследования.
6 Самостоятельная работа учащихся по отработке манипуляции; работа с раздаточным материалом, литературой и Интернет-ресурсами

(Использование проблемного метода обучения и игровых технологий)

40 минут
  • организация малых групп по 2-3 человека; выбор группового варианта проблемной ситуации, распределение ролей (медсестра, пациент, родственники пациента); решения проблемной ситуации через разыгрывание ролей.
7 Решение ситуационной задачи 5 минут Используются ИКТ
8 Итоговый контроль знаний учащихся 10 минут Задания в тестовой форме. Используются ИКТ.
9 Подведение итогов занятия. Запись итога дня в дневнике практических занятий. Проверка дневников преподавателем. Выставление оценок. 10 минут Критерии оценки:
  • графический диктант; решение проблемных ситуаций;
  • задания в тестовой форме;
  • практическая работа; внешний вид;
  • активность на занятии;
  • ведение дневника.
10 Домашнее задание.

Тема: “Термометрия”

Уметь:

1. Оказать помощь пациенту в зависимости от периода лихорадки.

2. Осуществить сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела на примере клинической ситуации.

3. Измерять температуру тела в подмышечной области и регистрировать результаты измерений.

4. Проводить дезинфекцию и хранить термометры.

Литература:

1. С. А. Мухина, И. И. Тарновская.

Практическое руководство к предмету “Основы сестринского дела”. Учебное пособие- М. Родник, 2001г. ,156-159, 161.

2. С. А. Мухина, И. И. Тарновская. Теоретические основы сестринского дела. Уч. пособие. М. Родник, 2001,стр. 190-195.

3. Т. П. Обуховец, Т. А. Склярова, О. В. Чернова. Основы сестринского дела. Сер. “ Медицина для вас” Ростов н/Д,: Феникс, 2003,стр. 350-358.

5 минут  

Рабочая тетрадь. (Приложение)

Введение

На современном этапе развития медицины и в условиях реформирования сестринского дела в России остро стоит проблема сохранения здоровья населения.

Сейчас медицинские сестры совместно с другими специалистами видят главную задачу в поддержании здоровья и профилактике заболеваний. В решении этой проблемы важно изучить влияние образа жизни на здоровье людей. Среди экзогенных факторов риска здоровья человека немаловажное значение имеют факторы внешний среды, среди которых важнейшим является вдыхаемый человеком воздух.

Потребность человека в кислороде (нормально дышать) является одной из основных физиологических потребностей. Поддержание этой потребности должно стать для медицинской сестры приоритетной задачей.

Кислород – важнейший химический элемент, абсолютно необходимый для жизни человека и животных. Учитывая постоянно растущий уровень загрязнения окружающей среды, можно сказать, что все мы в той или иной степени испытываем недостаток кислорода и особенно чувствителен к этому недостатку организм ребенка. Мы дышим кислородом, а дыхание - синоним жизни. Современный человек вдыхает воздух, содержащий приблизительно 21% кислорода и 0,03% углекислого газа. В выдыхаемом воздухе содержится 16% кислорода и 3,7-4% углекислого газа. Нарушение оптимального баланса между кислородом и углекислым газом оказывает непосредственное влияние на здоровье и самочувствие человека. При обычных условиях кислород не только невидим, но и не воспринимается никакими органами чувств. Но недостаток, а тем более отсутствие кислорода мы ощутили бы моментально. Ведь воздух тоже бывает разным!

Актуальность исследования профилактической направленности в условиях антропогенных нагрузок на окружающую среду соответствует приоритетным направлениям национальной стратегии “Здоровье для всех в ХХI веке”. Целью исследования является изучение роли кислорода в удовлетворении одной из основных физиологических потребностей человека – дышать. Задачами исследования являются: 1) Поиск и обработка информации о влиянии кислорода, содержащегося во вдыхаемом воздухе, на состояние здоровья человека. 2) Изучение информированности учащихся 11-х медико-биологических классов МОУ ЕНЛ №11 о составе и качестве вдыхаемого воздуха. 3) Исследование с целью определения возможного недостатка поступления кислорода в организм учащихся 11-х классов МОУ ЕНЛ №11. 4) Разработка рекомендаций по устранению фактора риска здоровья человека, связанного со снижением содержания кислорода во вдыхаемом воздухе.

Результаты исследований

Исследование по вопросу о роли кислорода в дыхании человека проводилосьс 2004-2005 года в МОУ ЕНЛ №11 и, заключалось, в обзоре литературных источников. В 2005-2006 году продолжение исследований в этой области было обусловлено тесным сотрудничеством учащихся медико–биологических классов с созданной в МОУ ЕНЛ №11 творческой лабораторией преподавателей “Исследование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе” и необходимостью более широкого информирования учащихся и преподавателей по преодолению факторов риска здоровья, соблюдению санитарно-гигиенического режима в учебном заведении.

Мы проанкетировали 25 учащихся одиннадцатых классов в возрасте от 15 до 18 лет.

Методы исследования:

  1. Анкетирование;
  2. Статистический.

Статистическую обработку полученных данных проводили при помощи компьютерной программы Microsoft Excel.

1. Результаты анкетирования учащихся по определению уровня знаний по вопросу о составе и качестве вдыхаемого воздуха

Способствовать профилактике здоровья должен, прежде всего, здоровый образ жизни и наличие достоверной информации по конкретному фактору риска здоровья. С целью определения уровня знаний по вопросу о составе и качестве вдыхаемого воздуха проведено анкетирование учащихся, углубленно изучающих дисциплины естественного цикла.

Нами была разработана анкета (приложение 3), позволяющая оценить знания по данному вопросу с точки зрения различных наук - химии, биологии, экологии, основ сестринского дела.

В результате исследования было выяснено, что из 100% учащихся - 88% владеют знаниями по вопросу о составе качестве вдыхаемого воздуха. На наш взгляд, вопросы анкеты позволили оценить уровень знаний по дисциплинам естественного цикла, касающегося теоретических аспектов по составу атмосферного воздуха.

2. Результаты тестирования учащихся на определение возможного недостатка поступления кислорода в организм.

В ходе нашего исследования было проведено тестирование учащихся 11-х медико-биологических классов с целью определения возможного недостатка кислорода в организме человека на основе наличия различных симптомов.

Нами был предложен стандартный тест (приложение 4), позволяющий определить возможный недостаток кислорода в организме.

На основе полученных результатов из 100% учащихся - 68% предположительно испытывают недостаток поступления кислорода в организм.

3. Разработанные рекомендации по устранению факторы риска здоровья человека, связанного со снижением кислорода во вдыхаемом воздухе. .

На основе полученных результатов разработаны рекомендации по устранению фактора риска, связанного со снижением содержания кислорода во вдыхаемом воздухе.

Рекомендации для населения и, особенно для школьников (детей):

  1. Благотворное влияние на организм оказывает свежий горный или морской воздух, воздух полей и лесов, поэтому желательно пребывать по возможности в этих условиях.
  2. Жителям городов прогулки лучше осуществлять в парках, лесопарках или вдали от транспортных магистралей и химических предприятий не менее 2 часов в день.
  3. Во время пребывания в зданиях учебных заведений необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила, касающиеся соблюдения воздушно-теплового режима.
  4. При кислородном голодании необходимо посещать кислородные бары, употреблять кислородные коктейли.
  5. Находясь в помещении, его необходимо проветривать и не допускать пребывания в замкнутых помещениях.
  6. При наличии гипоксии по назначению врача использовать современные методы оксигенотерапии, ароматерапии, СПА - капсул, безигольной мезотерапии.

Заключение

Изучив роль кислорода в удовлетворении одной из основных физиологических потребностей человека – дышать, мы пришли к выводам: 1) Недостаток содержания кислорода во вдыхаемом воздухе может привести к патологическим состояниям. 2) Проблема гипоксии является актуальной в биологии и медицине. 3) Информированность лицеистов о составе и качестве вдыхаемого воздуха достаточна для осмысления роли кислорода в дыхании. 4) Анализ результатов тестирования показал, что 68% учащихся, предположительно испытывают недостаток поступления кислорода в организм. 5) Необходимо проводить работу по соблюдению санитарно-гигиенического режима в лицее. 6) Надо активно использовать инновационные тенденции преодолении гипоксии особенно у детей.

Наше исследование позволяет с точки зрения различных наук, осмыслить роль кислорода в дыхании с целью проведения мероприятий в области пропаганды здорового образа жизни. Одним из значимых аспектов данного исследования является экологическое воспитание учащихся и понимание взаимосвязи человека и биосферы. Важной задачей для нас является дальнейшее проведение работы по информированию населения о факторах риска здоровья человека и использование на практике знаний, полученных во время исследования.