Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Методическая разработка урока основ сестринского дела "Оксигенотерапия"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


11 класс, I полугодие, дисциплина основы сестринского дела, по программе II курса отделения “Сестринское дело” (специальность 0406) Ростовского базового медицинского колледжа.

Урок предназначен для освоения темы “Оксигенотерапия” в 11-х медико-биологических классах МОУ ЕНЛ №11 г Ростова-на-Дону, в 8-11 классах общеобразовательных школ и лицеев с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин при проведении факультативных занятий и в кружковой работе.

Мотивация занятия

Лечение кислородом (оксигенотерапия) проводят по назначению врача при многих заболеваниях органов кровообращения и дыхания. Кислород является необходимым компонентом для жизни любого живого существа, поэтому при кислородной недостаточности он используется как лекарственное средство с целью заместительной терапии.

Применяя любой из методов оксигенотерапии, нужно стремиться к тому, чтобы он был удобен для пациента и не создавал дискомфорта, давал оптимальную, а не максимальную концентрацию кислорода и мог бы сочетаться с другими методами дыхательной терапии (например, дыхательной гимнастикой). Когда нет признаков гипоксии, оксигенотерапия “на всякий случай” - скорее враг, чем друг.

Медицинские сестры должны сегодня владеть глубокими теоретическими знаниями по применению инновационных методик введения кислорода в организм человека, осуществлять манипуляцию оксигенотерапии в соответствии со стандартами практической деятельности медсестры России и уметь выявлять проблемы пациента при нарушении удовлетворения потребностей пациента в адекватном дыхании, осуществляя сестринский процесс в зависимости от ситуации.

Цели занятия

1. Учебные

  1. Закрепить знания учащихся по теме “Оксигенотерапия”
  2. Научить учащихся:
    • проводить оксигенотерапию с помощью носовой кислородной канюли, носового катетера
    • осуществлять сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребности пациента в адекватном дыхании на примере клинической ситуации
  3. Формировать умения:
    • проводить манипуляции согласно заданному алгоритму
    • применять процедуры оксигенотерапии в зависимости от ситуации
  4. Формировать навыки:
    • работы в группах
    • общения с коллегами и коммуникабельности

2. Развивающие

Развивать:

  • логическое, клиническое мышление, внимание, память
  • познавательный интерес к заданной теме
  • навыки самостоятельной работы
  • умение контролировать выполнение манипуляции

3. Воспитательные

Воспитывать:

  • милосердие, чувство ответственности, терпения к пациенту при выполнении манипуляций
  • чуткость, внимание, умение быстро и квалифицированно оказывать помощь в неотложных ситуациях
  • бережное отношение к чувствам больных и их родственникам

Тип занятия: практическое – формирование умений и навыков место проведения: кабинет доклинической практики основ сестринского дела МОУ ЕНЛ №11, ул. Верхненольная, 8.

Продолжительность занятия: 120 минут.

Методы обучения :

1. Проблемный;

2. Алгоритмический.

Внутрипредметные связи

Дисциплина Тема
“Основы сестринского дела”
  1. “Биоэтика”
  2. “Общение в сестринском деле”
  3. “Обучение в сестринском деле”
  4. “Инфекционный контроль”
  5. “Применение лекарственных средств”

Межпредметные связи

1. Биология; 2. Химия; 3 Экология; 4. Анатомия; 5. Фармакология; 6. Микробиология; 7. . Сестринское дело в хирургии; 8. Психология; 9. Латинский язык.

Оснащение занятия

1. Раздаточный материал:

  • Стандарты манипуляций
  • Рисунки
  • Таблицы

2. Наглядные пособия:

  • Оснащение манипуляции: Кислородная подушка, аппарат Боброва, катетеры и канюли носовые, глицериновое масло, перчатки, ножницы, лейкопластырь, вода дистиллированная стерильная.

Учебные пособия: электронный учебно-методический пакет (УМП) “Оксигенотерапия”.

3. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор .

Структура и содержание занятия

  Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения Время Примечание
1 Организационная часть:

- приветствие

- проверка внешнего вида

- готовность к занятию

- проверка отсутствующих

2 минуты  
2 Сообщение темы, цели и плана проведения занятия, запись темы в дневнике практических занятий. 3 минуты Учитель задает основополагающий вопрос урока “Оксигенотерапия проводится с целью лечения или профилактики?”
3 Ответы на вопросы учащихся по теме занятия 5 минут  
4 Контроль и коррекция исходного уровня знаний учащихся 10 минут Графический диктант (используются информационные компьютерные технологии (ИКТ))
5 Объяснение нового материала

Web-сайт учителя

Демонстрация преподавателем манипуляции на фантоме:

Оксигенотерапия с помощью носовой канюли, носового катетера

Презентация учащегося

15 минут

15 минут

Используются ИКТ

(Приложение 1)

  • научно-исследовательский проект “ Роль кислорода в удовлетворении одной из основных человеческих потребностей человека-дышать” (Приложение 2); используются ИКТ; обсуждение результатов исследования.
6 Самостоятельная работа учащихся по отработке манипуляции; работа с раздаточным материалом, литературой и Интернет-ресурсами

(Использование проблемного метода обучения и игровых технологий)

40 минут
  • организация малых групп по 2-3 человека; выбор группового варианта проблемной ситуации, распределение ролей (медсестра, пациент, родственники пациента); решения проблемной ситуации через разыгрывание ролей.
7 Решение ситуационной задачи 5 минут Используются ИКТ
8 Итоговый контроль знаний учащихся 10 минут Задания в тестовой форме. Используются ИКТ.
9 Подведение итогов занятия. Запись итога дня в дневнике практических занятий. Проверка дневников преподавателем. Выставление оценок. 10 минут Критерии оценки:
  • графический диктант; решение проблемных ситуаций;
  • задания в тестовой форме;
  • практическая работа; внешний вид;
  • активность на занятии;
  • ведение дневника.
10 Домашнее задание.

Тема: “Термометрия”

Уметь:

1. Оказать помощь пациенту в зависимости от периода лихорадки.

2. Осуществить сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела на примере клинической ситуации.

3. Измерять температуру тела в подмышечной области и регистрировать результаты измерений.

4. Проводить дезинфекцию и хранить термометры.

Литература:

1. С. А. Мухина, И. И. Тарновская.

Практическое руководство к предмету “Основы сестринского дела”. Учебное пособие- М. Родник, 2001г. ,156-159, 161.

2. С. А. Мухина, И. И. Тарновская. Теоретические основы сестринского дела. Уч. пособие. М. Родник, 2001,стр. 190-195.

3. Т. П. Обуховец, Т. А. Склярова, О. В. Чернова. Основы сестринского дела. Сер.