Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Открытый урок по математике в 1-м классе по теме: "Повторение. Решение текстовых задач" (авторы учебника Т.Е. Демидова, С.А. Козлова)

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели урока:

– Повторить решение задач изученных типов на основе связи целое – часть.

– Скорректировать действия учащихся, связанные с решениями задач и вычислительными навыками. Закрепить у них правильно сформированные действия.

– Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности.

Организационный момент.

Первоклассники входят в класс вместе с учителем под музыку из кинофильма “Приключения Буратино”, встают в круг.

Учитель. Я рада встрече с вами, мои маленькие друзья и с вами, дорогие гости! Ребята, у нас было много приятных минут в этом учебном году, вы многому научились. Скажите, а вы любите играть? Ответы детей. Я тоже.

Сегодня у нас будет необычный урок математики – урок-игра.

Приглашаю вас поиграть,
Для этого правила следует знать.
Если задания выполнят все –
На финише ждёт нас сюрприз и успех!

– Для того чтобы наша игра была интересной, мы смогли выполнить все задания и успешно добраться от старта до финиша, мне нужен помощник. Мы выберем его с помощью считалочки. Кто её узнает, пусть повторяет вместе со мной. (На золотом крыльце сидели…)

Выбрали помощника, надели на него колпачок и жилетку.

– Ребята, как зовут сказочного героя, который носит такой колпачок и жилетку?

Из какой он сказки?

Кто её автор?

Валеологическая минутка.

– А, теперь, возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, гостям. Вы очень добрые, у вас хорошее настроение. Садитесь, пожалуйста, на свои места.

Актуализация знаний и формулирование темы урока.

– Посмотрите на доску. (На доске схемы разных видов задач.) Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Ответы детей. Правильно, решать задачи. Мы повторим решение задач, будем считать и играть.

– Где же наш Буратино? Буратино, пригласи нас в сказку! Открой доску, как будто сказочную дверь.

Буратино открывает части доски.

Работа по теме урока.

– Ребята, посмотрите на игровое поле. Все ли части игровой дорожки одинаковы?

(Нет, они отличаются по цвету).

Вы очень внимательны. Каждая часть пути Буратино совпадает по цвету с конвертами, в которых лежат игровые задания.

(На игровом поле от каморки Папы Карло до театра – цветная дорожки с прорезями для бумажной куклы Буратино).

– Какого цвета конверт мы откроем первым? Жёлтый. Интересно, какое в нём задание? Математический диктант. Выполнять это задание будем в тетрадях. Откройте тетради, запишите число.

Все готовы внимательно слушать диктант?

– Запишите число, предшествующее 5.

– Запишите число, последующее за числом 4.

– На сколько 10 больше 4?

– 10 уменьшили на 3. Чему равен результат?

– Из 8 вычли х., получили 0. Чему равен х.?

– Первое слагаемое 5, второе слагаемое 4. Чему равна сумма?

Теперь давайте проверим, все ли верно выполнили это задание? Мы ещё раз вместе прочтём ответы (4,5,6,7,8,9). У нас получился ряд чисел, найдите закономерность в записи чисел.

Вы справились с этим заданием.

Буратино готов сделать следующий шаг. Какого цвета конверт мы откроем сейчас? (белый)

– Задание сложное. Выполнять его будем в группах (Детям раздаются карточки с геометрическими фигурами).

– По каким признакам можно разбить эти фигуры? Рассуждаем вместе. У какой группы готов ответ? Кто будет отвечать? Правильно ребята выполнили задание?

– Молодцы! Буратино делает следующий шаг. Мы открываем синий конверт. Задание – решите задачу.

“В среду Дуремар поймал 17 пиявок, а в четверг на 2 пиявки меньше. Сколько пиявок поймал Дуремар в четверг?” О ком будем решать задачу?

Посмотрите на схему. Что известно и что неизвестно в этой задаче (Известно большее число и разность между большим и меньшим числом, неизвестно меньшее число)?

– Можете ли вы найти ответ на вопрос этой задачи? Какое составите выражение? Запишите решение этой задачи. Кто запишет решение на доске?

Ребята, посмотрите на знак в действии задачи. Вспомните, как называются такие задачи?

Физкультминутка.

Мы считали и решали
И уже чуть-чуть устали.
Поиграем в “День– ночь”.

Ночь! Сядьте удобно, закройте глаза, послушайте цепочку примеров, найдите ответ.

– Я задумала число 9-1-1-1-2+4.

День! У кого готов ответ? 8.

– Отдохнули мы, отдохнул и Буратино, он уже готов отправиться в путь.

Какого цвета следующая часть дорожки?

Открываем конверт оранжевого цвета. И в нём – задача.

В Старом Осколе театр Карабаса – Барабаса показал 10 спектаклей, а в Москве на 3 спектакля больше. Сколько спектаклей театра прошло в Москве? Посмотрите на схему. Что известно и что неизвестно в этой задаче? (Известно меньшее число и разница между меньшим и большим числом, неизвестно большее число).

– Можете ли вы ответить на вопрос этой задачи? Составьте выражение.

Найдите его значение.

Кто запишет решение на доске?

Какой ответ записали?

Какой знак в действии задачи?

Вспомните, как называются такие задачи? Молодцы!

– Буратино переходит на следующую дорожку коричневого цвета.

У нас задание от лисы Алисы и кота Базилио.

Внимание! Перед вами 3 выражения, послушайте 3 задачи и подберите к каждой нужное выражение.

  1. У кота Базилио 14 золотых монет. Это на 2 монеты меньше, чем у лисы Алисы. Сколько золотых монет у лисы?
  2. У лисы Алисы 16 золотых монет. Это на 2 монеты больше, чем у кота Базилио. Сколько монет у кота Базилио?
  3. У лисы Алисы 16 золотых монет, а у кота Базилио 14. На сколько монет у лисы больше?

С помощью какого выражения решается эта задача? Какое правило вспомнили, чтобы решить задачу? Молодцы!

– Мой помощник Буратино замечательно решает с вами задачи.

Я предлагаю ему провести физкультминутку, ведь, до финиша осталось всего 2 шага. Музыка.

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

– Мы приближаемся к финишу и впереди – задание зелёной дорожки.

– Найдите закономерность в столбике примеров и допишите ещё один.

8 + 1 -9
7 + 2 -8
6 + 3 -7
5 + 4 -6

(1 слагаемое уменьшается на один, второе слагаемое увеличивается на один, вычитаемое уменьшается на один, сумма постоянна: число 9).

– Какой пример, мы допишем?(4 + 5 – 5)

– Посмотрите, как изменяется разность?

– Внимание! Мы в одном шаге от финиша!

Открываем конверт красного цвета.

Какое же игровое задание ждёт нас в финале игры?

Я так и знала, что без сказочного волшебства не удастся пройти весь путь.

Итак, чёрный ящик.

  1. Если в чёрный ящик попало число 8, то какое число мы достанем? 10.
  2. – Как вы догадались? (+2)
    – Давайте проверим правильность ответа.

  3. Если в чёрный ящик попало число 10, то какое число мы достанем? 12.
  4. Если в чёрный ящик попало число 12, то какое число мы достанем? 14.

– Ребята, вы – молодцы! Дружно и правильно решали, считали, рассуждали и дошли до финала. Наступил самый счастливый момент. Наша игровая дорожка привела нас вместе с Буратино в театр, где он обязательно встретится со своими друзьями.

Как я и обещала, в конце игры вас ждёт сюрприз. Я хочу подарить вам замечательную книгу А. Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино” и надеюсь, что мы обязательно прочтём её вместе.

Итог урока.

– Ребята, вспомните, мы начали наш урок с улыбки. Давайте закончим его тоже улыбкой. Предлагаю игру: закончите предложение “ Я сейчас улыбаюсь, потому что… (вы порадовали меня своими ответами). Кто хочет предложить свой вариант ответа?

Дети продолжают предложение.

– Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за хорошие ответы, улыбки. Спасибо гостям за внимание. До новой встречи!