Сценарий воспитательного мероприятия "Посиделки за чаем"

Разделы: Внеклассная работа


Оборудование:

  • Нарисованная русская печь
  • Самовары на каждый стол
  • Глиняная и деревянная утварь для чая
  • Костюмы, выполненные в русском – народном стиле
  • Карточки на столы (матрёшки, рыбки, грибы, ложки, цветы) с фамилией и именем участника.
  • Керосиновые лампы на каждом столике
  • Призы для участников
  • Подарки для гостей (матрёшки)
  • Для украшения стен: рушники, Павловские платки

Ход праздника

Баянист начинает играть русскую мелодию (или включается запись русской мелодии)

Хозяйка посиделок (на фоне музыки) Есть у повести начало –
Это первая строка.
Начинается с причала
Путь по морю моряка.
У кручины есть причина,
У стихов завязка слов.
Начинается с зачина
Сказка, песня и… любовь.
Собрались все вместе коли,
Как там бают: “чином чин”,
Начинаем с хлеба – соли,
С доброй песни наш зачин!

Выходят три девушки в русских костюмах с хлебом и солью. Кланяются.

Группа “Хлеб-соль” Нам зачинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.
Жива традиция.
Жива –
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
И потому понять изволь
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!

Низко кланяются на все четыре стороны и вручают хлеб-соль самому старшему. Или ставят тарелку на стол, а хлеб “путешествует” по кругу и каждый участник отщипывает от каравая кусочек, макает его в солонку и съедает.

Выходят ведущие:

На завалинках, в светёлке
Иль на бревнышках, каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых

При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, -
Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши,
Словом, эти посиделки
Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь сейчас.

Огонёк души не тухнет.
Ничего нет в жизни “вдруг”.
Вспомним радость русской кухни,
Дедов искренний досуг!

Отдых – это не безделки –
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Для друзей и для гостей!

Хозяйка Дроля, гармонист, кудесник,
На вечернице в строю.
Песне, доброй русской песне
Слово первое даю!

Выходит баянист, заводит общую песню, которую знают все школьники.

Затем три девочки поют акопелла песню “Неделька”

Лихо пели и плясали,
Но и мы не отстаём.
Разбирай, ребята, ложки,
Поиграем вшестером!

Группа мальчиков исполняет на ложках “Во кузнице”

Хозяйка Ложки, что ни говори,
Примечательные.
А ребята – ложкари
Замечательные.
И успех их примечай,
Здесь не мелочный.
Значит, нужен русский чай
Посиделочный.

С народной песней выходят девушки, они несут самовары, печенье, сладости, ставят на столы. Разливают чай по чашкам.

Хозяйка Трава пахучая да кружка кипятка,
Бурлящая и на пару крутая
С плантаций чайных древнего Китая
Шагает по Руси через века.
С мороза и в жару друзей пои,
А чай не пар, ведь он костей не ломит.
И мы гоняем русские чаи,
Пока хозяйка дома не прогонит.
Народ малин черёмуху молол,
И лист смородины пучком сушил для чая.
Садились надолго с молитвою за стол,
Гостей и родичей по-русски привечая.
Советовал дед внуку: “Не спеши!
Не любит чай ни суету, не скорость.
С достоинством пей, с чувством, от души.
И не возьмёт тебя ни боль, ни жар, ни хворость.
Я не учён, как вы, но в этом прав,
Смотри на блюдца круглое оконце –
В чашках аромат цветов и трав
И русский дух земли её и солнца.
Ты просто с этим чаем не балуй,
Заваривай покрепче, без оглядки,
Тогда он будет, словно поцелуй
Любимой девушки – горячий
Крепкий, сладкий!

Отведайте нашего чаю, дорогие гостеньки!

Участники чаепития (вперемежку)
Гостей и близких привечаем
Мы ароматным сладким чаем.
От всех невзгод, от всех болезней
Российский чай всегда полезней.
Наш гость, сегодня не скучай,
Пей от души горячий чай!

А пока вы пьёте этот чрезвычайно полезный напиток, я вам напомню, что писалось в древней китайской рукописи: “чай есть растение чрезвычайное, он удаляет все недуги, прогоняет сонливость; головная боль от чая уменьшается и излечивается совершенно”

А вот, что говорили о чае русские писатели:

“Под шумок самовара ведётся согревающий и сердце, и душу разговор…” (Н.Гоголь)

“Я должен был пить много чая, ибо без него не мог работать. Чай высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине моей души” (Л.Толстой)

“Дружба и чай хороши, когда они крепки и не очень сладки” (Ф.Гладков)

“Чай – мой любимый напиток. Других не признаю” - это сказал знаменитый Ш.Муслимов – азербайджанец, проживший 167 лет.

В записи идёт песня “Чашка чая” на стихи М.Рябинина, муз. В.Добрынина.

Послушайте, какие поговорки и пословицы сочинил наш народ о чае:

Чай пить – приятно жить.

Выпей чайку – позабудешь тоску.

С чая лиха не бывает.

Устал – пей чай; жарко – пей чай; хочешь согреться – пей чай!

Если чай не пьёшь, где силы берёшь?

Чай – это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как и хлеб.

Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые даёт
И друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!

Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют…

В 1638 году русский царь Михаил Романов направил своих послов В.Старкова и В.Неверова в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому Алтан-хану. Тот встретил их с почестями. Во время званого обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком. Старков доносил царю: “Я не знаю, листья ли то какао-дерева или травы; варят их в воде, приливая несколько капель молока, и потом уже пьют, называя это чаем”.

В 1654 году в Китай был послан боярский сын Ф.Байков. Вернувшись назад, он поведал. Что чай выращивают и производят китайцы. Это было уже при царе Алексее Михайловиче. Он и повелел снарядить особого гонца в Китай за чаем. Звали царского посланника И. Перфильев. В 1665 году он поставил своему повелителю 10 пудов чаю. Царь и его бояре вначале употребляли напиток как снадобье от хвори и телесной усталости. Ведь лекари приписывали ему способность “освежать и очищать кровь” и умение удерживать ото сна во время церковной службы. Чай настолько пришёлся по вкусу, что его пристрастились пить при царском дворе и в боярских хоромах каждый день.

В России первое время были и противники чая. Некоторые религиозные секты отвергали его, как и табак. А кое – кто приписывал чаю вредные свойства. Но постепенно были обнаружены истинные достоинства этого напитка. Вскоре Россия заняла второе место после Англии по потреблению чая. В крупных городах страны открывались специализированные магазины, торговавшие чаем. “В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьёт чай…”, - писал В.Белинский.

Посиделки продолжаются. Начинаем игры и забавы, посиделочные, вечорочны. Исполняются русские народные песни.

Игра “Коробейники” Участники берут в руки яркие подносы (лотки), на которых разложены, расставлены игрушки (7 – 10). Нужно пробежать по залу два круга, обогнуть табуретки с призами и вернуться к линии старта, не уронив ни одной игрушки. Уронил, остановись, подними и далее.

Призы: игрушки, печенье, леденцы, петушки на палочках.

Хозяйка Жили русские затейники,
Их прозвали “коробейники”,
Песня есть о них у нас,
Предлагаем спеть сейчас.

Все поют русскую песню “Коробейники”

“Располным – полна коробушка…”

- Ой, красны девицы да добры молодцы!
На печи не сидите – на круг выходите.
Гостям и хозяюшке честь окажем:
На народ поглядим да себя покажем!

Дети исполняют танец “Светит месяц”.

Трудно всё же в одиночку
Становись, народ цепочкой.
Веселее помогай,
Свою силу проявляй!
Эге-гей! Спеши народ!
Собирайся в хоровод!

Дети танцуют в хороводе.

А какие ярмарки с коробейниками без весёлой, задорной кадрили?

Раздайся, народ,
Меня пляска берёт.
Пойду, попляшу,
На людей погляжу!

Ученики танцуют кадриль.

Игра “Русская баня”. На круг (на две табуретки) выходят любители попариться. Берут веники (либо обычные сухие, либо сделанные из разрезанной бумаги) и “парят” друг друга по ногам, чтобы не было ревматизма. Кто первым веник обобьёт, тот и победитель.

Призы: веник берёзовый, кружка квасу.

Игра “Цифра семь”. Ведущий говорит о том, что есть много пословиц и поговорок с цифрой “семь”. Например,

“Семь раз примерь – один отрежь”

“Семеро одного не ждут”

“Семь пятниц на недели” и т.д.

Участвующие с места называют пословицы. Выигрывает тот, кто назовёт последнюю пословицу с цифрой “семь”.

Семеро с ложкой раз!

Семеро с ложкой два!

И если скажет “три”, последний получает приз.

(семь баранок)

Бери подругу, друг,
И выходи на круг,
Для “Барыни”, для русской
Не пожалей каблук!

Ребята пляшут “Барыню” в кругу. Призы: пирожки.

Чья кожура длиннее? 3 – 4 участника получают кухонные ножи, фартуки и по одной одинаковой картошке или яблоку. По команде ребята начинают чистить картошку (яблоко) так, чтобы кожура не прерывалась и свисала лентой. У кого кожура будет самая длинная, тот и победитель.

Призы: яблоки, сладости, фартуки.

Ну молодцы! Получайте чайные призы! А всем гостям в подарок народные “чайные” частушки.

Выбегают скоморохи. Поют частушки.

Эх, возьму я в руки балалайку,
Да потешу я свою хозяйку!
Выйдем, братцы все рядком,
Да частушки пропоём!

Эй, девчонки – хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!

Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идёт четыре!

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споём же под чаёк
Чайные частушки!

Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла,
Я не удержалася!

В пляске не жалей ботинки,
Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут вам!

Самовар блестит, кипя,
Чай в нём пенится!
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чаю,
Ведь тебе не жалко, чай,
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!

Если б не было воды –
Не было бы кружки.
Если б не было девчат –
Кто бы пел частушки!

Выходят хозяйка, скоморохи, чаёвницы – все кто готовил посиделки.

Звучат прощальные стихи.

В небе будто от побелки
Засветился Млечный путь,
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.
Дни общенья – счастья вехи,
Посиделкам каждый рад.
Делу время, а потехе

Рады люди как-никак.
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!
Не погаснет, не потухнет
На холмах семи ветров
Мастерство российской кухни,

Слава русских поваров!
Не потухнет, не погаснет,
Если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух.
Посиделки, вечеринки,
Звёзды в праздничной выси –
Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.
Жизнь такая – не иная,
Не заморская, чужая,
Это наша сторона.

Всё, что было вспоминая,
Пусть живёт страна родная
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!

Хозяйка предлагает всем вместе спеть песню “Подмосковные вечера”

Матрёшки русские по свету славятся,
Мы сделали кукол, ну чем не красавицы.
Матрёшек весёлых. Забавных этих
Сегодня подарят вам дети.

Дети дарят русские самоделки-сувениры взрослым.

Продолжается общее чаепитие.

Приложение

Литература.

  1. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. – 336с.
  2. Слепцов М.Ф. И снова вечер, и снова вместе… Смоленский областной институт усовершенствования учителей. Смоленск.,1997. – 184с.
  3. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы. Игры, обряды. – М.: Школа – Пресс, 1998. – 144с.(“Воспитание школьников”. Библиотека журнала. Вып.1)
  4. Кузнецова Э.Г. Игры. Викторины, занимательные уроки в школе. Пособие для учителей и родителей./ М.: Аквариум, 1998. - 128с.
  5. Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия. Чебоксары: КЛИО,1997. – 98с.
  6. Горбунова Г.Н. “В начале жизни школу помню я” Сценарии. “Издат – школа” “РАЙЛ” М.,1997. – 96с.