Урок обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Способствовать развитию навыков правильного, плавного, сознательного чтения.
  2. Учить наблюдать позиционные изменения изучаемых согласных, учить правильно определять значение слова.
  3. Работать над развитием связной и грамотной речи, фонематического слуха, воспитывать интерес к чтению.

I. Орг. момент.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём -
Узнаете вы скоро.
В стране далёкой мы найдём
Помощников весёлых.

II. Сообщение темы, целей урока.

- Ребята, вы любите играть?

- Сегодня, мы проводим урок-экскурсию в один сказочный городок , в котором можно побывать в

  • Доме игрушек
  • Доме сказок
  • Доме загадок
  • Дворце доброты

- А называется этот городок “Играй-городок”.

- Но в Играй-городке вы не только будете играть, но и вспомните изученные буквы, почитаете и попишите.

III. Артикуляционная разминка.

- Путь наш не близок. Нам нужно набраться сил. А что значит стать сильными на уроке обучения грамоте?

-Это значит провести артикуляционную зарядку, чтобы научиться громко и правильно произносить звуки, говорить и читать.

а) Распевка-пропеть гласные звуки а, о, у, ы, и.

б) Чтение (шёпотом и медленно)

ло-ло-ло-на улице тепло

ду-ду-ду-я по улице иду

в) Скороговорка: На дворе трава, на траве дрова.

IV. Работа над темой урока.

1) – Ребята, когда собираются на экскурсию в далёкий незнакомый город, лучше прихватить с собой компас и карту. Компас показывает направление движения. Давайте вспомним наше движение по страницам Азбуки.

- Какую букву мы выучили на уроке литературы? (Д)

- Расскажите всё, что вы о ней знаете?

В течение урока мы будем встречать много слов, начинающихся с этой буквы. Запоминайте их.

- Ну а путеводной картой на наших уроках всегда Азбука. И сейчас нам надо прочитать рассказ про реки (чтение).

- Название городов, рек запишем в наш бортовой журнал “Пропись”. (запись в прописи: Реки Дон, Днепр, города)

2) Физминутка “Заводные игрушки”.

3) Дом Сказки.

Отгадайте загадку:

Чёрные, кривые
От рожденья все немые.
А как только встанут в ряд -
Сразу все заговорят. (буквы)

- Верно это буквы.

- Зачем нужны буквы? (Обозначать звуки)

- А какие бывают звуки? (Гласные, согласные)

- Верно, но мы ведь в доме Сказки. Давайте послушаем и посмотрим грамматическую сказку “Всегда вместе”. (Автор А. Шибаев из книги В. Волиной “Занимательное азбуковедение”)

- О чём говориться в этой сказке?

- Они помирились?

- Значит они стали дружными. Какие хорошие слова: дружные, дружба.

- Поднимите руки у кого есть друзья.

- Я желаю вам быть всегда дружными, дорожить своими друзьями.

4) Дворец Доброты.

- А ведь у нас в классе живут три подружки. Кто они? (Куклы: Аня, Маша и Мила)

- Эти куклы в разных платьях. Почему? Объясните.

- Живут эти куклы во дворце, но не простом, а в сказочном. А как он называется догадайтесь прослушав стихи, которые Аня, Маша и Мила прислали в звуковом письме. (запись стихотворения о доброте на кассете.

- Итак, дворец ДОБРОТЫ.

- Куклы просят выполнить следующее задание: разделить карточки с буквами между ними.

(Д О Б Р О Т А)

- Молодцы.

5) Физминутка “Любопытная Варвара”

6) Дом игрушек.

- Итак, мы на пороге Дома любимого всеми детьми: Дома игрушек.

- Вы любите игрушки?

- На уроке чтения у нас тоже есть любимая игрушка. Какая?

(Литературный компьютер)

- Итак, приступайте к чтению слов, а компьютер вам покажет, верно ли вы прочитали. (Ученик читает слова, а затем переворачивает картинку)

7) Дом загадок.

- В Играй-городке в Доме загадок нас ждёт игра “Прочитай-ка – угадай-ка”.

- По слоговой таблице я показываю слово по слогам. Вы молча прочитываете слово и говорите, что это слово обозначает. Приготовились:

Ни-ки-та, ру-ки, ри-су-нок, во-ро-на, ва-та, ко-са, но-ты.

V. Итог урока.

- Ребята, наша экскурсия подошла к концу. Понравилась?

- Ну, а теперь назовите слова начинающиеся с буквы Д, которые звучали на уроке (Дом, дружба, доброта, друзья, дворец, Дон, Днепр)

- В память о нашем путешествии по Играй-городку я хочу подарить вам игрушки: для девочек настольную игру “Дюймовочка”, для мальчиков конструктор.

Желаю вам быть дружными, добрыми, играть друг с другом и не ссориться, стараться как можно больше получать знаний.