Разработка урока литературы в 11-м классе по творчеству В.С. Высоцкого "У времени в плену…"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.С.Высоцкого,
  • определить роль и значение творчества поэта в литературном процессе 80-х годов,
  • продолжить знакомство с таким понятием, как “авторская песня”,
  • способствовать формированию навыков аналитического мышления,
  • способствовать воспитанию у учащихся музыкально-эстетического вкуса, патриотических чувств на примере песенного и поэтического творчества В.С.Высоцкого.

Литература.

1. В.Высоцкий. Четыре четверти Пути. Сб. Сост. А.Е.Крылов.- М., Физкультура и спорт, 1990.

2. В.Высоцкий. Поэзия и проза. Сост. А.Е.Крылов, Вл. Новиков.- М. Книжная палата, 1989.

3. С.Истомин, Д.Денисенко. Самые знаменитые барды России.- М., Вече, 2002.

4. В.Высоцкий. Нерв. Стихи.- Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1990.

Аудио- и видеоматериалы.

1. Видеокассета с записью телепередачи “Кинопанорама” от 22 января 1980г.

2. Диск (в формате mp3) с записями песен В.Высоцкого.

3. Диск (в формате dvd): Мне есть что спеть.

4. Аудиокассеты с записями песен В.Высоцкого.

Оборудование урока:

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Экран
  4. Компьютерная презентация к уроку <Приложение 1>.

Ход урока.

Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним…
Мне есть, чем оправдаться перед ним…

Владимир Высоцкий.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, возможные варианты ответов

Технические средства
  Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас удивительный урок. Мы познакомимся с жизнью и творчеством выдающегося поэта, популярнейшего барда Владимира Высоцкого. Проследим эволюцию тем и образов в его поэзии. Постараемся определить, какое место и значение имело его творчество в литературном процессе конца ХХ-го века.

Работу на уроке нам предстоит совершить достаточно большую. Многое мы будем записывать в тетрадь, а для того. Чтобы упорядочить свои записи, мы будем пользоваться планом, который записан на доске.

  Слайд №1
  Эти же записи в конце урока помогут нам подвести итоги занятия и сделать выводы.

Итак, откроем тетради и запишем тему урока и эпиграф к нему.

…В.Высоцкий был не просто популярным бардом, в поэтическом слове он воссоздал образы своих современников, драматизм их нелегкой жизни.

По словам Ф.Абрамова, Высоцкий – поэт, “голосом и словом которого кричит время!”

   

Слайд №2

  Поэт был правдив и смел, он легко мог перевоплотиться в людей разных поколений и общественных ролей, был ироничен по отношению к ложным ценностям, высмеивал социальную демагогию; он был исповедален и искренен во всем, что касалось внутренней жизни его лирического героя.

Он умел находить общий язык с миллионами. В этом была его сила, своеобразие и неповторимость.

(Обращение к стенду с выставкой материала о В.С.Высоцком.)

   
  Ребята, я хочу обратить ваше внимание на небольшую выставку с материалами о Высоцком. Это в наше время она крохотная, в 70-е же она считалась бы невероятной. При жизни Высоцкого не вышла ни одна пластинка, ни одна книга с его стихами, хотя он не был официально запрещен, но и разрешен тоже.

Все начиналось вот с таких бабинных кассет позже аудиокассет с множеством раз перезаписанной пленкой. Почти в каждом доме у тех, кто имел магнитофоны, были записи его песен. Что же так притягивало миллионы людей к личности и творчеству В.Высоцкого?

Кристина, тебе слово. А вы, ребята, запишите кратко основные этапы жизни и творчества поэта.

   
  Жизнь В.С.Высоцкого, как и у многих выдающихся поэтов не была долгой, но она очень сложная, бурная, стремительная. Его творчество тогда и сегодня остается – куском дымящейся совести, его и нашей. И в таком вот смысле вся литературная работа В.С.Высоцкого с первых шагов развивалась и строилась как единая и цельная книга. Сообщение ученицы о жизни и творчестве В.С.Высоцкого.

(Записывают в тетради тезисами о жизни и творчестве поэта)

Слайды № 3-35
  Ведь, если говорить по большому счету, главная задача писателя – создать книгу о времени и о себе.

И сейчас нам предстоит эту книгу открыть.

  Слайд № 36
  Первую главу нашей книги мы назовем “Рождение поэта”. Как же В.С.Высоцкий входит в литературную жизнь 70-х?   Слайд № 37
  Вот как об этом вспоминает известный режиссер и близкий друг Высоцкого Станислав Говорухин.   Слайд № 38
  (Учителем читается высказывание.)

А в последнем абзаце, как нельзя лучше, Станислав Говорухин говорит о появлении В.Высоцкого на сцене, о его рождении как поэта и исполнителя своих песен.

Запишем его в тетради.

(Записывают в тетради)  
  И это действительно так.

(Песня “Мы вращаем Землю”.)

  Видеомагнитофон,

Кассета с записью

песни “Мы вращаем Землю”

  Эта песня называется “Мы вращаем Землю”. О чем она?

Ребята. А как вы думаете, почему многие писатели, поэты, в то числе и В.С.Высоцкий обращается к этой теме, почему она так тревожит их?

Ребята, вы правы. А вот, что В.Высоцкий говорил, когда его спрашивали о том, почему он пишет такие стихи и песни.

(В.Высоцкий о военных песнях.)

- О войне.

- Война – страшное явление в нашей жизни;

- нет таких семей, которых она не коснулась;

- на войне проявляются лучшие качества человека:

- война – это то. Что никогда нельзя забывать и т.п.

Магнитофон, запись слов Высоцкого о военных песнях.
  Т.о., мы открываем II Главу в книге о В.Высоцком, которую назовем “Время подвиги эти не стерло”   Слайд № 39
  И действительно, ребята, В.Высоцкий создал множество произведений, отдавая дань людям, в судьбы которых вмешалась война. Я попросила вас подготовить к уроку их. (Чтение стихотворений наизусть:

- “Он не вернулся из боя”,

- “Мерцал закат, как блеск клинка”,

- “Звезды”,

- “Братские могилы”)

 
  (По ходу может задавать вопросы:

- Почему ты выбрал(а) это стихотворение?

- Чем (или) что тебе особенно понравилось или поразило в нем?)

Что же так сильно беспокоит В.Высоцкого?

Молодцы ребята! А что же мы запишем в тетради?

- В.Высоцкого беспокоит сам факт как страшного явления в нашей жизни. Она приносит горе, смерть, потери близких, друзей. Человек создан для жизни, счастья, а война разрушает ее обычный ход, ломая людские судьбы.

(Записывают в тетради слова В.Высоцкого “Я отдаю дань этому времени своими песнями. Это почетная задача – писать о людях, которые воевали”).

 
  Герои и сюжеты стихотворений В.Высоцкого дают возможность поэту затронуть извечные вопросы и проблемы: трусость и героизм, достойная жизнь и достойная смерть, преданность родине и священный долг перед ней.    
  О В.Высоцком часто говорили, что “он истинный патриот своей страны”, “очень русский поэт”, песни его “бередят русскую душу”.

И слова эти не случайны.

В.Высоцкий, а до него Б.Окуджава, вернули песне народную, исконную систему: сюжет.

Все известнейшие русские народные песни сюжетны. Но просто сюжета мало. Если вложит певец в песню свою судьбу, свое сердце, тогда и выходит настоящая песня: в ней всегда боль и грусть, тревога и тоска.

Потребность в песне душевной, в песне, “говорящей всю правду” в 60 -70-е годы была очень велика.

А почему?

   
  Вы правы. И В.Высоцкий с необыкновенной правдивостью сумел отразить дух того времени, привлекая внимание миллионов слушателей своим творчеством.

Словами В.Высоцкого мы открываем III Главу книги – “Да это ж про меня! Про нас про всех…”

Какое же было время?

- Годы тоталитарного режима, культа личности Сталина вынуждали людей молчать о многом. В душе многое накопилось, а в период “оттепели” появилась возможность высказаться о том, что наболело, приоткрыть завесу на многие общественно-политические проблемы.

(Запись слов В.Высоцкого о времени)

Слайд № 40
  Одна из таких песен “Охота на волков”

(Прослушивание песни)

Ребята, о чем же эта песня?

А почему же тогда она долгое время считалась запретной, на ваш взгляд? Возможно, если бы она понималась, как песня исключительно об охотниках и волках. Вряд ли ее запретили.

А если перенести происходящее в стихотворении в среду людей, в нашу жизнь? Появится иной смысл. Какой же?

- Об охоте на волков

-Волк, нарушивший запрет и спасший тем самым свою жизнь, уходит от преследований охотников.

Так, человек, привыкший в годы культа личности, оды всеобщего молчания, к запретам иметь свое слово и мнение, жил, как все, мыслил, как все, заключал свою жизнь в определенные рамки – “нельзя за флажки”.

Нарушить запрет – значит остаться самим собой, тем, кто есть на самом деле, личностью.

Видеомагнитофон, запись песни “Охота на волков”.
  Т.о., автор буквально влезает в шкуру зверя, чтобы через поэтический образ передать свой излюбленный мотив – отчаяния и преодоления.

Многие, услышав эту песню, говорили: “Да это ж про меня! Про нас про всех…”

Итак, ребята, что мы запишем в свои тетради?

(Записывают в тетради: “Я видел, что моим товарищам нужно, что я им пел, и они хотят услышать, про что я им расскажу в песне”). Слайд № 41
  Песни у В.Высоцкого очень разные, в разных жанрах: сказки, шутки, баллады, просто какие-то выкрики на маршевые ритмы.

Но все это, как говорил он, “про наши дела, про нашу жизнь, про то, что я думаю”. Есть песни философские, в которых В.Высоцкий размышляет о смысле жизни.

Открывая IV Главу книги о В.Высоцком “…делай, как я! Это значит – не надо за мной!”, мы как раз и поговорим об одной из таких песен, называется она “Чужая колея”.

(Прослушивание песни)

  Слайд № 42

МР3 диск, с записью песни “Чужая колея”

  Итак, повторяю, песня философская. О чем же в ней размышляет автор? - Жизнь наша, как и дорога, очень сложная, с множеством препятствий. И каждый из нас должен идти по ней собственным, неповторимым путем.  
  Да, В.Высоцкий наглядно показывает то, что каждый человек должен иметь свой, особенны взгляд на жизнь, свою точку зрения. Искать именно свою дорогу в жизни, не похожую на другие. Стремление найти выход из сложных жизненных ситуаций должно быть обязательно!

Итак, ребята, запишем в тетради основную мысль этой главы.

( Записывают в тетради “В.Высоцкий в своей поэзии поднимает и философские темы, затрагивая извечные проблемы бытия:………..)  
  Жизнь на самом деле сложная и многообразная, в “ней есть многое, о чем стоит писать”.

Открывая следующую главу, мы сможем узнать, что же волновало поэта в его время.

(Глава V. “Есть многое, о чем стоит писать”.) (Слова В.Высоцкого о времени)

  Слайд № 43

Магнитофон, запись слов В.Высоцкого о времени.

  Есть у В.Высоцкого шуточные песни, с незатейливым сюжетом, но так ли они просты? Судить вам.

(Прослушивание песен:

“Диалог у телевизора”

“Утренняя гимнастика” или др.)

В шуточных песня В.Высоцкого обязательно присутствует как бы “второй слой”, “второе дно”, что-то серьезное? Что же, на ваш взгляд?

Ребята, а в наше время актуальны эти темы?

Пьянство, как общественный порок;

- плохая работа легкой промышленности;

- Желание одеваться красивее, “модненько”;

- проблема с фарсовщиками;

- лишение премий из-за каких-либо нарушений, в том числе и из-за семейных ссор, так сказать общественное порицание и наказание;

- раболепство перед начальством и т.п.;

- проблема гриппа во всем мире;

- призыв к здоровому образу жизни.

- Да, конечно!

- Наркотики;

- Государственная Дума;

- телевидение;

- взяточничество;

- бездельники, лентяи и т.п.

 
  Как вы думаете, если бы В.Высоцкий был нашим современником, нашел бы он для своих песен героев и сюжеты? Какие?   Видеомагнитофон, запись песен В.Высоцкого
  Итак, что мы запишем в тетрадь? ( Запись слов В.Высоцкого. “В этом времени есть многое, о чем стоит писать. Темы повсюду. Героев я не ищу – они в каждом из нас”.)  
  О чем бы ни писал В.Высоцкий: о покорении горных вершин, о “пропитанном смертью” воздухе на полях сражений, о “вечных загадках” бытия, - он писал для друзей, ради друзей, ради священного чувства – большой, преданной, надежной мужской дружбы!

В.Высоцкий говорил: “Я жил, живу и продолжаю жить для своих друзей и стараюсь писать для них… ”

Поэтому следующая глава просто необходима в нашей книге о В.Высоцком. (Глава VI. “Если друг оказался вдруг…”)

  Слайд № 44
  Накануне урока я дала задание почитать воспоминания о В.Высоцком его современников, друзей. Что они пишут о поэте, о дружбе с ним? - (Станислав Говорухин о В.Высоцком. “Высоцкий никогда не исполнял свои песни вполсилы. Всегда, везде – на концерте ли, дома ли перед друзьями, в палатке на леднике, переполненному ли залу или одному – единственному слушателю – он пел и играл, вкладываясь полностью, до конца, до пота.

Какое необыкновенное счастье было дружить с ним! Уметь дружить – тоже талант! Высоцкий, от природы наделенный многими талантами, обладал еще и этим – умением дружить. ”)

 
  По- моему, лучше не скажешь!

Нам остается только позавидовать тем, кто был другом В.Высоцкого. А чтобы определить “друг” тебе твой товарищ или “чужой” у В.Высоцкого есть прекрасный рецепт. Какой?

Ребята, вам слово…

(Песня “Если друг оказался вдруг…” исполняется под гитару)  
  Спасибо. Наверняка и для вас, ребята, мужская дружба занимает или займет важное место в вашей жизни. Поможет ли в выборе друга песня, которую вы исполнили? - Да, конечно! (Аргументируют)  
  Запишите главную мысль этой главы в тетради. - (Слова В.Высоцкого “Я жил, живу и продолжаю жить для своих друзей и стараюсь писать для них…”)  
  В.Высоцкий ценил дружбу и сам был хорошим другом. Что притягивало в нем людей? Каким он был человеком, поможет понять песня, которую он назвал “Я не люблю”.   Видеомагнитофон, запись песни “Я не люблю”.
  Что-либо говорить, наверное, излишне. В.Высоцкий о себе рассказал в песне довольно много. А почему песня?

Почему В.Высоцкому легче спеть, чем рассказать?

- В песне можно о многом рассказать, тем более, что многие его песни сюжетны;

- потому что он был актером и мог вжиться в любую роль, в песне тоже;

- потому что песни его имеют как бы “второе дно”, подтекст, и мы можем додумать то, что не мог или не говорил прямо поэт.

 
  И вот такую возможность помог претворить в жизнь – жанр “авторской песни”, песня, которая имела для В.Высоцкого – поэта огромное значение в его жизни, была неотъемлемой частью, главой в его жизни.

(Глава VII. “Песни, говорящие всю правду”)

Авторская песня – это песня, “говорящая всю правду” того времени, времени 60-70-х.

(Зачитывает высказывание на слайде.)

А вот, что рассказывает В.Высоцкий об авторской песне.

   
  Я хотела бы дополнить В.Высоцкого его же словами, вот из этой книги, статьи, которая называется “О песнях, о себе”, где он пишет: “Для меня авторская песня – это… (до рвет душу)”

Эту цитату я предлагаю записать в качестве вывода к VII Главе “Авторская песня”.

(Записывают в тетради) Слайд № 45

Видеомагнитофон, запись слов В.Высоцкого об авторской песне из телепередачи “Кинопанорама” от 22 января 1980 года.

  Итак, наш урок подходит к концу. Обратимся к плану нашего занятия, записям, которые мы сделали в тетрадях и подведем итоги.

Что вы можете сказать о жизни поэта?

- Жизнь В.Высоцкого недолгая, но очень сложная, насыщенная: поэзия, концерты, съемки в кино;

- это поэт, рассказавший многое о своем времени, поднимая важные темы и проблемы: о войне, дружбе, назначении человека, смысле жизни и бытия, социально-политической атмосфере своего времени;

- это человек высоких моральных устоев, человеческих качеств;

- творчество В.Высоцкого бессмертно, т.к. все, о чем писал он и в наши дни актуально, а его песни отвечают на многие сегодняшние вопросы и т.п.

 
  Именно поэтому, я думаю, вам есть о чем поговорить с В.Высоцким, о чем спросить и что рассказать. И в качестве домашнего задания предлагаю написать небольшое эссе “О чем бы я поговорил с В.Высоцким”. (Записывают домашнее задание)  
  Ошеломляющий темп жизни В.Высоцкого поражает. Как много он хотел сделать в своей жизни и сделал!

Как часто перехватывало дух, а следом крик, идущий из самого сердца: “Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!”

  Слайд № 46

Видеомагнитофон, запись песни “Кони привередливые”

  Всем спасибо, ребята. Урок окончен. До свидания!