Рейтинг@Mail.ru

Авторская разработка "Мир души". Система использования компьютера как средства введения ребенка в виртуальный мир для отработки поведенческих форм реагирования в различных ситуациях, выбора позитивной моделии переноса её в реальный мир

Разделы: Информатика, Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


С введения массового компьютера появилась опасность виртуальной зависимости, игры способствуют формированию агрессии, формируется комплекс превосходства, все нипочем, защитные механизмы у детей снимаются. Существует много компьютерных игр познавательного, развивающего, обучающего и развлекательного характера, но возможности компьютера этим не ограничены. Его можно использовать и как средство само коррекции негативных моделей поведения. Под контролем взрослого человека дети, в виртуальном мире, попадая в негативную ситуацию, выстраивают модели позитивного поведения, преобразовывая ситуацию. После игры выводим полученную оптимальную модель эмоционального поведения из виртуального мира в реальный, отрабатывая полученные навыки. Актуальность данной программы в связи виртуального мира и реального, используя компьютер как средство для формирования позитивных форм взаимодействия.

Изучая теорию вопроса, мы нашли подтверждение правильности своего выбора, в трудах Л.С. Выготского детская игра рождается из противоречия: ребенок хочет действовать как взрослый, но не может, так как еще мал. “Взрослый” компьютер привлекает ребенка так же, как настоящий автомобиль, он жаждет им обладать, управлять, действовать с ним – это является внешним стимулом. В случае с компьютером мечта сбывается, у детей появляется желание освоить компьютерные премудрости и начать игру. Рождается мотивационная готовность к вхождению в компьютерный мир, которая в дальнейшем развивается. В.М.Розин в статье "Воздействие аудиовизуальной информации и культуры на человека" обращается к проблеме реальности в контексте проблем информатизации. Он утверждает, что существует множество видов реальностей и одно "существование". Новизна виртуальных систем состоит в том, что человек может активно воздействовать на происходящие в них события, выбирать линию поведения. Виртуальная реальность, по мнению В.М.Розина, представляет собой реальность события "здесь и сейчас”. Н.А.Носов в своих трудах подчеркивает, что компьютерные виртуальные реальности представляют собой более безопасный вариант символического опыта, который в дальнейшем может быть использован в реальной жизни.

Целью нашей работы является:

Разработать систему использования компьютера как средства введения ребенка в виртуальный мир для отработки поведенческих форм реагирования в различных ситуациях, выбора позитивной модели и переноса её в реальный мир.

Задачи:

Образовательные

  • Учить способам саморегуляции и взаимокоррекции эмоциональных состояний, используя компьютерный мир для отработки проблемы во взаимоотношениях, подбирая оптимальные формы поведения.
  • Создать условия для развития эмоционально-нравственной сферы детей в контексте компьютерных игр.
  • Тренировать умение использовать виртуальный мир для отработки моделей поведения и переносить их в реальный мир.
  • Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия при игре на компьютере.

Воспитательные

  • Воспитывать вежливое отношение и сопереживание, учить проявлять его к окружающим с помощью доброжелательной интонации, мимики, жестов.
  • В процессе компьютерных игр воспитывать у детей умение договариваться друг с другом для решения общей задачи, умение прислушиваться к мнению сверстников, доброжелательность и корректность.
  • Вырабатывать у детей социально ценные навыки поведения, общения, группового согласованного действия через компьютерные игры.
  • Способствовать воспитанию самостоятельности.

Развивающие

  • Развивать навыки социального поведения и положительно-эмоциональное отношение к окружающим.
  • Виртуальный мир как способ развития качеств личности, способ самокоррекции и взаимокоррекция.
  • Дать детям возможность самостоятельно находить решения поставленной перед детьми проблемной ситуации и ситуации выбора.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе игры на компьютере, аналитическое мышление, способность к оценочной деятельности.
  • Развивать навыки самоконтроля поведения и внутреннего состояния.
  • Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

Речевые

  • Уметь объяснять свои чувства.
  • Закреплять и развивать у детей навыков речевого общения, речевых коммуникаций в процессе компьютерных игр.
  • Развивать связную речь в форме рассуждения.
  • Увеличивать словарный запас.

Образовательный уровень: благодаря новым знаниям, дети получат возможность осознать свои чувства и особенности эмоционального реагирования, овладеют способами саморегуляции и взаимокоррекции при помощи компьютерных игр.

Уровень усвоения: предполагает эффект не только в овладении ребёнком знаний, но и в развитии эмоционально-нравственной сферы личности ребёнка через возможности виртуального мира.

Ориентация содержания: практическая и эмоциональная направленность.

Характер освоения: разработка построена на принципах развивающего обучения и личностно-ориентированном взаимодействии педагога с ребёнком – принятие и поддержка его индивидуальности, склонностей и потребностей, забота о его эмоциональном благополучии.

Возраст обучающихся с 5 до 7 лет.

Формы организации образовательного процесса – подгрупповые и индивидуальные.

Количество обучающихся детей – подгруппы по количеству компьютеров (5-6 детей).

Условия вхождения в программу – рекомендации психолога, согласие родителей.

Срок усвоения – долговременный, 2 года.

Учебный период – в старшей и подготовительной группах – всего 30 занятий (15 занятий в год).

Количество занятий в месяц – 4 занятия в месяц в старшей и подготовительной группах.

Продолжительность одного занятия – 25 минут в старшей и 30 минут в подготовительной группах.

Структура разработки.

Курс “Мир души” рассчитан на 2 года обучения по 15 специальным развивающим занятиям в каждом учебном году. Основной формой организации учебного процесса является занятие. Программа построена по принципу “спирали”: изучение новой темы начинается с повторения пройденного материала и постепенного усложнения.

В занятия включаются:

  • ритуалы приветствия и прощания;
  • методы арт-терапии (цветотерапия, рисование)
  • психологические практикумы, игры с элементами тренинга;
  • упражнения для активизации мышц глаза, психогимнастика, релаксационные упражнения;
  • компьютерная игра как способ самокоррекции и взаимокоррекция (играем вдвоём в свою игру);

Содержание программы можно интегрировать в общий образовательный процесс, прежде всего в такие его разделы, как изобразительная и музыкальная деятельность, а также формирование навыков позитивного мышления и конструктивного поведения. Кроме того, компьютерные задания создают условия для развития воображения, мышления, внимания, памяти, мелкой моторики руки ребёнка.

Отслеживание результатов программы

Критерии отслеживания результатов программы

Критерии Механизм Периодичность
Доступность детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников изображённых на компьютере, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника Методика: Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.

В начале и в конце курса обучения по программе.

В конце прохождения темы (блока)

Воплощение детьми эмоциональных состояний в компьютерных рисунках, героев в сценках. Как делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям. Методика: Изучение способов выражения эмоций Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.
Какие качества могут объяснить дети разного возраста. Методика: Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах
Насколько осознаны детьми нравственные нормы и как это зависит от возраста дошкольников Методика: Изучение осознания детьми нравственных норм Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.
Уровень овладения способами саморегуляции и взаимокоррекции эмоциональных состояний, используя компьютерный мир. Умение использовать виртуальный мир для отработки моделей поведения и переносить их в реальный мир. Метод наблюдения

Основным результатом обучения является перенос моделей поведения из виртуальности в реальность, умение корректировать своё настроение при помощи компьютерных игр, владение навыками самоконтроля поведения и развитие эмоционально – нравственной сферы.

Условия реализации программы

Материально-техническая база:

Помещение, оборудованное компьютерами.

Минимальные системные требования: операционная система Microsoft Windows 98/Me/2000/XP, процессор Pentium III 300 MГц, видео 8 Мб, оперативная память 64 Мб, принтер

Рекомендуемые системные требования: операционная система Microsoft Windows XP, процессор Pentium 300 MГц, оперативная память 64 Мб, видеоадаптер 16 Мб, 12-ти скоростной СD-ROM,

Рабочий материал (бумага, карандаши, фломастеры, зеркала, очки игрушечные)

Примеры занятий:

Занятие № 5 старшей группы (первый год обучения)

Цель:

– Закреплять умение применять приёмы саморегуляции эмоциональных состояний в процессе компьютерной игры.

– Развивать навыки самоконтроля поведения и внутреннего состояния.

-Воспитывать вежливое отношение и сопереживание, учить проявлять его к окружающим с помощью доброжелательной интонации, мимики, жестов

Материалы: листы цветной бумаги с нарисованными сердечками и ножницами по количеству детей; набор сердечек, разрезанных пополам разными линиями; использование любой приятной музыки.

Ход занятия:

Вводная часть.

Ритуал приветствия (Заходят дети, встают в круг, воспитатель КИК вытягивает руку ладонью вверх, дети, ладонью вниз, кладут свои руки сверху, “пирамиду” завершает своей рукой педагог-психолог. Хором, вместе со взрослыми, мы говорим: “Здра-вствуй-те!”. В такт слогам вся “пирамида” плавно поднимается и опускается)

Звучит музыка. Воспитатель КИК: Ребята, послушайте внимательно музыку. Как вы думаете, какая игра нас сегодня зовёт? (нас ждёт игра “Добрый Мишка и Любимый Мишка – поймать немного любви”).

Основная часть.

Дети и воспитатель КИК входят в компьютерный зал. Дети садятся вокруг компьютера и смотрят на экран, на котором вся семья мишек. Воспитатель КИК: как вы думаете, каких мишек зовут “Любимый” и “Добрый”? (ответы детей) А как вы догадались? (У них на животиках нарисованы сердечки; мишки очень яркие: оранжевого и розового цвета).

Что такое любовь? (Это когда тебя любят, уважают). Как можно показать чувство любви к родителям, друзьям, воспитателям? (Можно обнять, поцеловать, развеселить, оказать помощь, совершать хорошие поступки). Ребята, дарить любовь это скучно или интересно? А теперь посмотрим, как мишки наполняют сердце чувствами.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА “Добрый Мишка и Любимый Мишка – поймать немного любви”.

Воспитатель КИК показывает, как играть, при этом первые сердечки ловит правильно, обращает внимание на то, что происходит с большим сердцем в углу экрана монитора (оно наполняется “любовью”), потом ловит “слезинку”, обращает внимание на то, что происходит с большим сердцем в углу экрана монитора (оно становиться пустым). Ребята, что произошло? (плохие чувства вытесняют хорошие и сердце становиться пустым). От чего мы огорчаемся? (Мы огорчаемся оттого, что мы одни; с нами никто не играет)

В самостоятельной деятельности детей за компьютерной игрой (воспитатель КИК совместно с педагогом-психологом) оказываем помощь тем, кто затрудняется в управлении “мышкой”. Робких детей поощряем к активным действиям. Обращаем внимание на осанку детей.

Заключительная часть.

Педагог-психолог: Ребята, вам было интересно или скучно ловить любовь? А сейчас мы научимся получать радость оттого, что будем дарить любовь друг другу. На столе лежат листы цветной бумаги с нарисованными сердечками и ножницами. “Ребята, подходите, выбирайте сердечко, которое вам нравится, и вырезайте его, а вот кому вы будете дарить – мы узнаем при помощи других сердечек”.

“Сердечки”. Всем раздаём по половинке сердечка. Ищем свою половинку, разбиваясь, таким образом, на пары. В паре дарим друг другу сердечки с нежными, ласковыми словами. А теперь подарим любовь без слов (гладим, обнимаем, целуем).

Включаем музыку, танец с полученными сердечками (Танец любви). Педагог – психолог: ребята, вам понравилось получать или дарить любовь? Почему? Вам было интересно? Для того чтобы дома и в группе было хорошо, радостно, весело, что нужно делать? (Дарить друг другу любовь с помощью ласковых и нежных слов, прикосновений, радоваться и не пускать к себе плохие чувства).

Релаксация “Тепло сердца”

Лёжа на ковре с закрытыми глазами.

Педагог-психолог:

Дышим ровно, глубоко,
Нам на сердце так легко.

Почувствуйте, как от сердечек наших идёт тепло, нежно и ласково разливается по груди… по спине… рукам… Тепло переходит в ноги, и вот мы уже все становимся тёплыми. Представьте розовый свет, он внутри нас, он тёплый, очень приятный. Он разливается вокруг нас, нам очень хорошо и приятно.

Ритуал прощания

(Дети выходят встают в круг, воспитатель КИК вытягивает руку ладонью вверх, дети, ладонью вниз, кладут свои руки сверху, “пирамиду” завершает своей рукой педагог-психолог. Хором, вместе с взрослыми, мы говорим: “До-сви-да-нья!”. В такт слогам вся “пирамида” плавно поднимается и опускается).

Занятие № 13 подготовительной группы (2 год обучения)

Цель:

-Продолжать учить способам саморегуляции и взаимокоррекции эмоциональных состояний, используя компьютерный мир для отработки проблемы во взаимоотношениях, подбирая оптимальные формы поведения.

-Развивать у детей навыки речевого общения, речевых коммуникаций в процессе компьютерных игр

-Воспитывать у детей умение договариваться друг с другом для решения общей задачи, умение прислушиваться к мнению сверстников, доброжелательность и корректность.

Материалы: 4-5 “кочек” на каждую команду. “Кочки” в форме овала, могут быть сделаны картона, ткани, бумаги.

Ход занятия:

Вводная часть.

Ритуал приветствия

Звучит музыка. Воспитатель КИК: Ребята, послушайте внимательно музыку. Как вы думаете, в какую компьютерную игру мы будем играть? (Мы будем играть в игру “Баба Яга учиться читать”).

Основная часть.

Давайте вспомним эту игру. Дети проходят в компьютерный зал, слушают вступление к компьютерной игре “Баба Яга учиться читать”. Ребята, что случилось с буквами? (Баба Яга забрала буквы). Вы поможете отыскать эти буквы? (Да!) Сегодня мы пойдем с медвежонком за буквой к волчонку на болото. Какие чувства может испытать медвежонок на болоте? (Медвежонку на болоте неприятно, грустно, страшно.) Как вы думаете, почему страшно? (Ему страшно, потому что: в болото можно упасть, оно может засосать; можно утонуть, если не умеешь плавать; можно провалиться, поскользнуться). Каким надо быть, чтоб пройти по болоту? (Нужно быть смелым, уверенным, осторожным, внимательным, умным, добрым, сильным).

Ребята, вы поможете медвежонку пройти по болоту? (Да!) Воспитатель КИК показывает, как играть, при этом первое задание делает правильно, а на втором “ошибается”. Ребята, что произошло? (Вы совершили ошибку и упали). Как вы думаете что нужно делать, если вдруг кто-то ошибся? (Его можно пожалеть, успокоить, погладить, помочь, развеселить, поддержать, сказать: “У тебя всё получиться”). Молодцы, ребята, я думаю, вы поможете друг другу и медвежонку добраться до волчонка. А теперь садитесь парами за компьютеры и играйте по очереди.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА “Баба Яга учиться читать”

В самостоятельной деятельности детей за компьютерной игрой обращаем внимание (воспитатель КИК совместно с педагогом-психологом), помогаем детям советом: если кто-то ошибся, предлагаем детям его погладить и сказать слова поддержки: “Ничего страшного, у тебя всё получиться”, если правильно: “У тебя всё получается, молодец, здорово, отлично”; наводящими вопросами “Что нужно сделать? Как помочь?”. Следим за осанкой детей.

Заключительная часть.

Игра “По кочкам”.

Предлагает поиграть в смелых лягушек. “Кочки” раскладывают на полу на расстоянии, которое можно с некоторым усилием преодолеть в прыжке. Играющие — лягушки, живущие на болоте. Команды, состоящие из двух лягушек, должны пройти по болоту, используя навыки, полученные в процессе компьютерной игры, в реальной ситуации.