Преподавание глобальной географии с использованием технологии модульного обучения

Разделы: География


Курс “Глобальная география” (11 класс) занимает все более стабильное место в системе географического образования школьников, что связано с его большим познавательным и воспитательным значением. Он призван способствовать овладению знаниями о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества. Предмет формирует глобальное мышление учащихся, развивает интерес к проблемам межнационального характера, вооружает старшеклассников специальными, информационными и исследовательскими умениями.

Изучение курса “Глобальная география” позволяет учителю интегрировать знания, полученные по другим предметам (обществознанию, истории, биологии, экологии), максимально использовать культурологический и общеобразовательный потенциал географии как учебного предмета.

Вместе с тем в настоящее время на изучение данного курса отводится всего 1 час в неделю, тогда как изучаемый материал характеризуется большим объемом, сложным терминологическим аппаратом, трудностью восприятия текстов учебника. Кроме того, методическое оснащение предмета практически отсутствует. В связи с этим возникла необходимость разработки модульного построения курса и создания пособия для учителя “Преподавание глобальной географии в условиях блочно-модульного обучения”. Его назначение: структурирование содержания курса и построение определенной системы преподавания предмета.

В основу составления пособия положен модульный принцип, предполагающий выделение самостоятельных блоков изучения информации. В них включаются: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению целей.

Принцип модульности предполагает организацию обучения старшеклассников по отдельным функциональным узлам – модулям. Каждый блок информации является законченным и представляет единую целостность.

Курс “Глобальная география” разбит на 3 модуля:

  1. “Современный лик Земли”.
  2. “Глобальные проблемы человечества”.
  3. “Геоэкология – фокус глобальных проблем”.

Названные модули представляют собой систему взаимосвязанных понятий и

формируемых на их основе действий (практических и умственных).

Каждый модуль состоит из следующих частей:

  1. Дидактические единицы (раздел общей программы).
  2. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
  3. Целевой план действий (разделение вопросов программы для изучения в различных видах деятельности – на лекциях, на практических занятиях, на семинарах и т. д. )
  4. Методическое руководство по достижению поставленных целей:
  • задания для самостоятельного изучения;
  • творческие и исследовательские работы;
  • инструкции по выполнению практических работ;
  • вопросы для самоконтроля, контроля и рефлексии.

Для того, чтобы облегчить и упорядочить процесс усвоения курса, параллельно

были разработаны пособия для учащихся: “Сборник заданий для проведения практических работ”, “Глоссарий”, “Сборник работ для оценки качества подготовки выпускников”, “Сборник заданий для самостоятельной работы учащихся”. Эта методическая продукция представляет собой учебно-методический комплекс, позволяющий оптимизировать процесс обучения и обеспечивать его высокие результаты.

В качестве примера приведем фрагмент пособия для учителя.

Модуль 1. Современный лик Земли (5 часов)

Задачи модуля: сформировать представление о современной географии человечества: ее расовой, этнической, религиозной, цивилизационной, политической и экономической структуре, о месте России в изменяющемся мире, ее геополитической стратегии.

Дидактические единицы:

Тема “Изменившийся лик Земли”. Антропогенные воздействия на природу в целом и ее отдельные компоненты. Позитивные и негативные результаты человеческой деятельности. Антропогенные и культурные ландшафты.

Тема “География человечества”. Наука о народах. Общность по имени “этнос”. Узы, связывающие народы с окружающей средой. Особенности этнической, лингвистической, религиозной структуры человечества. Этнография. Учение о цивилизациях. Характеристика известных цивилизаций.

Тема “Политическая анатомия мира”. Конец биполярного мира и концепция мондиализма. Трудность оценки предстоящих перемен на геополитической картине мира. Существующие сценарии развития будущей геополитической картины мира. Варианты долгосрочной геополитической стратегии России.

Тема “Экономическая дифференциация мира”. Восхождение человечества к вершинам социально-экономического прогресса. Место государства в экономической “табели о рангах”. Примеры Западной Европы, США и Японии. Мировое хозяйство: понятие, тенденции развития. Международное разделение труда и роль в нем географических факторов. Экономический опыт СССР – России в XX веке.

Организация работы по модулю:

Формы занятий:

  • самостоятельное изучение темы – 1 час.
  • обзорные лекции – 2 часа
  • семинар – 1 час
  • зачет – 1 час.

Требования к ЗУН учащихся:

В результате работы по модулю учащиеся должны знать:

1. Понятие Ойкумены, этапы антропогенного воздействия на природу, результаты этого воздействия, виды ландшафтов.

2. Сущность понятий “антропогенез” и “сапиентация”, моно- и полицентрические теории происхождения человека, этническую, расовую, лингвистическую, религиозную,, цивилизационную структуру человечества, сущность учения о цивилизациях.

3. Причины изменений на политической карте мира, классификацию стран по государственному устройству, форме правления, по характеру экономических процессов, сущность концепции мондиализма и геополитики как науки, возможные сценарии будущей геополитики.

Основные этапы формирования современного мирового хозяйства, его характеристики: международное разделение труда, интеграцию, интернационализацию, внешнеэкономические связи, тенденции развития мирового хозяйства, ведущих лидеров в мировой торговле, экспорте услуг и капитала.

Учащиеся должны уметь:

  1. Приводить примеры положительного и негативного влияния человека на природу.
  2. Выделять признаки, лежащие в основе классификации человечества на различные группы.
  3. Свободно ориентироваться на политической карте мира, приводить примеры государств для иллюстрации своего выступления.
  4. Интерпретировать полученные знания для ответа на проблемные вопросы и задания.

Тематический план модуля.

1 урок. Изменившийся лик Земли – урок самостоятельного изучения темы.

2 урок. География человечества – обзорная лекция.

3 урок. Политическая анатомия мира – семинар.

4 урок. Экономическая дифференциация мира – лекция.

5 урок. Зачет по модулю “Современный лик Земли” - контрольный срез знаний.

Методическое руководство по проведению уроков

1 урок. Тема: Изменившийся лик Земли.

Цель работы: пользуясь инструкцией, учебником и глоссарием, самостоятельно изучите этапы, причины и последствия изменения человеком лика Земли.

 

Форма обучения: самостоятельная работа с учебником.

План изучения Задания Требования к ЗУН
1. Понятие об Ойкумене. Прочитайте текст на стр. 28-29, выпишите определения из глоссария Знать определение Ойкумены, уметь ее характеризовать
2. Основные этапы влияния общества на среду. Изучите табл. 1 на стр. 29-30. Запишите определение понятия “антропогенное влияние”. Уметь объяснять характер изменений лика Земли на каждом этапе развития человечества, доказывать наличие связей между историей природы и историей общества.
3. Освоение новых территорий в XX веке. Прочитайте текст на стр. 34-36. Запишите перечень территорий, вовлеченных в мировое хозяйство в 20 веке. Уметь показывать эти территории на карте.
4. Антропогенные воздействия на природу. Выполните практическую работу №2 (смотри сборник работ) Уметь приводить конкретные примеры антропогенного воздействия на отдельные компоненты природы.
5. Виды природных ландшафтов. Прочитайте текст на стр. 40-41, составьте классифика-цию природных и искусст-венных ландшафтов. Уметь приводить примеры ландшафтов на местном материале.

Домашнее задание: прочитать стр. 28-42 в учебнике, ответить на вопросы на стр. 41-42 (устно), закончить практическую работу №2 .

Практическая работа№2.

Тема: Антропогенное воздействие на отдельные компоненты природы.

Образовательная задача: установить факторы человеческой деятельности, воздействующие на отдельные компоненты природы.

Развивающая задача: развитие умений составлять логические схемы.

Ход работы

1. Прочитайте текст учебника на стр. 36-39.

2. Составьте логические схемы, отражающие положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на компоненты природы: рельеф, климат, гидросферу, флору, фауну. При этом воспользуйтесь дополнительными источниками информации.

Например:

2 урок. Тема: География человечества.

Цель: формирование представлений о развитии Человека Разумного, о структурах современного человечества.

Форма занятия: лекция.

План:

1. Соотношение понятий “антропогенез” и “сапиентация”. Основные термины.

2. Структура современного человечества.

2.1. Расовая структура.

2.2. Этническая структура.

2.3. Лингвистическая структура.

2.4. Религиозная структура.

2.5. Цивилизационная структура.

Оборудование: политическая карта мира, глоссарий, картосхемы в учебнике, атласы для 10 класса, карточки с домашним заданием для подготовки к семинару.

Домашнее задание: стр. 66-99 прочитать, найти ответы на вопросы к семинару. Индивидуально: подготовить рефераты о мировых, национальных, племенных религиях по выбору учащихся.

3 урок. Тема: Политическая анатомия современного мира.

Цель: формирование представлений о современной политической карте мира, этапах ее образования, причинах и характере изменений, о классификации государств по политическим признакам.

Форма занятия: семинар.

План работы:

  1. Целеполагание и мотивация учебной деятельности.
  2. Работа со словарем: повторение известных и введение новых терминов.
  3. Полилог:
    • Что вы понимаете под политической анатомией мира?
    • Что такое политическая карта мира? Что она отражает?
    • Каковы основные этапы формирования ПКМ?
    • С какими событиями связан каждый этап?
    • Какие последствия будет иметь дальнейшее дробление мира?
    • В чем состоит различие между качественными сдвигами на ПКМ и количественными? Проиллюстрируйте примерами.
  4. Практическое задание:
    • Составьте структурно-логические схемы, отражающие классификацию стран по формам правления, по административно-территориальному устройству, по регионам, по типу. Приведите примеры стран для каждого случая, покажите их на карте.
  5. Полилог:
    • Каковы доказательства того, что мир перестал быть биполярным? В чем сущность концепции мондиализма? Аргументируйте ее несостоятельность.
    • Что такое геополитика? Каковы ее цели?
    • Попытайтесь определить геополитические проблемы России, возникшие в 90-х годах прошлого столетия, и на их основе сформулируйте ее геополитическую стратегию в XXI веке.
    • Каким образом концепция евразийства находит отражение в современной геополитике России?
  6. Практическое задание: обозначьте на контурной карте бывшего СССР “зоны жизненно важных интересов” России.
  7. Рефлексия. Закончите фразы:

Я узнал… Я понял… Я открыл для себя… Меня волнует… Мне непонятно…

Мне было трудно… Я удовлетворен…

Домашнее задание: ответить на вопросы после текста на стр. 99, выучить новые термины.

4 урок. Тема: Экономическая дифференциация мира.

Цель: формирование представлений о современном глобальном хозяйстве, процессах его формирующих и перспективах развития.

Форма занятия: обзорная лекция.

План:

1. Этапы развития современного мирового хозяйства.

2. Мировое хозяйство: понятие, характеристика и тенденции развития.

2.1. Единство биосферы – условие развития единого глобального хозяйства.

2.2. Интернационализация и интеграция – ведущие процессы в развитии мирового хозяйства.

2.3. Международное разделение труда и его перспективы.

2.4. Развитие внешнеэкономических связей в XXI веке.

2.5. Мировые центры экономики: современные сдвиги.

3. Россия и мировое хозяйство: проблемы и перспективы.

Оборудование: политическая карта мира, глоссарий, картосхемы в учебнике.

Домашнее задание: прочитать текст на стр. 101-124, вопросы 1-7, глоссарий по всей теме, повторить темы 1-4 к зачету.

5 урок. Выходной контроль по модулю.

Форма контроля: тестирование (4 варианта)

Вид контроля: тематический.

Содержание заданий:

1 уровень – контроль усвоения терминологии (дать определения понятиям).

2 уровень – репродуктивная проверка фактологических знаний (задания закрытого типа).

3 уровень – выполнение проблемных заданий открытого типа.

Вариант контрольной работы.

1. Репродуктивный уровень.

1. Установите соответствие:

Группы проблем Проблемы
А - природно-экономические; а – кризис культуры и нравственности;
Б – политические и социально-экономические; б – сырьевая ;
В – смешанные; в – предотвращение войны;
Г – социальные; г – прогнозирование погоды;
Д – научные; д – технологические аварии.

2. Какие религии являются племенными:

а) индуизм; г) иудаизм;
б) анимизм; д) фетишизм;
в) даосизм; е) синтоизм.

3. Установите соответствие целевых установок в глобальных моделях:

Время Цели моделирования
А – 70-е годы а - благосостояние и достоинство
Б – 80-90-е годы б - достойное существование
В – 21 век в - выживание человечества.

4. Назовите представителей переходных рас:

а) негроиды; г) австролоиды;
б) метисы; д) европеоиды;
в) монголоиды; е) мулаты.

5. Представители Человека Разумного – это:

а) синантропы;

б) австралопитеки;

в) кроманьонцы;

г) неандертальцы.

6. Назовите унитарные государства:

а) Россия; в) Финляндия; д) США;
б) Япония; г) Индия; е) Бразилия.

7. Какое государство является лишним в каждой строке:

Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Тайвань.

Чад, Сомали, ЮАР, Нигер, Центрально-Африканская Республика.

Франция, Польша, Чехия, Словакия, Латвия, Литва.

8. Какие государства не входят в “Европейский Союз”:

а) Дания; г) Эстония; ж) Франция;
б) Бельгия; д) Ирландия; з) Швейцария;
в) Венгрия; е) Греция; и) Болгария.

9. Назовите ведущих современных экспортеров капитала:

а) Япония;

б) США;

в) ФРГ;

д) Великобритания;

д) Франция.

10. Какую индустриальную революцию называют “нефтяной”:

а) первую;

б) вторую;

в) третью.

11. Выберите страны – абсолютные монархии (подчеркните):

Япония, США, ОАЭ, Великобритания, Бахрейн, Аргентина, Россия, Франция, Оман.

12. Расположите в порядке укрупнения следующие таксоны:

а) этносы;

б) этнические семьи;

в) подгруппы;

г) группы.

2. Проблемный уровень.

  1. Путем логических рассуждений докажите, что автаркия страны неизбежно ведет к торможению экономического развития.
  2. Почему язык является важным, но не главным этнодифференцирующим фактором?
  3. Одинаковы ли причины расовой и этнической структуры человечества?
  4. Докажите на любых примерах, что история природы тесно связана с историей людей.