Литературный клуб "Поэзии подвластно всё"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: учить ребят видеть красоту поэтической речи, прививать любовь к поэзии, воспитывать грамотного читателя, пробуждать чувства прекрасного.

Оборудование: тексты стихов, игры, полумаски.

Ход занятия

О, раскройте глаза свои шире,
Нараспашку вниманье и слух
Это ж самое дивное в мире
Чем нас жизнь одаряет вокруг. (Н. Асеев)

Добрый вечер, литклубовцы!

Сегодня очередное заседание в литературном клубе “Поэзии подвластно все!” тема: “Поэзия – прекрасная страна”.

Поэзии подвластно все. Нет таких тем, которых она не затрагивала бы. В стихах могут быть выражены разные чувства: и радость, и гнев, и политический призыв, и философское раздумье, и восхищение красотой природы, человека, человеческого чувства.

Нельзя постичь необъятное. Как нельзя постичь высоту голубого неба, глубину морского дна, так нельзя постичь и глубины поэзии.

Нужна ли нам сегодня поэзия?

Поэзия учит людей видеть красоту окружающего мира, открывает нам других людей, делает человека добрее и красивее, передает ему чувства любви и состраданья ко всем живым существам.

Без искусства, музыки, живописи и поэзии измельчает душа человеческая, погаснет ее соборность.

Поэтическая речь – это образная речь. Как красива она в сравнении с разговорной речью.

Стихи – это ритмически организованная речь, отсюда и мелодичность, певучесть поэтических раздумий.

У поэзии свой язык и своя душа.

“Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется”, - писал Ф.И. Тютчев

“Стихи живые сами говорят…”. Нужно постоянное внимание к поэзии, к особенностям поэтического творчества.

Обязательное условие приобщения к лирике – постоянное обращение к ней.

Знаете, все как в музыке: для того чтобы научиться слушать музыку, надо ее слышать, причем достаточно часто; для того чтобы научиться воспринимать, чувствовать стихи, к ним надо обращаться как можно чаще, приобщаясь к разным поэтическим “голосам”, индивидуально.

Литературный клуб призван осуществлять нравственное и эстетическое воспитание посредством поэзии.

Лирика, условна по своей природе: в обыденной речи мы не говорим стихами.

Чтение текста:

І.

1)

… Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки зимы.

2) “Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ольха, ивы и рябины убрались инеем, точно серебряным пухом. А ели сделались еще важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу. Да, чудно, хорошо было кругом”.

(Д.Н. Мамин-Сибиряк “Серая шайка”)

Вопросы:

- Определите тему прочитанных текстов.

- Что общего в этих текстах?(настроение)

- Каким настроением они проникнуты?

- Чем эти тексты различаются? (Один текст - прозаический, другой – поэтический. В нем есть рифма и ритм.)

на доске: (определение поэтических терминов)

Ритм – равномерное чередование каких-нибудь элементов звуков, речевых единиц.

- Где еще нужен ритм?

- В музыке, особенно танцевальной.

Рифма – созвучие окончаний слов, начиная с последнего ударного слова, завершающих стихотворные строки или части строк.

ІІ Игра “Играем в рифмы”.

  • роза (мимоза, заноза)
  • лейка (скамейка, линейка, семейка)
  • бежит (лежит)
  • самолет (полет, пилот)
  • птичка (синичка, невеличка)

- Для чего нужны стихи, если все можно сказать прозой?

(А для чего нужны цветы? Для красоты. Хорошо, когда человек понимает красоту цветов, музыки, живописи, поэзии).

- Поэзия близка не только живописи, но и музыке, где звук играет главную роль. Очень много стихов разных поэтов стали песнями, романсами, например, стихи С. Есенина, М. Ю. Лермонтова. Про Пушкина давно уже сказано, что его поэзия – музыка, что стихи его поются, как песни.

- Попробуем сами сочинять.

Сочинить нужно всего четыре строчки о розе. Трудно?

А вот в программу лицея, где учился А.С. Пушкин, включали упражнения, как в прозе, так и в стихах, чтобы будущие государственные деятели, научились легко и свободно излагать свои мысли.

Однажды, в конце урока словесности профессор Кошинский сказал:

- Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами.

“Господа” призадумались. Лишь один только Пушкин в миг сочинил и подал профессору четверостишье, которое всех восхитило.

- Можно ли научиться писать стихи?

ІІІ. Посмотрим, как это делает герой сказки Носова “Незнайка”.

Инсценирование отрывка из сказки.

Незнайка: Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

Цветик: А у тебя способность есть?

Незнайка: Конечно, есть. Я очень способный.

Цветик: Это надо проверить. Ты знаешь, что такое рифма?

Незнайка: Нет, не знаю.

Цветик: Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково. Например: утка - шутка, коржик – моржик. Понял?

Незнайка: Понял.

Цветик: Скажи рифму на слово “палка”

Незнайка: Селедка.

Цветик: Какая же это рифма. Палка – селедка. Никакой рифмы нет в этих словах.

Незнайка: Почему нет? Они же оканчиваются одинаково.

Цветик: Этого мало. Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получилось складно. Вот послушай:

Палка – галка,

Печка – свечка,

Книжка – Тишка.

Незнайка: Понял, понял! Палка – галка, печка – свечка, книжка – мишка. Вот здорово.

Цветик: Ну, придумай рифму на слово “пакля”.

Незнайка: Шмакля!

Цветик: Какая шмакля! Разве есть такое слово?

Незнайка: А разве нет?

Цветик: Конечно, нет.

Незнайка: Ну тогда рвакля.

Цветик: Что это за рвакля такая?

Незнайка: Это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля.

Цветик: Врешь ты все. Такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.

Незнайка: А если я не могу подобрать другого слова?

Цветик: Значит, у тебя нет способностей к поэзии. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи.

Незнайка: Неужели это так просто?

Цветик: Конечно, просто. Главное – это способности иметь.

Ведущий. - А теперь послушайте стихи известного поэта из сказки Носова Цветика по поводу полета воздушного шара:

Огромный шар, надутый паром
Поднялся в воздух он недаром.
Наш коротышка хоть не птица
Летать он все-таки годится.
И все доступно, уж, эхма!
Теперь для нашего ума!

- Понравились ли вам стихи?

Значит, может быть и ритм, и рифма, а стихотворение не получится.

Ведущий. - Что еще нужно, чтобы получились хорошие стихи?

Умение чувствовать прекрасное, передавать свои мысли и настроение. Нужен талант, чтобы стать хорошим поэтом. А вот научиться читать и понимать стихи необходимо. Потому что стихи дают радость открытия, помогают пережить высокие чувства, делают нас умнее, добрее, лучше. А талантливым должен быть не только писатель, поэт, но и читатель.

ІV. Стихотворение Н. Матвеевой “Солнечный зайчик”

(читает ученица – Лучший чтец школы)

Я зайчик солнечный, снующий
По занавескам в тишине,
Живой, по заячьи жующий,
Цветы обоев на стене,
На грядке стрельчатого лука,
Насквозь проникнувший зарю,
Из полумрака, полузвука
Рождаюсь я – и говорю:
Я зайчик солнечный, дразнящий,
И если кинусь я бежать,
Напрасно зайчик настоящий
Меня старается догнать.
По маслянистым кольцам дыма,
По крышам, шпалам, парусам
Лучом восхода к небесам…
Бегу, привязан я незримо.
Я зайчик солнечный, блестящий,
Я неба плоть, я солнца кровь!
И там, где зайчик настоящий,
Крадет капусту и морковь…
Цела морковь, жива капуста,
В росинках яблоня блестит,
И нет ни чваканья, ни хруста,
Где зайчик солнечный гостит.
Я не беру, не отнимаю,
Я отдаю!
Я всех люблю! Всех понимаю!
Для всех танцую! Всем пою!

Поэт Берестов сказал об этом стихотворении: “Солнечный зайчик - это как бы взгляд человека, умеющего видеть в жизни поэзию. Поэзию, которая возникает повсюду, куда бы ни упал этот чудесный взгляд”.

V. Конкурс артистического мастерства.

Выразительное чтение с использованием мимики, жестов, полумасок.

Змей Горыныч

Га, га, га! Га-галл, га-галл,
Кто меня сейчас позвал?
Вот к вам я прилетел!
Я как раз с утра не ел!
Три имею головы!
Все они поесть должны!
О, да тут кругом народ,
Хм, набью я свой живот!

Мойдодыр.

У нас закон такой:

Все: “Вход неряхам запрещен”.

Ребята, повторите хором,
“Вход неряхам воспрещен”.
Ах, ты девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки, на локтях дорожки.
Надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам стыд и срам;
Стыд и срам.

Баба-Яга

Слышала, меня вы звали.
Вот я здесь и перед вами!
Все сумею, все смогу!
Только лишь метлой взмахну!
Старик, ты чем-то недоволен?
Меня назвать ты соизволил,
От дел важнейших оторвал.
Ох, старая я, старая.
Косточки-то мои болят,
Косточки-то мои скрипят.
Ну, да ладно, мне пора!
У-у-ух!

Комар

З-з-з! Да ж-ж-ж-ж!
Что за звуки здесь слышны?
Я, комар – Гундозик, спал,
Можно эдак отдыхать?
Вы же мне не дали спать
Буду всех я вас кусать!
Вашей крови я напьюсь!
А потом спать завалюсь!
З-з-з! Ж-ж-ж-ж!

- Из строк какого автора составлены наши два центона?

- Назовите произведение, из которых взяты строки.

Ведущий: Итак.

“Одеяло из лоскутков”

- Что это за произведение?

Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Проказница мартышка,
Осел, Козел
Да косолапый Мишка
Везти поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись.
Достали нот, баса, альта, две скрипки –
И сели на лужок под липки,
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова,
И у кого, что силы стало,
В ушах у гостя затрещало –
И закружилась голова.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь,
“Изрядно говорить, - сказать несложно,
Тебя без скуки слушать можно”.

Такое “произведение” называется центон, так называлось у древних римлян одеяло из цветных лоскутков. Желая выразить свое уважение к какому-нибудь знаменитому поэту, они составляли из его строк стихотворения, которые называли центонами. Позже это стало литературной игрой. Ведь забавно соединить вместе строчки из разных стихотворений!

Зубастой Щуке в ум пришло
За кошачье взяться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала.
И говорит так сладко, чуть дыша:
“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать так право, сказки!
Отколь такой берется голосок”.
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился.

Ведущий. Составьте центон из сказок К.И. Чуковского или из стихов детских поэтов? (домашнее задание)

VІІ. Стихотворение-перевертыш.

В печке выпечен бутон, ________________
А в петлицу вдет батон,________________
По траве ползет бидон,_________________
Молоко течет в бетон,__________________
А на стройке есть питон. ________________

Нет, не так! Нет, не так!
Подскажите сами, как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон, а где батон,
Где бидон, а где питон,
Ну а где бетон.

А) Прочитай верно!

VІІІ. Конкурс “Лучшего чтеца” литературного клуба “Поэзии подвластно все!” “Осень. Очей очарованье”.

Заключительная часть. Чаепитие. Презентация столов “Дары осени”.

Вручение призов (вручает “Осень”).

Итак, “Поэзия – чудесная страна”. Вы убедились в этом, посещая занятия литературного клуба.

Думается, что пронесете любовь к поэзии через года. А самое главное, попробуйте писать стихи, не забывайте о ритме и рифме. До следующего заседания в клубе.

И помните о домашнем задании.

Приложение 1

Приложение 2