Тема урока: "Экологическая экспертиза продуктов питания". 8-й класс

Разделы: Экология

Класс: 8


Цели урока: научиться проводить первичную экологическую экспертизу продуктов питания, оценивать безопасность их использования

Задачи:

Образовательные.

  1. Формирование представлений о категориях качества продовольственных товаров.
  2. Формирование и понятий: экологическая безопасность, консерванты, пищевые добавки, красители, эмульгаторы, стабилизаторы, штриховой код, знак соответствия российскому стандарту, ГОСТ, технические условия (ТУ), маркировка.

Развивающие.

  1. Развивать внутреннюю мотивацию к учению, через исследовательскую деятельность, личностно - значимое содержание учебного материала, выполнение практической работы .
  2. Формировать умения анализировать информацию на упаковке продовольственных товаров.
  3. Формировать умения проводить первичную экологическую экспертизу упакованных продуктов питания и умения оценивать целесообразность использования продуктов питания.
  4. Формировать необходимое в современной экологической и экономической обстановке экологическое мышление.
  5. Развивать устную речь, коммуникативные способности и уменияотстаивать свою точку зрения.
  6. Расширить кругозор учащихся через самостоятельное освоение специальной литературы.
  7. Продолжить формирование экологического мышления и культуры.

Воспитывающие.

  1. Подвести учащихся к выработке нравственной позиции по вопросам производства экологически безопасных продуктов питания.
  2. Воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
  3. Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

Методы:

1) словесные – беседа, объяснение

2) наглядные - демонстрация карты, таблиц, схем, упаковок продуктов питании

3) практические – работа с раздаточным материалом

4) частично - поисковый поисковые – работа с дополнительным материалом.

5) исследовательские – работа по исследованию выдвинутых проблем, вопросов

6) проблемный – постановка проблемных вопросов

Подготовка к уроку: учащиеся заранее разделены на группы (количество по усмотрению учителя); нескольким учащимся дано опережающее задание исследовательского характера (в соответствии с темами сообщений); упаковки продуктов питания для всех учащихся одной группы должны быть одинаковые, в процессе их экспертизы каждый учащийся анализирует только один из пунктов, сообщает о результатах остальным, вывод формулируют сообща .

Формы работы:

фронтальная, самостоятельная, групповая работа;
самоконтроль и взаимоконтроль;

Форма проведения: урок – экологическая экспертиза

Оборудование:

  1. Планшет с цитатой из экологического манифеста Реймерса: “Мы не технофобы. Нелепо призывать к отказу от успехов любых наук. Нам по пути с новшествами. Но только с теми, что возникают не за счет горя людей. Мы за науку и технику здоровья и жизни, мы против техники и науки разрушения”.
  1. Консервные банки из-под сгущенного молока, мясных и рыбных консервов.
  2. Пластмассовые коробки из-под маргарина, йогурта.
  3. Сухие соки.
  4. Банки из-под кофе, какао.
  5. Шоколад.
  6. Детское питание.
  7. Жевательные резинки.
  8. Алгоритм проведения первичной экологической экспертизы упакованных продуктов питания.
  9. Коды стран по данным Международной ассоциации ЕАN.
  10. Перечень запрещенных пищевых добавок.

Материалы на столах учащихся

1.Банки из-под сгущенного молока, рыбных и мясных консервов.
2. Пластмассовые коробки из-под маргарина, йогурта.
3. Коробки из-под кукурузных палочек.
4. Жевательные резинки.
5. Шоколад.
6. Сок яблочный.
7. Банки из-под кофе, какао.
8. Детское питание.
9. Сухие соки.
10. Требования к оформлению практической работы [приложение 7].
11 Алгоритм выполнения практической работы [приложение 6].
12. Таблица кодов EAN [приложение 3].
13. Таблица кодов пищевых добавок [приложение 4] и их воздействия [приложение 5].

Базовые знания

  • Продукты питания, сроки их хранения.
  • Возможности длительного хранения продуктов питания.
  • Экологическая характеристика производства продуктов питания.
  • Категории продовольственных товаров.
  • Информация на упаковке продовольственных товаров и требования к ней.
  • Пищевые добавки и красители, их экологическая характеристика.

Основные понятия и термины

– экологическая безопасность:
– консерванты;
– пищевые добавки;
– красители;
– штамп;
– штриховой код;
– знак соответствия российскому стандарту;
– ГОСТ;
– технические условия (ТУ);
– смачиватели;
– эмульгаторы.

ХОД УРОКА

Огр. момент(30 сек): приветствие, визуальный контроль подготовки учащихся к уроку.

1-й этап (5мин, 30 сек) – актуализация знаний, знакомство с темой и целью урока:

а) проверка основных понятий курса (проверочная работа с фронтальной проверкой, с использованием опорных сигналов) [приложение 1]

б) Посмотрите на доску, тема нашего урока “Экологическая экспертиза продуктов питания”, как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке? (ОТВ: о безопасности питания, о качестве продуктов питания)

Учитель: мы приобретаем продукты питания в магазине, как правило, в упакованном виде, почему мы можем узнать о качестве этого продукта, сделать вывод о его пригодности употребления в пищу? (ОТВ: о качестве продуктов питания мы можем судить по информации на упаковке )

Совершенно верно, о качестве продуктов питания мы можем судить по информации на упаковке, согласно закону “о правах потребителя”, на упаковках должна находиться следующая информация: данные о свойствах продукта, причем на русском языке. Это наименование производителя и его адрес; наименование товара и его масса; состав, а при необходимости и химический состав; дата изготовления и срок годности или реализации; обозначение стандарта или ТУ; предупреждения об опасности и рекомендации по применению; наличие спецдобавок.

Цель нашего урока – практикума - научиться осуществлять первичную экологическую экспертизу продуктов питания, оценивать безопасность их использования по информации, находящейся на их упаковках.

Запишем дом. зад. – 20 сек – оформить отчет по практ. раб.

Прежде чем мы приступим к выполнению практической работы, заслушаем ребят, выполнивших небольшие исследования по данной теме.

2-й этап – изучение нового материала(10 мин):

Сообщение 1 “География нашего питания и сроки годности товаров” [приложение 2]

Учитель: Кроме срока годности очень важно, чтобы информация на упаковке (этикетке) соответствовала штриховому коду, а на консервной банке и штампу. Что такое штрих – код, штамп, какую информацию они в себе содержат, выясняли_____________________

Сообщение 2. Штриховой код: как его расшифровать [приложение 2]

Сообщение 3. Штамп на консервной банке [приложение 2]

Учитель: Производство продуктов питания всегда было трудоемким, поэтому производители всячески стремятся к увеличению выпуска продукции при снижении ее себестоимости.

Способы повышения интенсивности производства продовольствия (удобрения; гербициды и ядохимикаты – для борьбы с вредителями и болезнями растений; белковые антибиотики – для увеличения производства продуктов животноводства и т.д.) снижают качество продуктов, а иногда приводят к появлению в них небезопасных для человека веществ.
На мировом рынке существует три категории качества продовольственных товаров, различающиеся исходным сырьем и особенностями технологии производства.
Товары первой категории - количество и типы спецдобавок строго регламентированы.
Качество товаров второй категории контролируется менее строго. Они производятся с учетом требований страны-импортера. Так, например, наличие на упаковке знака РСТ означает соответствие российскому стандарту.
На товары третьей категории не распространяются многие ограничения на использование спецдобавок, себестоимость их гораздо ниже, а производство выгоднее. К этой категории относится до 80% продуктов питания, сигарет и напитков, поставляемых на мировой рынок.

Как правило на упаковках (этикетках) нет сведений о том к какой категории качества относится товар, но обычно указано, какие спецдобавки он содержит. Спецдобавки обозначены буквенно-цифровым кодом. Многие из добавок далеко не безопасны для здоровья.

Учитель: Как обозначаются определенные спецдобавки и какое влияние они оказывают выяснял _________________.

Сообщение 4 Спецдобавки [приложение 2]

Учитель. Многие производители, в погоне за выгодой, стараются скрыть информацию о спецдобавках, сделать ее непонятной для покупателя, как это делается выясняли_____________________________

Сообщение 5. Эта загадочная “Рама” [приложение 2].

Сообщение 6. Сухие напитки, соки [приложение 2].

Сообщение 7. Гадание на кофейной банке [приложение 1].

3-й этап – выполнение практ. раб.(16 мин).

Теперь вам предстоит провести первичную экологическую экспертизу продукта питания по упаковке, имеющейся у вас на столе. При выполнении этой практической работы (алгоритм – на столах) [приложение 6] вы сможете определить дату изготовления, срок годности продукта, его состав, с помощью имеющейся у вас таблицы можете определить опасность для здоровья спецдобавок, указанных на упаковке (этикетке) [приложение 4, 5]. Кроме того, на столах у вас имеются некоторые коды стран по данным Международной ассоциации EAN [приложение 3] и требования к оформлению практической работы [приложение 7].

4-й этап – обсуждение результатов.(4-5 мин)

По истечении отведенного на практическую работу времени несколько учащихся делают краткие сообщения по итогам практической работы.

5-й этап – рефлексия – 3-4мин

С помощью учителя учащиеся формулируют, какие знания, умения и навыки они получили на уроке. В заключение учитель говорит, что если учащиеся теперь при приобретении того или иного товара смогут правильно определить хотя бы срок его годности, то уже это во многих случаях поможет им сохранить свое здоровье, и, следовательно, цель урока будет достигнута.

Выставление оценок за урок:

Использованная литература.

1. Булдаков А. С. “Пищевые добавки. Справочник.” Санкт-Петербург : “Ut”,1996.

2. Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г. Экология и безопасность питания. – М.: “Экологический вестник России”, 1995 год.

3. Курбатова Т.В. Исследование качества пищевых продуктов.

4. Сафиуллина Н.И. Ток – шоу “Большая стирка” на тему “Есть или не есть, или экологическая безопасность продуктов питания”

5. Шашурина А. Т. “Экологическая безопасность и продукты питания”, газета Биология,  №10, 2000.

6. Средства массовой информации.