"Не смейте забывать учителей!" (Внеклассное чтение по произведениям современных писателей и поэтов о школе и учителях)

Разделы: Литература


Цель урока:

  • вызвать уважение учащихся к нелёгкому труду учителя;
  • развивать навыки устной и письменной речи.

Оборудование урока: магнитофон, выставка книг, иллюстрации к произведениям, рисунки учащихся.

Методические приёмы: рассказ учителя, беседа о прочитанных произведениях по вопросам, работа с иллюстрациями, сочинение-миниатюра.

Ход урока

Звучит песня “ Чему учат в школе”, стихи М.Пляцковского, музыка В.Шаинского

1. Слово учителя.

- Сегодня наш урок литературы посвящается школе и учителям. Эпигра-фом к нему служат слова К.Д.Ушинского “ Дело учителя - скромное по наружности - одно из величайших дел в истории”. Именно они воспитывают людей, будущих созидателей, учёных, путешественников. Многие писатели и поэты посвятили свои произведения нелёгкому, но в тоже время благородно- му труду – профессии учителя. Давайте, ребята, назовём эти повести и рас- казы! ( Рассказы: Ю.Яковлев “ Учитель”, А.Астафьев “Фотография, на которой меня нет”, В.Распутин “ Уроки французского”, Ф.Искандер “ 13 подвиг Геракла”; повесть: Ч.Айтматов “Первый учитель”)

- Учителя в этих произведениях описываются разные. У каждого своя судьба, свои методы воспитания, но единственное, что их объединяет – это любовь к ученикам, высокий ум и светлая душа.Только таких учителей, кото- рые дарят свою любовь, душевное тепло, учат не бояться никаких невзгод, люди помнят всю жизнь, вспоминают с благодарностью.

В.Сухомлинский писал: “Хороший учитель – это прежде всего человек,

который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам он был ребёнком. Хороший учитель должен хорошо знать преподаваемый им предмет, чтобы увлечь детей за собой, а также психологию и педагогику, так как без знаний наук о воспитании работать с детьми невозможно”.

Вам
Памятник,
Учителя,
Я высек бы
Из красного гранита.
Установил бы
На просторе я
Большое человеческое сердце.
Чтоб всем ветрам
И всем лучам открыто -
Вам памятник,
Учителя! (Дуйсенбеев.)

2. Беседа по вопросам.

- Ребята, давайте вспомним, как зарождались в России первые школы. А поможет нам в этом повесть Чингиза Айтматова “ Первый учитель”.

(Действие повести происходит в 1924 году. В те времена такие слова, как “ школа”, “ учёба”, были в новинку, и люди не очень-то в них разбира-лись, и поэтому Дюйшену было нелегко…)

- Ребята, каким предстаёт учитель перед читателями?

(Главный герой повести Дюйшен - комсомолец, обучался грамоте в армии, решил научить детей тому, что знал сам. Он был в будёновке, в шинели из чёрного сукна. В заброшенном сарае, заткнув все щели, он принимал первых учеников. “ Я научу вас, дети, читать и считать, покажу, как пишутся буквы и цифры, - говорил Дюйшен.- Буду учить вас всему, что знаю сам…”. И действительно, он учил всему, что знал сам, проявляя при этом удивитель-ное терпение. Склоняясь над каждым учеником, показывал, как нужно держать карандаш, а потом с увлечением объяснял детям непонятные слова.

Алтынай Ахметова, одна из учениц Дюйшена, ставшая учёной, вспоминала: “Думаю и диву даюсь: как этот малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни единого учебника, даже букваря, не имевший представления о программе и методике преподавания, мог отважиться на такое великое дело! Шутка ли учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотны.

Сам того не ведая, он совершил подвиг. Да, это был подвиг, потому что в те дни нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аила, в школе, если можно так назвать ту самую мазанку с зияющими щелями, вдруг открылся новый, невиданный прежде мир…”

“Мы любили учителя за его человечность, за его добрые помыслы, за его мечты о нашем будущем”.)

- Из рассказа А.Астафьева “ Фотография, на которой меня нет” мы узнали, что действие происходит глухой зимой примерно в 1932-1939 годы в Сибири, в деревне Овсянки. Мы увидели трудную, полную лишений жизнь тружеников деревни. Конечно, и учителям приходилось нелегко. Расскажите, как относились к учителям в деревне? За что их уважали?

(Рассказ учащихся)

Вывод: Мы можем сказать, что учителя в те годы были образованнейшие люди, которые несли в народные массы культуру поведения. Учитель был образец для подражания, всё делал для того, чтобы людям жилось хорошо.

3. Чтение стихотворения А. Межирова наизусть. ( читает ученик)

* * *

Как быстро и грозно вертится земля
И школьные старятся учителя!
Нет силы смотреть, как стареют они
За мирные дни, за военные дни.

Вернёшься с войны, мимо школы пройдёшь, -
Как прежде, шумит у дверей молодёжь.
И школьный учитель - он так постарел -
В глубоких морщинах и волосом бел.

Ссутулились плечи, пиджак мешковат,
И смотрит, как будто бы в чём виноват.
Как быстро и грозно вертится земля
И школьные старятся учителя.

4. Продолжение беседы.

- Действие рассказа В.Г.Распутина “ Уроки французского” проис- ходит в послевоенное, голодное время. Несмотря на это люди не ожесточи- лись,были и такие, как Лидия Михайловна, учительница французского языка, которая, почувствовав, что с учеником творится неладное, пришла к нему на помощь.

- Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?

( рассказ учащихся)

- Как решила помочь Лидия Михайловна своему ученику?

(Когда она узнала, что ее ученик вынужден зарабатывать себе на жизнь, играя после уроков на деньги на окраине города, чтобы никто не видел, она решила ему помочь. Сначала учительница начала дополнительно заниматься с ним после уроков, затем стала приглашать к себе домой. Робкий и стеснительный от природы, мальчик испытывал стыд и неловкость, отказывался от еды. Лидия Михайловна поняла, что помощи он не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. В один из дней они были “ разоблачены” директором школы. Директор, не разобравшись, обвинил её в самых страшных грехах и выгнал из школы. Всю “ вину” она взяла на себя.)

Вывод:

В конце произведения автор с теплотой отзывается о своей учительни- це, потому что она, увидев в нём способного ученика, делает всё для того, чтобы он мог спокойно получить образование, пожертвовав своей репута- цией. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Она научила ученика состраданию, благожелательности, дала ему уроки доброты и справедливости.

5. Чтение стихотворения С.Острового наизусть (читает ученик)

* * *

В жизни по-разному можно жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать
И подарить его людям!

6. Продолжение беседы.

-В рассказе Ф.Искандера “ 13 подвиг Геракла” описывается учитель математики Харлампий Диогенович. Что это был за учитель? В чём заклю- чался его метод воспитания?(“Он властно и спокойно держал класс в руках”, никогда ни на кого не кричал, не уговаривал заниматься, не грозил вызвать родителей. Главным оружием Харлампия Диогеновича было делать человека смешным. Герой не сделал домашнее задание и решил сорвать урок. Учитель об этом догадался и в конце урока вызвал к доске. Ученик старается “ рань-ше времени не делаться смешным”, содрогается “от ужаса и отвращения”. Но поздно, он уже поставил себя в смешное положение. После этого случая “стал серьезней относиться к домашним заданиям”).

Вывод: Герой благодарен учителю за то, что он смехом “ закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора”. Смех помогал и помогает бороться с ложью, фальшью, обманом.

7. Чтение стихотворения И.Дружинина.

- Игорь Дружинин в своем стихотворении с теплотой и нежностью пишет об учителе русского языка и литературы. ( читает учитель)

Всегда со мной.

Видно, это особая память,
Что над нею не властны года.
Счастлив я, что меня со стихами
Мой учитель сдружил навсегда.

Крупно ставя оценки в журнале,
Он снимал роговые очки,
И мы с болью тогда замечали,
Как морщины его глубоки.

И лишь томик любимый откроет -
И строка зазвенит, как струна,
Будто хмурой осенней порою
Без конца и без краю весна.

И уже не сутулятся плечи,
Как у юноши, светится взгляд,
И притихшему классу навстречу
Вдохновенные строфы летят.

Строки те до сих пор повторяю,
Словно в них и судьба, и мечта:
“ Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!”

А теперь я и сам на уроке
Забываю порой про звонки,
Говоря благодарно о Блоке
И читая ребятам стихи.

Чтоб сердца их забились тревожно,
Чтоб от искренней чистой строки
Невозможное стало возможным,
А крутые дороги легки.

8. Продолжение беседы.

- А сейчас я вам прочитаю отрывок, а вы скажите, откуда он!

“Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и – поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе, и если высунуться из окна, то долго ещё будешь видеть маленькую, одинокую фигурку человека, провожающего поезд. Потом поезд превратиться в точку, замрёт железный стук колёс, а он всё будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его, ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица. А потом, когда вопреки его желанию поезд скроется и как бы растворится в тумане, сольётся с полями и рощами, Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят. Они нетерпеливо пересту- пают с ноги на ногу, дышат в затылок друг другу, толкают соседей – ждут своей очереди. И в их глазах написано: “ Торопись, Учитель, мы ждем тебя! Ты наш, и мы тебя ни с кем не желаем делить. Идём же, Учитель!

И тогда Учитель сразу забудет об ушедшем поезде и о пустой плат- форме. Да никакой платформы и не было. Чёрная доска, как инеем,покрыта пыльцой мела. На окнах цветы примулы. На стене портрет академика Павлова…”

- Какие мысли вызвал у вас рассказ Ю.Яковлева? Какой след в душе своего ученика оставил Учитель? (Учитель научил отстаивать своё мнение, не отступать перед трудностями, добиваться своего во что бы то ни стало…)

- У героя Ю.Яковлева нет имени. Согласны ли вы со словами Астафье- ва: “Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтобы осталось слово “учитель”! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживёт до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с кото- рым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце людей”.

(мнение учащихся)

Вывод: Жизнь- это не те дни, что прошли, а те, что запомнились. Како- вы бы не были учителя: строгие и требовательные, весёлые и понимающие душу ребёнка- они оставляют частичку себя в душах своих учеников. А были ли в вашей жизни такие учителя?

(мнение учащихся)

9. Развитие речи. Сочинение-миниатюра.

- А сейчас, ребята, я хотела бы, чтобы вы написали небольшое сочине- ние по уроку. Согласны ли вы со словами поэта А.Дементьева: “ Не смейте забывать учителей!” Почему?

( чтение учениками своих сочинений)

10. Подведение итогов урока. Чтение стихотворения А.Дементьева.

* * *

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.

Им не хватает этих встреч нечастых,
И, сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед.

А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый год не шлём им поздравлений.
И в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.

Они нас ждут. Они следят за нами.
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержит экзамен
На мужество, на честность, на успех.

Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий -
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!