Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

"Не смейте забывать учителей!" (Внеклассное чтение по произведениям современных писателей и поэтов о школе и учителях)

Разделы: Преподавание литературы


Цель урока:

  • вызвать уважение учащихся к нелёгкому труду учителя;
  • развивать навыки устной и письменной речи.

Оборудование урока: магнитофон, выставка книг, иллюстрации к произведениям, рисунки учащихся.

Методические приёмы: рассказ учителя, беседа о прочитанных произведениях по вопросам, работа с иллюстрациями, сочинение-миниатюра.

Ход урока

Звучит песня “ Чему учат в школе”, стихи М.Пляцковского, музыка В.Шаинского

1. Слово учителя.

- Сегодня наш урок литературы посвящается школе и учителям. Эпигра-фом к нему служат слова К.Д.Ушинского “ Дело учителя - скромное по наружности - одно из величайших дел в истории”. Именно они воспитывают людей, будущих созидателей, учёных, путешественников. Многие писатели и поэты посвятили свои произведения нелёгкому, но в тоже время благородно- му труду – профессии учителя. Давайте, ребята, назовём эти повести и рас- казы! ( Рассказы: Ю.Яковлев “ Учитель”, А.Астафьев “Фотография, на которой меня нет”, В.Распутин “ Уроки французского”, Ф.Искандер “ 13 подвиг Геракла”; повесть: Ч.Айтматов “Первый учитель”)

- Учителя в этих произведениях описываются разные. У каждого своя судьба, свои методы воспитания, но единственное, что их объединяет – это любовь к ученикам, высокий ум и светлая душа.Только таких учителей, кото- рые дарят свою любовь, душевное тепло, учат не бояться никаких невзгод, люди помнят всю жизнь, вспоминают с благодарностью.

В.Сухомлинский писал: “Хороший учитель – это прежде всего человек,

который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам он был ребёнком. Хороший учитель должен хорошо знать преподаваемый им предмет, чтобы увлечь детей за собой, а также психологию и педагогику, так как без знаний наук о воспитании работать с детьми невозможно”.

Вам
Памятник,
Учителя,
Я высек бы
Из красного гранита.
Установил бы
На просторе я
Большое человеческое сердце.
Чтоб всем ветрам
И всем лучам открыто -
Вам памятник,
Учителя! (Дуйсенбеев.)

2. Беседа по вопросам.

- Ребята, давайте вспомним, как зарождались в России первые школы. А поможет нам в этом повесть Чингиза Айтматова “ Первый учитель”.

(Действие повести происходит в 1924 году. В те времена такие слова, как “ школа”, “ учёба”, были в новинку, и люди не очень-то в них разбира-лись, и поэтому Дюйшену было нелегко…)

- Ребята, каким предстаёт учитель перед читателями?

(Главный герой повести Дюйшен - комсомолец, обучался грамоте в армии, решил научить детей тому, что знал сам. Он был в будёновке, в шинели из чёрного сукна. В заброшенном сарае, заткнув все щели, он принимал первых учеников. “ Я научу вас, дети, читать и считать, покажу, как пишутся буквы и цифры, - говорил Дюйшен.- Буду учить вас всему, что знаю сам…”. И действительно, он учил всему, что знал сам, проявляя при этом удивитель-ное терпение. Склоняясь над каждым учеником, показывал, как нужно держать карандаш, а потом с увлечением объяснял детям непонятные слова.

Алтынай Ахметова, одна из учениц Дюйшена, ставшая учёной, вспоминала: “Думаю и диву даюсь: как этот малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни единого учебника, даже букваря, не имевший представления о программе и методике преподавания, мог отважиться на такое великое дело! Шутка ли учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотны.

Сам того не ведая, он совершил подвиг. Да, это был подвиг, потому что в те дни нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аила, в школе, если можно так назвать ту самую мазанку с зияющими щелями, вдруг открылся новый, невиданный прежде мир…”

“Мы любили учителя за его человечность, за его добрые помыслы, за его мечты о нашем будущем”.)

- Из рассказа А.Астафьева “ Фотография, на которой меня нет” мы узнали, что действие происходит глухой зимой примерно в 1932-1939 годы в Сибири, в деревне Овсянки. Мы увидели трудную, полную лишений жизнь тружеников деревни. Конечно, и учителям приходилось нелегко. Расскажите, как относились к учителям в деревне? За что их уважали?

(Рассказ учащихся)

Вывод: Мы можем сказать, что учителя в те годы были образованнейшие люди, которые несли в народные массы культуру поведения. Учитель был образец для подражания, всё делал для того, чтобы людям жилось хорошо.

3. Чтение стихотворения А. Межирова наизусть. ( читает ученик)

* * *

Как быстро и грозно вертится земля
И школьные старятся учителя!
Нет силы смотреть, как стареют они
За мирные дни, за военные дни.

Вернёшься с войны, мимо школы пройдёшь, -
Как прежде, шумит у дверей молодёжь.
И школьный учитель - он так постарел -
В глубоких морщинах и волосом бел.

Ссутулились плечи, пиджак мешковат,
И смотрит, как будто бы в чём виноват.
Как быстро и грозно вертится земля
И школьные старятся учителя.

4. Продолжение беседы.

- Действие рассказа В.Г.Распутина “ Уроки французского” проис- ходит в послевоенное, голодное время. Несмотря на это люди не ожесточи- лись,были и такие, как Лидия Михайловна, учительница французского языка, которая, почувствовав, что с учеником творится неладное, пришла к нему на помощь.

- Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?

( рассказ учащихся)

- Как решила помочь Лидия Михайловна своему ученику?

(Когда она узнала, что ее ученик вынужден зарабатывать себе на жизнь, играя после уроков на деньги на окраине города, чтобы никто не видел, она решила ему помочь. Сначала учительница начала дополнительно заниматься с ним после уроков, затем стала приглашать к себе домой. Робкий и стеснительный от природы, мальчик испытывал стыд и неловкость, отказывался от еды. Лидия Михайловна поняла, что помощи он не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. В один из дней они были “ разоблачены” директором школы. Директор, не разобравшись, обвинил её в самых страшных грехах и выгнал из школы. Всю “ вину” она взяла на себя.)

Вывод:

В конце произведения автор с теплотой отзывается о своей учительни- це, потому что она, увидев в нём способного ученика, делает всё для того, чтобы он мог спокойно получить образование, пожертвовав своей репута- цией. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Она научила ученика сос