Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок музыки в 6-м классе по теме: "В чем сила музыки"

Разделы: Преподавание музыки, Внеклассная работа


Тема четверти: В чем сила музыки?

Тема урока: “От сердца это исходит и к сердцу должно привести” Л.Бетховен.

Цель урока: Организация процесса присвоения художественного произведения и условий для его личностной трактовки каждого учащегося.

Задачи урока:

  • показать возможности искусства как средство общения между людьми;
  • создать условия для применения усвоенных знаний на практике, их закрепления;
  • развивать умение содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве, “вжиться” в художественный образ, проявить свою оригинальность в трактовке.

Тип урока: обобщающий.

Жанр урока: комбинированный с элементами интервью.

Подготовительный этап (на уроке или в виде предварительного домашнего задания): каждый ученик выбирает себе музыкальное произведение, композитора, о котором готовит рассказ. Также изготавливается табличка с названием произведения, именем композитора; учащиеся могут использовать портреты композиторов, иллюстрации, связанные с жизнью и творчеством композитора.

На уроке все рассаживаются кругом за столами, у каждого на столе (или приколота на грудь) заготовленная табличка, которая указывает, что именно учащийся представляет. Учитель готовит к звучанию или исполнению произведения, представленные учащимися на табличках. ( и далее выполняет в основном функции звукооператора).

Содержание урока

Вступление. Учитель: Тысячи лет существует музыка на земле, и тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на этот вопрос: “Почему музыка волнует и трогает? Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения? И почему именно с музыкой связывает человек свои представления о прекрасном, когда, желая высказать высшую прелесть мира, он говорит: “музыка природы”, “музыка души”?..”

Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум.
Не заглуши
Её с годами, буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Её имеют многие.
Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве.

Учитель произносит вступительное слово по теме занятия и ставит проблему “В чем сила музыки?” (Избирается “журналист”. Он подходит к произведению-ученику, композитору-ученику и задает вопрос: “Что вы хотели сказать нам, живущим в XXI веке?”, “Нам всегда хочется слушать вас – почему?”)

В классе звучит третья часть из III симфонии (1883 г.) И.Брамса (фрагмент).

Журналист: – Как вы думаете, эта музыка создана в наше время?

Ученик: – Эта музыка выражает чувства, переживаемые в любые времена.

Журналист: – Я думаю, стоит обратиться к произведению.

Ученик:

Произведение: – Я – симфония была создана в 1883 году немецким композитором

Иоганнесом Брамсом. <Приложение: слайд 2> Меня называют “Трагической”.

Журналист: – Как вы думаете, почему автор дал именно такое название своему произведению?

Ученик: – В этой музыке присутствует грустное, печальное, скорбное настроение.

Журналист предлагает классу создать “Партитуру чувств” (проводится дидактическая игра с группой учащихся) В результате игры школьники постигают такие понятия:

  • искусство – “язык чувств”;
  • интонация – музыкальный образ;
  • развитие, драматургия, композиция;
  • вопрос-ответ;
  • содержание (контрастные понятия);
  • проблемная ситуация;
  • пластическое интонирование.

Журналист: – Согласны ли вы с тем, что настроение в этой части изменяется?

Ученик:

Произведение: – Моё настроение изменяется в средней части. Оно становится грустно-просветленным. Возможно, автор вспоминает ушедшее счастье. Характер музыки меняется с песенного на танцевальный.

Журналист: – Что, по вашему мнению, придает этой музыке необыкновенную певучесть?

Ученик:

Произведение: – Мелодия. Меня хочется напевать, я льюсь из самого сердца. Мне свойственна необычайная широта мелодического дыхания.

Журналист предлагает группам учащихся по цепочке исполнить главную мелодию 3 части.

Журналист: – Почему вас – главную мелодию исполняют виолончели?

Ученик:

Произведение: – У этого инструмента особенно выразителен верхний регистр, где тембр приобретает напряженный, лирико-патетический характер. Кантиленная мелодия звучит проникновенно, будто говорит.

Журналист: – В чем же состоит притягательность этой музыки?

Ученик:

Произведение: – Музыка поражает необычайным богатством оттенков, переходов от одного состояния к другому, сопоставлениями и взаимосвязями контрастных образно-эмоциональных сфер. Я буду всегда звучать, в любые времена, так как вызываю у вас прекрасные чувства и настроения и рассказываю об отношении композитора к событиям из его жизни.

Журналист: – Были ли в вашей жизни наблюдения о том, как музыка объединяет людей?

Ученик: – Силу и мощь людского единения мы наблюдаем в хоровой музыке. Это песни-гимны.

Учащиеся исполняют “Гимн славян” муз.Адамовича. <Приложение: слайд 1>

Журналист: – Мы знаем, что гимн – это хвалебная песнь.

Ученик: – Когда появились первые гимны?

Журналист: – В древности гимны слагали в честь богов и героев. Шли века, и хвалебные песни становились другими. Содержанием гимна стало прославление благородной и возвышенной идеи. А что вы прославляете в своем произведении?

Ученик:

Произведение: – Славян. Это крупнейшая в Европе группа родственных по языку и культуре народов. В гимне поется о дружбе, единстве в вере, любви к Родине, то есть прославляются самые лучшие качества людей.

Журналист: – А насколько музыка созвучна тексту гимна?

Учащимся предлагается 1 фразу гимна исполнить в миноре. После исполнения ребята улыбаются, понимая, что нарушена жизненная правда произведения.

Ученик:

Произведение: – Национально-патриотическая основа текста гимна как будто сливается с такими средствами музыкальной выразительности, как пунктирный ритм, мажорный лад, а куплетная форма, простота и доступность мелодии делают это произведение и родным по духу. Мелодия идет от сердца к другому сердцу. Все эти грани произведения создают образ любви, патриотизма, ценностного отношения к миру, людям.

Журналист: – Мы убеждаемся с вами в том, что музыка имеет волшебную силу воздействия на все живое. А какие вам известны сказки, предания, рассказы о волшебной силе музыки?

Учащиеся называют.

Журналист: – Как вы думаете, какая музыка больше нужна человеку?

Ученик: – Радостная, веселая, чтобы поднять тонус.

Журналист: – Так ли это? На этот вопрос вы дадите ответ сами в конце нашего разговора. А сейчас мы дадим высказаться музыке.

Звучит “Мелодия” К.Глюка <Приложение: слайд 3> из оперы “Орфей” в исполнении ученицы 6 класса (флейта) и учителя музыки (фортепьяно).

Ученик:

Произведение: – Музыка по-разному способна воздействовать на людей, вызывать множество оттенков чувств, настроений.

Журналист: – Ребята, а вы помните где в опере звучит мелодия?

Учащиеся вспоминают сюжет.

Ученик:

Произведение: – Во второй картине оперы открывается чарующий пейзаж Элизиума – обители безгрешных душ, именно там находится Эвридика – возлюбленная Орфея.

<Приложение: слайд 5>

Журналист: – Как композитор рисует своими красками эту картину?

Учащиеся могут использовать результаты своих самостоятельных творческих работ, проведенных ранее.

Ученик:

Произведение: – В музыке царит светлый покой и созерцательная лирика. Особенно прекрасно соло флейты, ставшее широко известным в многочисленных обработках под названием “Мелодии”.

Журналист: – Что хочет сказать нам композитор “Мелодии”?

Ученик:

Произведение: – Он уважает, ценит чувство героя, его преданность любимой. Это откровение композитора, нежно-прозрачное, отмеченное бесподобной пластической  красотой. Широкого дыхания минорная мелодия неспешно разворачивается на фоне мерно пульсирующего ритма сопровождения, постепенно всё более властно захватывая внимание слушате