Приемы и формы развития учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках черчения

Разделы: Технология


Над проблемой рациональной организации учебной деятельности учащихся работают все учителя. Чтобы научить учащихся учиться, надо включить их в организованную учебную деятельность, постоянно повышать мотивацию этой деятельности и обучать наиболее рациональным способам ее осуществления. Для этого каждый учитель ищет различные приемы и формы работы с детьми, учитывая особенности предмета, количество учебных часов, индивидуальные особенности каждого учащегося и класса в целом.

Обучая детей черчению, я много лет сталкивалась с проблемой недостатка времени для общения с учащимися, для изучения их личностных качеств, свойств темперамента (в(емперамента качествисявременимадо включить их общеобразовательных школах отводится на этот предмет 1 час в неделю, а на каждого ученика приблизительно 1,5 минуты в неделю и около 45 минут в год!). Из-за специфики предмета устно опросить всех детей не удается, поэтому я, после долгих поисков, остановилась на двух формах работы, которые частично помогают мне решить некоторые проблемы. На протяжении последних 12 лет при устных опросах (задаю много мелких вопросов по изучаемой теме), решении простых задач при отработке нового материала, при устном чтении чертежей я использую “жетоны” разного цвета и достоинства (0,5 балла;1 балл; 2 балла), которыми поощряю учащихся.). В зависимости от сложности вопроса или задания ребенок получает “жетон” определенного цвета, накапливает “жетоны” в течение урока или серии уроков, затем получает оценку по разработанным критериям. Учащиеся сами вносят в свою индивидуальную карту количество баллов, “заработанных” за урок. Индивидуальная карта выдается каждому учащемуся на начало урока (Приложение 1). Объективность заполнения карты проверяется учителем в конце урока при сборе “жетонов”.

Форму работы с учениками через индивидуальные карты я ввела 10 лет назад. Включив в карту основные этапы урока и виды работы, мне стало легче отслеживать картину деятельности ребенка на уроке, при выполнении домашней работы, уровень понимания нового материала (ученик сам оценивает “понимание” нового материала или нового вида деятельности по пятибалльной системе). Сигналом для учителя является оценивание учеником своего “понимания” на оценки “3” или “2”. Через карту я приглашаю этого ребенка на дополнительное занятие, не оглашая это на весь класс. Целесообразностью ведения индивидуальных карт является и то, что все виды работы по теме мы отмечаем “+” на несколько уроков вперед, поэтому каждый урок для ученика не является лабиринтом, так как, идя на урок, он точно знает, какой вид контроля знаний ему предстоит испытать и что он будет делать на уроке. Это позволяет ребенку ощущать себя на занятии более комфортно. Кроме этого, ученик по карте каждый урок видит картину своей успешности, видит, где ему надо повысить результаты деятельности (такая возможность дается, так как некоторые оценки в классный журнал я выставляю уроком позже). Индивидуальные карты очень помогают при работе с родителями учащихся и классными руководителями.

Далее я хочу рассказать о некоторых приемах и формах работы, применяемых на разных этапах урока.

1. Приемы и формы работы, применяемые при изучении нового материала.

Одной из основных и самых сложных задач при обучении черчению является развитие у детей пространственного и логического мышления, то есть умения выполнять разного рода умственные операции, направленные на решение творческих задач. Умение согласовать, сравнить, соизмерить, заключить в просторечии называется одним словом “соображение”. А, соображать, удается в должной мере не всем и не сразу, этому надо учиться. Чтобы помочь детям в этом вопросе, нужно обязательно развивать у них воображение – это мысленное создание новых образов на основе прошлых восприятий, выраженное в сформированных ранее представлениях. Способностью

представлять знакомые предметы наделены все, даже самые неуспешные дети, поэтому я использую эту способность для изучения первоначальных понятий по той или иной теме. Например, при изучении геометрических тел дети не могут не представить спичечный коробок или коробку конфет (параллелепипед), рулон бумаги или сосиску (цилиндр), бублик или спасательный круг (тор). И, когда геометрические тела сами превращаются в сформированные представления, мы начинаем на их основе создавать новые образы (предметы, детали), которые состоят из простых геометрических тел, определенным образом расположенных относительно друг друга (Рисунок 1). На рисунке выполнен чертеж детали, состоящей из трех геометрических тел, с применением сечений. Для лучшего усвоения понятия “сечение” приведено сравнение с батоном колбасы.

При изучении нового материала иногда приходится (для более успешного усвоения) сравнивать изучаемые объекты с окружающими объектами природного происхождения и продуктами человеческой деятельности: сравнение методов центрального и параллельного проецирования на примере существующих зданий, длинных проспектов, трамвайных линий, рассматриваем берег реки Томь, который виден из окна кабинета. При обучении анализу геометрической формы предметов используем столбы, дома и другие объекты, окружающие нас.

Замечено, что применение цветного мела и цветных карандашей при выполнении учебных чертежей помогает лучшему восприятию, поэтому я часто пользуюсь приемом “Примени цвет!”, когда дети по заданию учителя выделяют разным цветом проекции отдельных элементов моделей.

Очень хорошо развивает воображение и активизирует детей на начало урока “Разминка ума” - решение головоломок, не требующих больших затрат времени на уроке. Учащиеся по желанию выходят к доске со своими вариантами решений, за каждый правильный вариант решения они поощряются красным жетоном, что влияет на оценку за урок или серию уроков.

Для повышения мотивации при изучении нового материала я применяю прием “Тупик” - создание проблемы, когда дети убеждаются в том, что для решения этой проблемы им не хватает знаний. Учитель, например, рассказывает: “Однажды при археологических раскопках ученые нашли металлический наконечник для копья. Ржавчина сильно повредила металл, а художник экспедиции должен был изобразить наконечник так, чтобы его форма четко воспринималась.

Художник сделал такой чертеж (Рисунок 2А), верно ли он изобразил, понимаете вы форму и конструкцию наконечника?”. Многие учащиеся говорят: “Нет!” и предлагают свои варианты решения (Рисунок 2Б). Ведя такую беседу, дети с помощью учителя приходят к выводу, что для рационального решения этого вопроса необходимо знание нового вида изображений – сечения.

Для развития воображения необходимо развивать внимание, наблюдательность, скорость восприятия. Ниже описаны некоторые приемы, направленные на решение этой задачи, а также они направлены на повышение мотивации на уроке и могут применяться для смены вида деятельности, когда учитель чувствует усталость детей и ослабление внимания.

Прием “Запомни и воспроизведи!”. Классу предлагается красочная карточка, оформленная на картоне в виде аппликации или рисунка (Приложение 2), за одну минуту дети должны запомнить возможно большее количество изображенных элементов, их форму, цвет, порядок расположения, а затем в устной форме описать увиденное. Во время такой работы учащиеся поощряются жетонами разного достоинства.

Прием “Нарисуй фигуру!” развивает моторику и скорость мышления. На клетчатой бумаге дети по команде учителя изображают фигуру, состоящую из прямолинейных участков, каждый шаг проговаривается учителем или учеником один раз (Приложение 3). За верно построенную фигуру каждый учащийся поощряется красным жетоном.

Иногда при изучении сложного для восприятия материала, когда все средства исчерпаны, применяю прием “Учитель – актер”, превращаюсь в объект изучения: точку, ось вращения, отрезок прямой и перемещаюсь по кабинету по заданным координатам

2. Приемы и формы работы, применяемые на практических занятиях.

При выполнении практических заданий важно обучать детей приемам, снижающим трудоемкость чертежных работ, повышающим скорость, точность и правильность построений. Часто при решении задач мы используем приемы “Примени кальку!”, “Примени эскизное изображение”, “Реши задачу по алгоритму!”, “Сделай шаг назад!”, когда понял, что на каком - то этапе допущена ошибка. Эти приемы знакомы всем учителям.

Прием “Делай, как я! Делай быстрее меня! Делай больше меня!” применяю, если работаю в классе с традиционным обучением, где учатся дети с разными способностями. При отработке

нового материала учащиеся выполняют чертеж за учителем. Если некоторые ученики опередили учителя хотя бы на шаг, они поощряются красным “жетоном”, если за время объяснения дети самостоятельно выполнили еще одно задание, они поощряются оценкой “5” (учитель во время работы ориентируется на слабых учащихся).

Приемы “Свободный урок” и “Пряник” применяю в коррекционных классах. Детям, которые очень хорошо потрудились на предыдущем уроке и верно выполнили домашнее задание, выдается “пряник”- возможность свободного выбора вида работы по изучаемой или предыдущей теме.

В этих же классах, а также со слабыми детьми других классов используется прием “Сравни и выбери необходимый предмет”. Например, при дополнении чертежа детали недостающими линиями или при построении третьего вида по двум заданным ребенок должен выполнить ряд умственных операций и представить деталь в объеме. Если ему это не удается, учитель предлагает несколько наглядных изображений знакомых и незнакомых предметов, учащийся сравнивает их с заданным объектом, находит и, используя его, решает задачу.

Ниже описаны некоторые приемы из серии “Неписанные правила”.

Прием “Голова влево” используется при нанесении размеров на вертикальных размерных линиях. Этот прием помогает детям запомнить верное нанесение размера на вертикальную размерную линию.

Прием “Определи масштаб” применяется при деталировании сборочных чертежей, когда дети вместо предлагаемого учебником трудоемкого углового масштаба, простым арифметическим действием определяют коэффициент искажения чертежа и используют его для определения натуральных размеров нужной детали.

Прием “Отступи от алгоритма!” применяется при решении трудоемких задач, в которых в ходе решения приходится несколько раз выполнять одну и ту же работу. Например, при построении аксонометрической проекции втулки надо четыре раза применить алгоритм построения овала, учитель предлагает облегченный вариант, который значительно упрощает работу, не уменьшая точности выполнения.

3. Приемы и формы работы, применяемые при контроле знаний учащихся

Прием “Вопрос на засыпку!” Учащиеся заранее готовят вопросы по пройденной теме и задают их другим детям на уроке, при этом они дают правильный ответ в случае неудачи товарища.

Тестовые задания, графические и практические работы, графические диктанты – эти формы применяются всеми учителями.

. Прием “Сыграем в лото!”. Детям заранее раздаются карты с изображением чертежей нескольких деталей (Приложение 4), учитель в произвольном порядке показывает наглядные изображения деталей, среди которых есть все, предложенные классу (в комплекте 50 наглядных изображений разных деталей), дети должны узнать изображенные на их картах детали и ответы записать в карточку. Учащиеся, у которых скорость восприятия и воображение выше, просят для такой работы несколько карт.

Прием “Корректор” используем при повторении и закреплении некоторых тем программы,

например, при исправлении ошибок чертежа в книге или на представленном меловом чертеже.

Прием “Прояви свои способности!” использую при выполнении творческих заданий (Приложение 5), например, при моделировании формы детали по одному заданному виду.

“Кот в мешке!” - форма проведения итоговых уроков, которые могут быть в виде уроков – соревнований или игры “Крестики – нолики”. В квадратах на доске или на обратной стороне

лепестков символической ромашки зашифрованы разные виды работы, которую учащиеся выполняют, работая в группах (Приложение 6).

Формой проведения итоговых уроков могут быть уроки – олимпиады, например, моделирование предметов по двум заданным видам с неопределенностью формы: кто придумает больше моделей и выполнит их чертежи правильнее и быстрее, тот-победитель олимпиады (победителей может быть несколько человек), выявляются также призеры олимпиады и участники, попавшие в десятку лидеров.

Далее представлена разработка одного из уроков, где применены некоторые приемы, направленные на развитие учебно-познавательной деятельности учащихся.

Разработка урока

Тема урока: “Чтение чертежей группы геометрических тел”.

Итоговый урок по теме “Проецирование геометрических тел”.

Цели урока

1. Учебные

- Закрепить и расширить знания по теме “Геометрические тела”

- Познакомиться с новой линией чертежа

2. Развивающие

- Продолжить развитие воображения, пространственного и логического мышления

- Продолжить развитие устной речи с применением специальной терминологии

- Продолжить развитие умений анализа геометрической формы простых предметов

- Развитие практических навыков черчения и навыков самостоятельной работы

3. Воспитательные

- Привитие умения слушать человека, быть тактичным с окружающими людьми

- Привитие аккуратности

- Развитие активной жизненной позиции

Задачи урока

- Закрепление понятий и навыков проецирования геометрических тел и их элементов

- Закрепление умений мысленно расчленять геометрические тела на элементы (вершины, ребра, грани) и выделять их на проекциях

- Развитие умений применять сформированные представления для решения задач

Оценивание работы учащихся на данном уроке осуществляется при помощи “жетонов”.

В ходе урока ученики за устную и письменную работу получают “жетоны” разного достоинства, в конце урока дети подсчитывают количество баллов, соответствующее “заработанным жетонам” и вносят это число в индивидуальную карту. Учитель объявляет количество баллов, необходимое для получения оценок “5”, “4” и “3”, учащиеся вносят свои оценки в соответствующую графу индивидуальной карты. В классный журнал оценки за данный урок учитель выставляет по желанию детей: если ребенку не удалось за один урок набрать баллов на оценку “4”, ему дается возможность “добрать” на следующем уроке.

Оснащение урока

Классная доска

- На центральной части доски: дата и тема урока; меловой чертеж и наглядное изображение группы геометрических тел. На начало урока чертеж закрыт листом белой бумаги.

- На боковой правой части доски: домашнее задание.

- На боковой левой части доски: 2 плаката для чтения чертежей.

- На обороте боковых частей доски: чертежи- головоломки.

- Чертежные инструменты для учителя, цветной мел.

Рабочий стол учителя

- План урока, учебник по черчению

- Модели геометрических тел (8-10 штук), макет группы геометрических тел

- Модели шести простых деталей

- Жетоны

Рабочие столы учащихся

- Дневник, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карты учащегося

- Чертежные инструменты, цветные карандаши, модели четырех геометрических тел

- Чертеж группы геометрических тел с наглядным изображением.

Ход урока

1. Повторение материала

Устный опрос ведется фронтально, учащиеся отвечают по желанию, за каждый правильный ответ ученик получает красный или коричневый “жетон”, что зависит от сложности вопроса. Во время устного опроса необходимо вспомнить основные плоскости проекций, оси

координат, основные геометрические тела и так далее.

Повторение проекций геометрических тел осуществляется в ходе решения простых задач- головоломок. Учитель показывает учащимся чертежи нескольких систем координат, в каждой из которых изображена лишь одна проекция геометрического тела (Рисунок 3) и предлагает ответить на вопрос: какие геометрические тела имеют такую проекцию и как эти тела расположены в пространстве? Учащиеся по желанию выходят к доске, дочерчивают остальные проекции и поясняют положение тела в пространстве. Обычно дети предлагают по 2-3 варианта решения.

2. Анализ геометрической формы простых моделей

Учитель объясняет ученикам, что после изучения данной темы мы перейдем к выполнению чертежей моделей, каждая из которых состоит из набора геометрических тел, и просит учащихся мысленно расчленить предложенные модели на простые геометрические тела (предлагается 2-3 модели). Затем учитель просит из другой группы моделей найти одну по

устному описанию, умышленно не называя в тексте взаимного расположения отдельных частей модели, поэтому многие учащиеся предлагают несколько вариантов, тем самым, подводя себя к необходимости понимания не только геометрической формы отдельных частей

модели, но и их взаимного расположения. Учитель поясняет, что лучше начинать этому учиться по чертежам групп геометрических тел, постепенно превращая их в простые модели.

3. Чтение чертежей групп геометрических тел

Учитель показывает детям макет группы геометрических тел, состоящей из трех тел, предлагает назвать эти тела и попытаться представить, как будут выглядеть проекции этой группы (можно по желанию на своих столах расположить геометрические тела согласно макету). Трое учеников по очереди описывают проекции заданной группы, затем их ответы проверяются по открытому после описания меловому чертежу (Рисунок 4).

Далее учитель предлагает вопросы к представленному чертежу

- Какое тело ближе всех к наблюдателю, как вы определили?

- Какое тело выше всех, как вы определили и т.п.

- Как вы думаете, почему на фронтальной проекции линия видимого контура при изображении цилиндра вдруг переходит в другой тип линии?

На этом этапе происходит знакомство со штриховой линией, называются все ее параметры, назначение, техника начертания.

Третий этап урока продолжается чтением чертежа другой группы геометрических тел, изображенной уже двумя проекциями (наглядное изображение первоначально закрыто и используется при проверке ответов учащихся). Затем задача еще усложняется: учитель предлагает для чтения чертеж, который уже не сопровождается наглядным изображением (Рисунок 5), задает вопросы по чертежу, разъясняя непонятное при помощи моделей, находящихся на столе учителя.

Далее наступает время отдыха, так как дети устают, внимание их ослабевает. Учитель просит учащихся выбрать форму отдыха: физ.минутка или упражнение на смену вида деятельности, ученики чаще выбирают второе. Здесь применяется прием “Нарисуй фигуру!” или “Запомни и воспроизведи!”, за что учащиеся получают дополнительные “жетоны”, что повышает общую оценку за урок и активизирует внимание.

4. Закрепление

Учащиеся письменно работают с готовым чертежом ранее представленной группы геометрических тел, закрашивая по заданию учителя проекции ребер, граней разным цветом.

Несколько учащихся по очереди выполняют эту работу у доски.

Затем учитель задает вопрос: “Ребята, а вы ничего лишнего не заметили на выданном вам чертеже?”. Дети отвечают, что на их чертеж в наглядное изображение добавлено четвертое тело, которого нет на меловом чертеже, и называют его (предложено два или более вариантов). Учитель поясняет, что учащиеся дома должны самостоятельно внести проекции этого тела в чертеж, учитывая его расположение относительно других тел, а при условии верного введения в группу проекций еще одного (пятого) тела, дети получат дополнительную оценку.

Производится запись домашнего задания в дневник.

5. Подведение итогов урока

За три-четыре минут до конца урока подводится итог работы на уроке, детям предлагается вспомнить, о чем они говорили на уроке, чему научились, что узнали нового. Ученики до конца заполняют индивидуальные карты, подсчитав количество баллов, заработанное за урок. Учитель предлагает критерии оценки на данном уроке:

3,5 балла и больше – оценка “5”;

2,5-3 балла – оценка “4”;

меньше 2,5 баллов – оценка “3”.

Желающие учащиеся проставляют себе оценку в индивидуальную карту, учитель после урока выставляет эти оценки в классный журнал.