Рейтинг@Mail.ru

Microsoft PowerPoint в формировании пространственных представлений учащихся на уроках математики

Разделы: Математика, Информатика, Общепедагогические технологии


Одним из самых популярных программных средств, используемых на уроках с использованием информационных технологий, является программа компании Microsoft – PowerPoint.

Программа PowerPoint проста в использовании. Ею может овладеть любой учитель-предметник независимо от того, какой предмет он преподает. Поскольку на сегодняшний день актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то я думаю, что это одна из тех программ, с которой учителю необходимо начать изучение компьютера.

В современном мире компьютер используются во всех сферах деятельности, поэтому для повышения эффективности обучения учитель должен уметь использовать компьютерные технологии на своих уроках. В связи с этим каждому учителю необходимо обладать хотя бы минимальными знаниями компьютера. Под минимальными знаниями я понимаю то, что учитель должен свободно работать с текстовой информацией на компьютере, создавать и редактировать слайды презентации.

Мне бы хотелось остановиться на использовании программы PowerPoint.

Программа PowerPoint позволяет создавать презентации. Достоинства этой программы заключаются в том, что на создание презентационных материалов не требуется много времени, а также она позволяет сэкономить время на уроке.

В данной статье я бы хотел рассмотреть пример использования программы PowerPoint при изучении учащимися пространственных фигур.

Академик Александров А. Д. говорил о том, что задача геометрии – развить у учащихся 3 качества: пространственное воображение, практическое понимание и логическое мышление. Он ставил пространственное воображение на первое место не только в изучении геометрии, но и в большинстве видов человеческой деятельности. Важность ясного наглядного пространственного представления и, на основе этого, точного понимания изучаемых понятий нельзя переоценивать.

Рассмотрим изучение пространственных фигур учащимися с 4 по 11 класс.

В 4-5 классах на уроках рисования учащиеся изображают предметы сложной формы, сочетающие в себе элементы конуса, шара, цилиндра и других фигур.

В 5 классе они рисуют с натуры куб и шестиугольную призму, предварительно рассматривая каркасные модели этих тел.

В 6 классе изучаются такие фигуры, как куб, прямоугольный параллелепипед и другие.

В 7-9 классах на уроках алгебры фигуры не рассматриваются вообще, а на уроках геометрии все внимание сосредотачивается на двумерных объектах, и учащимся не представляется возможности работать с пространственными объектами, развивая свое воображение.

А в 10 классе учителя на первых же уроках геометрии сталкиваются с множеством проблем: оказывается учащиеся не умеют “читать” изображения пространственных тел; не умеют их изображать; все изображения на доске и в тетради не вызывают у учащихся ощущения пространственности; учащиеся не могут мысленно изменять взаимное расположение элементов, и т.д.

Многие учащиеся, не успев адаптироваться к пространственным формам, поступают в ВУЗ. Естественно, что проблемы становятся еще больше. Выпускник сталкивается с более сложными задачами, требующими развитого пространственного воображения, и испытывает непреодолимые трудности. Каких только усилий стоит элементарная, казалось бы, для I курса университета задача с изображением тел, ограниченных плоскостями и поверхностями второго порядка.

5-6 классы средней школы – благоприятное время для развития пространственных представлений. На уроках математики в этих классах проводят специальные упражнения, направленные на развитие пространственных представлений. Затем в 7-9 классах эта проблема забывается и всплывает в 10 классе.

Из вышесказанного следует, что одной из самых острых проблем математики является проблема формирования пространственных представлений у учащихся 7-9 классов. Следует признать, что данной проблеме не уделяется должного внимания.

Проблема может быть решена, если учитель математики на своих уроках будет использовать задачи, формирующие пространственные представления. К ним относятся: задачи на распознавание фигур, задачи на взаимное расположение фигур и их элементов, задачи на представление тела по его развертке, изготовление разверток тел и многие другие задачи.

С помощью программы PowerPoint, о которой говорилось в начале статьи, учитель может продемонстрировать множество пространственных фигур.

Я предлагаю слайды из презентации, выполненной в программе PowerPoint, элементы которой направлены на формирование пространственных представлений учащихся. Данную презентацию можно использовать на уроке обобщения знаний о таких фигурах, как прямоугольник, квадрат и куб.

<Рисунок1>

<Рисунок2>

<Рисунок3>

<Рисунок4>

<Рисунок5>

<Рисунок6>

<Рисунок7>

<Рисунок8>

<Рисунок9>

<Рисунок10>

Полную версию данной презентации вы можете получить по электронной почте, написав по адресу Dankin_84@mail.ru.

Получив и просмотрев презентацию, Вы увидите, какие возможности предоставляет нам программа PowerPoint. Это в первую очередь оформление, красочность слайдов, всевозможные анимации. Изготавливая данную презентацию, я постарался продемонстрировать все возможности данной программы.