Тема урока: "Край родной, навек любимый…"

Разделы: Литература


На уроке используем фотографии поэтов, выставку их книг, песни (в записи) на стихотворения местных поэтов.

Приложение 1

Цели:

1. Ввести ребят в удивительный поэтический мир местных авторов.

2. Анализируя содержание произведений, показать, как местные поэты посредством своего творчества раскрывают тему любви к родной природе, родной земле, людям, живущим рядом с ними.

3. Формировать у учащихся духовно – нравственные потребности.

Эпиграф к уроку

“В этом мире я, словно прохожий,
На земле оставляю свой след.
И про них…кто-то скажет: “Похоже,
Их оставил наш “местный поэт”. (Никонов В.И.)

Чем знаменито Клявлино?

Чем знаменито Клявлино?
А тем, что здесь глубинка.
Тут воздух не отравленный,
Вода же, как слезинка.
Все настоящее идет,
Мы знаем, из глубинки.

Чем знаменито Клявлино?
Моими земляками.
Русскими, чувашами,
Татарами, мордвами,
Их славными делами.
Базарами, ларьками,
Стройными березами,
Окрестными лугами,
Цветущими садами.

Чем знаменито Клявлино?
Холодными ветрами,
Весенними морозами,
Туманами и росами,
Засухой и грозами,
Осенними грибами
И зимними дождями.

Чем знаменито Клявлино?
Провинциальной свежестью,
Уютом, женской нежностью,
Мужской отвагой, силою,
Всем тем, чем знаменита,
Добра, мила, красива
Вся сельская Россия.

Этими строками директора клявлинской типографии А.И.Куликова я начинаю урок знакомства с творчеством местных поэтов, посвященным родной стороне.

- Клявлинский район дал стране далеко не последние в литературе и искусстве имена: на клявлинской земле родились братья Кочетковы. Виктор стал талантливым поэтом. Афанасий – известным актером прославленного Малого театра.

В селе Борискино – Игар родились чувашские поэты А.Я.Каттай и Н.Ф.Евстафьев.

Село Старое Семенкино - родина писателя В.А.Тимофеева.

Популярная певица Надежда Кадышева родилась в селе Старый Маклауш.

Это всем хорошо известные имена. Они прославили наш район, и мы по праву гордимся ими.

Из урока в урок, изо дня в день мы изучаем творчество писателей и поэтов, порой не задумываясь о том, что рядом с нами жили и живут люди, посвятившие многие годы поэзии, но широко известными не стали. Сегодня мы обратимся именно к их творчеству.

Пусть не все они родились в Клявлинском районе, но, живя здесь, почувствовали себя частичкой этой благодатной земли, которую воспевают в своих стихотворениях.

Сообщение учащегося:

Василий Григорьевич Базарнов (Рисунок 1) родился в селе Петропавловка Клявлинского района 23 февраля 1922 года в семье крестьянина. Родная мать умерла рано, поэтому он рос при мачехе. Уже с раннего детства в нем проявляется огромная тяга и любовь к знаниям. Василий Григорьевич много читал, был всесторонне развитым человеком: играл на гитаре и мандолине, слагал стихи, басни. Получил неполное среднее образование, дальнейшее обучение продолжал самостоятельно, лишь потом, через двадцать с лишним лет, окончил Высшую партийную школу. Работал бухгалтером, затем служил в рядах Красной Армии. После войны работал на партийно-профсоюзной работе. Первые стихи появляются в 1942 году. До последней минуты жизни поэт любил свою малую родину, необозримые чарующие взгляд сельские просторы, людей, живущих рядом с ним. За несколько часов до смерти он пишет Клявлинский гимн. Музыку к гимну написал директор музыкальной школы Кондратьев А.М.

(прослушивание гимна в записи в исполнении хора клявлинского районного дома культуры)

Ученица читает стихотворение (тексты стихотворений имеются на столе у каждого ученика):

“Все краски осени в лесу”

Все краски осени в лесу:
В цветастых ковриках поляны,
Деревья дивную красу
Являют мудро и упрямо.

Березы празднично стоят
В своем наряде, как невесты.
Они с дубами говорят
На языке, лишь им известном.

Вон вишни куст горит огнем,
Опушка леса вся пылает.
А в дебрях клен, и лист на нем
Цветами золота играет.

Как пирамидка, ель стройна,
И шишки, бронзой отливая,

Висят игрушками. Она
На пир бельчат к себе сзывает.

Еще не взяты все дары,
Еще мелькает перед нами
Последний дар грибной поры –
Опята рыжие под пнями.

Все тихо, дремлет в неге лес,
Лишь прошуршит листвой осина,
Да голос вдруг падет с небес
Летящей стаи журавлиной.

Прелестен бор, он полон чар.
Войдешь в него - и дух захватит.
Нет, никогда бесценный дар
Любви народной не утратит!

- Какое настроение выражает это стихотворение? Какова его поэтическая тема?

- Какова цветовая палитра этой пейзажной зарисовки?

- На основании каких образов развивается художественный смысл стихотворения?

- Какими выразительными средствами и приемами пользуется при этом автор?

- Каким размером написано стихотворение? Как строится строфа?(Стихотворение состоит из семи строф с перекрестной рифмовкой, написано четырехстопным ямбом, что придает живость, динамизм. За счет встречающихся в стопах пиррихиев выделяются важные в смысловом значении слова: “осени”, “дивную”, “празднично” и т.д.)

- Какими словами обозначена идея стихотворения? (Последние две строчки.)

Ученик читает стихотворение:

Береза

Береза, милая береза!
Ты явь и видишься во сне.
Я плачу, видя твои слезы,
Они – и боль, и грусть во мне.

Кто мог свершить такое дело,
Кто руку поднял на тебя?
Зачем живое твое тело
Изранил любящий себя?

К чему минутные забавы
Творить красавице во зло?
Береза – часть российской славы,
И ей, бывало, не везло.

Убранство пышное – косицы
Секли нещадно топоры,
Чтоб их в огромных колесницах
Свезти на скотные дворы.

Березу губят химикаты,
Природа это не простит.
И видится, что как когда-то
Она безумству отомстит.

Побереги же ты березу,
Бездумно ран не наноси.
Прошу тебя очень серьезно:
Березу милую спаси!

- Какие чувства пробуждает у вас это произведение? (Боль за окружающий мир, укор в адрес людей, которые не берегут природу)

- Какую проблему поднимает автор в этом стихотворении? (Сохранение окружающей среды, отношение человека к природе)

- Поэта тревожит судьба родной природы. Какие выразительные средства и приемы помогают ему донести до нас свою печаль, скорбь? (Риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм, аллитерация, инверсия)

Слово учителя:

Чувствуется мастерство поэта, умеющего не просто привлечь внимание читателя, а захватить его своей мыслью, заставить увидеть и почувствовать так же, как видит и чувствует он сам. Проникнув в мир поэтических образов, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы. Эти чувства должны помочь нам сохранить человечность, а значит, и человечество.

Сообщение ученицы:

Кондрашкин Анатолий Федорович (Рисунок 2) родился 3 сентября 1936 года в селе Съезжее Богатовского района Куйбышевской области. После окончания средней школы служил в рядах Советской Армии. С 1961 года живет в Клявлино. Долгое время проработал в депо “Бугульма” сначала в качестве помощника машиниста, затем – машинистом тепловоза. В 1991 году ушел на заслуженный отдых. Свои первые стихи начал писать еще в школьные годы. Впервые они появились на страницах местной газеты “Знамя Родины”. До сих пор продолжается это сотрудничество.

Слово учителя:

Так уж повелось в русской поэзии, что любовь к родной земле и тончайшее чувство к родной природе сплелись воедино. Это мы наблюдаем и в стихах клявлинских поэтов.

Ученик читает стихотворение:

Мы – клявлинцы

Заря красит небо румянцем,
И солнце встает над землей.
В районе народ разных наций
Живет славно, дружной семьей.

Хлеба зреют летней порою.
На клявлинской мирной земле.
Хвала, честь и слава героям
За подвиг, за труд на селе.

Родные просторы мы любим,
До зернышка хлеб уберем.
Хоть жизненный путь у нас труден,
Любые преграды пройдем.

Бодрят наши силы морозы,
Сердца благородством полны.
Мы – клявлинцы делом серьезным
Крепим честь родной стороны.

Слушаем заранее подготовленный ученицей анализ этого стихотворения.

Ученик читает стихотворение:

Мой снежный край

Закружилась в чистом поле
Вихрем белая пурга
И на землю накидала
Белоснежные стога.

После бури тишь святая:
Снег да синий небосклон,
Хлеборобам из района
Низкий шлют они поклон.

Взглядом нежным и печальным
Смотрит на село луна.
Любоваться русским полем
Вышла из - за туч она.

Я привык тобой гордиться,
Мой любимый снежный край.
Много снега – больше хлеба,
Будет славным урожай.

- Какова тема стихотворения?

- В каком состоянии представлены мир и человек после бури? Какими выразительными средствами пользуется автор, чтобы выразить это состояние?

- В чем тайна поразительно простых и ясных слов автора? (Родная природа, родной край вызывают в человеке чувство гордости.)

- Какая мысль объединяет эти два стихотворения?

Учащийся рассказывает биографию местного поэта и публициста, бывшего учителя Старобайтермишской школы Клявлинского района И.В.Никитина. (Рисунок 3)

Никитин Иван Васильевич родился 5 февраля 1925 года в крестьянской семье в деревне Баклуши Екатериновского района Саратовской области. Рано лишившись родителей, воспитывался в детском доме в городе Хвалынске. Детский дом заменил ему семью. Здесь он окончил школу, потом ремесленное училище. Трудное полуголодное детство закалило характер. Трудолюбие, воля, упорство – от тех детских лет.

С ноября 1943 года и до конца войны служил в 1078 зенитно-артиллерийском полку в составе Третьего Прибалтийского фронта. Долгожданную победу встретил в Латвии.

После войны проходил службу на Дальнем Востоке. Демобилизовался в марте 1950 года.

Не имея нигде родственников, возвратился в ставший родным детский дом. Стал учиться в педагогическом училище и работать подменным воспитателем.

Окончив педучилище, работал учителем русского языка в Такту-Купырском районе Кара-Калпакии. Женился на учительнице начальных классов из Исаклинского района Куйбышевской области. В 1957 году с женой приехали на ее родину в село Вечканово.

Работа подвернулась в Клявлинском районе в школе села Старый Байтермиш. Работая в местной школе, Иван Васильевич окончил Ульяновский педагогический институт. И до выхода на заслуженный отдых посвятил себя служению детям.

- Обратимся к стихотворениям И.В.Никитина.

Ученица читает стихотворение:

Байтермишские парни

Шло детство у них без тревог и печали
Их в школе знакомые лица встречали,
Готовили сено, копали картошку,
Ума набирались, росли понемножку.
На службу поехали наши ребятки –
Селом отбивали на проводах пятки.
И где-то в тайге, службы трудном начале,
В ушах все прощальные песни звучали.
Теперь тех парней вы в селе не найдете.
Живут в Мелекессе, Дубовом Умете,
Покажут в Тюмени, Самаре обновы
Антоновы, Янкины и Жи ряковы.
Другие – поближе к родной стороне
На Пронино, в Клявлино и в Бугульме.
Исправно все парни справляют работу,
Ищу в райгазете знакомых на фото,
Там же читаю хвалебные строки
Друзьям моим близким – теперь уж далеким.
Раз хвалят в газете – мастак в своем деле,
И взгляды отцов от известий теплели.
Хоть разным бывают характер и лица,
Но все они с детства умели трудиться.
………………………………………….
Жить в городе легче, но ближе, милей
Им запахи леса, просторы полей.
Везет их автобус в село по весне,
И грусть в глазах парня увидится мне.
Заноет сердечко в тревожной истоме,
Что стали гостями в родительском доме.
…………………………………………….
Так ждем, надежды своей не тая,
Сынов своих снова в родные края.

- Какая проблема волнует автора этих строк?( Проблема распада деревень. Молодежь покидает родные края.)

- Во что верит поэт? (Поэт верит, что село возродится.)

- Что дает нам основание утверждать это? (Рассказ И.В.Никитина о своих бывших учениках настолько трогателен и наполнен гордостью за них, что у нас не возникает сомнения в том, что надежды автора оправдаются.)

- Как характеризует деревенских ребят И.В.Никитин? ( Трудолюбивые, сердцем чувствующие связь с родными истоками.)

- Как ритмо-мелодический строй способствует выражению настроения стиха?

(Стихотворение не делится на строфы, а определяется единым, цельным строем длинных строк. Размер – четырехстопный амфибрахий – подчеркивает протяженность стиха. Отсюда – плавная, величавая и в то же время взволнованная интонация.)

Слово учителя:

- Каждый человек должен задуматься над тем, для чего он живет и какие нравственные ценности оставит после себя.. Послушайте, как рассуждает об этом И.В.Никитин:

Что оставлю я сыну.

Что после смерти оставлю я сыну?
Не денег чулок, не ковры, не машину.
Я сыну и внукам оставлю в наследство
Весь мир моего босоногого детства.

Оставлю я душу ему без изъяна,
Лес за селом и с цветами поляны.
Не раз туда с ним, несмышленышем малым,
Мы за грибами ходили, бывало.

Вот этот пруд, где поили скотину,
Где мы, утомившись, ложились на спину,
На бег облаков молчаливо смотрели –
Искали там птичку, дарившую трели.

А выше ее величаво и строго
Облака поспешали своею дорогой.
Речушку отдам. Мы на дне ее, в иле,
Руками вьюнов для сестренки ловили.

В оврагах кусты, в детский рост травостой,
Что в легкие льют ароматный настой,
И чаши внизу с родниковой водой.
Пусть слушает внук, как родник торопливый

Легенды слагает под старою ивой.
Что после смерти оставлю я сыну?
Не мертвый ручей, не пеньки, не пустыню –
Хочу сохранить и оставить в наследство
Весь мир своего босоногого детства.

- Какие нравственные ценности провозглашает И.В.Никитин в своем стихотворении? Какие выразительные средства и приемы помогают ему в этом? (Лексический повтор слова “оставлю”, метафора “оставлю я душу”, эпитеты, олицетворения, инверсия.)

Обращение к эпиграфу:

- Что же дала вам, ребята, эта встреча с поэзией местных поэтов, какой след оставила в вашем сердце?(Дети говорят, что жизнь этих людей оставила полновесный след на земле, творчество местных поэтов вдохновлено любовью к людям и к родной земле, вызывает интерес, заставляет задуматься над тем, что мы оставим после себя, чтобы наша жизнь не уходила в вечность бесследно.)

В завершение урока звучит песня (в записи) на слова Базарнова В.Г., музыку Кондратьева А.М. (Приложение 2)