Авторская программа кружка "Мягкая игрушка"

Разделы: Начальная школа


Кружок для учащихся 4 класса средней общеобразовательной школы для развития творческих способностей детей вводится из школьного компонента вариативной части базисного учебного плана потому, что по программе на уроки трудового обучения отводится 2 часа в неделю, а на работу с тканью всего 8 часов - это недостаточно. Так как в 5 классе на уроках технологии на материаловедение отводится значительное количество часов и дети должны хорошо владеть навыками работы с тканью.

В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.

Данная программа реализует государственный стандарт РК – способствует формированию личности учащихся на основе трудовой деятельности.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа.

На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.

Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная.

Программа

Всего 34 часа 1 час в неделю.

Тема 1.

Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки (4 часа)

Вводное занятие. Раскрой с выкройкой. Раскрой материала. Соединение деталей. Крепление конечностей игрушки. Набивка деталей.

Тема 2.

Простые модели.(4 часа)

Сова. Поросёнок. Игрушки из помпонов. Игрушки из ниток (Осьминожек)

Тема 3

Игрушки-помощники (4 часа)

Прихватка для кастрюль. Варежка-прихватка. Кукла на чайник.

Тема 4

Объёмные игрушки. (10 часов)

Цыплёнок. Поросёнок. Мышка. Лягушонок. Ослик (подставка для карандашей). Пингвин. Дятел.

Тема 5

Куклы-сувениры (6 часов).

Кукла в казахском национальном костюме. Кукла в русском костюме. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Тема 6

Объёмные каркасные игрушки из меха (4 часа).

Упрямые козлята. Мартышки.

Итоговые занятия (2часа)

Выставка-ярмарка. Экскурсия в швейный цех.

Календарно-тематическое планирование 34 часа 1 раз в неделю.

п/п

Тема занятия Часы Дата Формы и методы

Тема 1.

Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки (4 часа)

1 Вводное занятие 1   Беседа.
2 Раскрой с выкройкой.

Раскрой материала.

1   Беседа.

практ. раб.

3 Соединение деталей.

Крепление конечностей игрушки.

1   Беседа.

практ. раб.

4 Набивка деталей. 1   Беседа.

практ. раб.

Тема 2.

Простые модели.(4 часа)

1 Сова 1   Беседа.

практ. раб.

2 Поросёнок 1   Беседа.

практ. раб.

3 Игрушки из помпонов 1   Беседа.

практ. раб.

4 Игрушки из ниток (Осьминожек) 1   Беседа.

практ. раб.

Тема 3

Игрушки-помощники (4 часа)

1 Прихватка для кастрюль 1   Беседа.

практ. раб

2 Варежка- прихватка 1   Беседа.

практ. раб

3 Кукла на чайник 2   Беседа.

практ. раб

Тема 4

Объёмные игрушки. (10 часов)

1 Цыплёнок 1   Беседа.

практ. раб

2 Поросёнок 1   Беседа.

практ. раб

3 Мышка 1   Беседа.

практ. раб

4 Лягушонок 1   Беседа.

практ. раб

5 Ослик (подставка для карандашей) 2   Беседа.

практ. раб

6 Пингвин 2   Беседа.

практ. раб

7 Дятел 2   Беседа.

практ. раб

Тема 5

Куклы-сувениры (6 часов)

1 Кукла в казахском национальном костюме 2   Рассказ,

беседа.

практ. раб

2 Кукла в русском костюме 2   Рассказ, беседа.

практ. раб

3 Сестрица Алёнушка и братец Иванушка 2   Беседа,

практ. раб.,

инсценировка сказки

Тема 6

Объёмные каркасные игрушки из меха (4 часа)

1 Упрямые козлята 2   Беседа,

практ. раб.,

инсценировка сказки

2 Мартышки 2   Беседа,

практ. раб.,

инсценировка сказки

Итоговые занятия (2часа)

1 Выставка – ярмарка 1   Презентация
1 Экскурсия в швейный цех 1   Экскурсия
    Итого 34 часа    

Требования к уровню подготовленности учащихся.

Знать – правила ТБ,

  • санитарно-гигиенические требования,
  • особенность материалов и приспособлений,
  • экономичные способы расходов материалов,
  • процесс изготовления поделок,
  • особенности национального декоративного искусства.

Иметь представления о декоративно-прикладном искусстве

Уметь –

  • раскраивать, шить и оформлять модель,
  • работать с иглой, ножницами,
  • соблюдать правила ТБ
  • художественно конструировать игрушку (дизайн)

Литература для учителя

  1. Государственные общеобразовательные стандарты среднего образования РК. Алматы. 2002
  2. Программы по трудовому обучению 1 – 4 классы. Алматы. 2002
  3. О. Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-самоделок” Москва. Просвещение. 1983
  4. Энциклопедия рукоделия. Книжный клуб. Харьков.2005

Литература для учащихся.

  1. В.Деревянко. “Мягкая игрушка” Москва. “ЭКСМО” 2003
  2. Илс Грей. “Мягкие игрушки, куклы-марионетки” Москва. Просвещение. 1979
  3. Н Ломова. “Карнавальные маски” Энер 1989
  4. Ю Соколова “Мягкая игрушка” Литера Санкт-Петербург 2001
  5. А. Чернова “Искусство вышивки лентами” Ростов на Дону “Феникс” 2006

Примерное содержание занятий.

  1. Материалы и инструменты:
  2. Образцы мягких игрушек, сделанные руками учителя.
  3. Лоскутки ткани, меха, кожи, кожзаменителя; поролон, вата, тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы.
  4. Катушечные нитки №30, №40 разного цвета.
  5. Карандаши, картон, папка для хранения лекал и выкроек.
  6. Таблицы графического изображения игрушек и чертежей к ним.
  7. Электрический утюг.

Порядок работы:

  1. Вводный инструктаж к началу работы.
  2. Особенности выполнения модели.
  3. Беседа.
  4. Заготовка выкроек – лекал.
  5. Подбор тканей, меха.
  6. Практическое выполнение модели. Оформление.
  7. Презентация модели.

Приложение