Здоровьесберегающие технологии в современной школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на всех этапах его развития рассматривалась по-разному.

Современное состояние общества предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. “Здоровье – важный фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и обязательное условие его полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни”.

В последнее время, к всеобщему сожалению, наблюдается постоянное ухудшение здоровья всех категорий населения. Особое беспокойство вызывает состояние здоровья молодого поколения. За последние 10 лет частота выявленных функциональных нарушений и хронических болезней у учащихся возросла более чем на 20%. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и учащихся 53% школьников имеют ослабленное здоровье, около 90% - отклонение в психосоматическом развитии, 80% страдают от гиподинамии. По свидетельству Г. И. Молчанова и М. С. Лукьянчикова, к семилетнему возрасту здоровыми остаются 23% детей, но по данным углублённых исследований к группе полностью здоровых из них можно отнести лишь 8,8%.

Очевидно, что сегодня нужны экстренные и кардинальные меры для устранения негативной ситуации со здоровьем школьников. Совершенно точно известно, что медицинские нововведения не смогут обеспечить существенного улучшения здоровья учащихся, если не произойдут определённые изменения на уровне образовательных учреждений.

Цели здоровьесберегающей педагогики:

  • Сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни у учеников;
  • Осознать ответственность за своё здоровье и здоровье других людей (семьи, близких, сверстников).

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставятся задачи:

  • Сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • Научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Сравнительная характеристика моделей обучения.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения.

Традиционная школа ставит перед собой цель информативную, т. е. дать ребёнку как можно больше информации. В то время как здоровьесберегающая педагогика считает, что учеников необходимо не научать, а развивать. Традиционное обучение такую цель ставит не в явном виде, а поэтому практически не достигает её. До тех пор пока главным критерием успешной работы учителя будут оставаться учебные достижения, а не уровень развития ученика, уровень его физических, интеллектуальных и духовных возможностей (уровень здоровья), до тех пор введение здоровьесберегающих образовательных технологий будет проблематичным.

Конечным результатом своей деятельности традиционная школа видит изменение поведения учащихся, а здоровьесберегающая школа – компетентность действовать в интересах своего здоровья и здоровья общества.

Учить и обучать, не теряя здоровье, возможно. Для этого необходимо осуществить переход от стрессогенных (традиционных) форм обучения к здоровьесохраняющим. Решить эту задачу в традиционной школе удастся через последовательное воплощение в практику:

  • рационализации внеурочной деятельности учащихся;
  • здоровьесохраняющего урока;
  • уроков здоровья.

Развитие учащихся без нарушения их здоровья – это, в первую очередь, педагогическая проблема. А точнее проблема организации творческой деятельности учителя со специалистами смежных профессий (психологов, валеологов, медицинских работников).

Педагогический коллектив МОУ СОШ №27 города Таганрога с 1994 года работает над проблемой внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Процесс реализации данных технологий осуществляется по следующим направлениям:

Первое направление медико-физиологической деятельности предусматривает контроль за состоянием здоровья, физическим развитием детей; осуществляется он при первичном обследовании, а в дальнейшем при ежегодных осмотрах учащихся врачами специалистами. При первичном обследовании даётся оценка состоянию здоровья, физического развития ребёнка, решается вопрос об индивидуальных назначениях коррекционной работы. При повторных обследованиях оценивается динамика состояния здоровья, физического развития детей, учитывается эффективность воздействия средств коррекции, результаты доводятся до сведения учителей (классных руководителей), осуществляется контроль за санитарно-гигиеническим состоянием, профилактика травматизма. Постоянно учитываются индивидуальные особенности состояния здоровья ребёнка и его эмоциональный настрой.

Профилактика и коррекция психоневрологических нарушений у учащихся предусмотрены вторым направлением программы. Для учащихся, нуждающихся в специальных методах коррекции психоневрологических отклонений, психологом проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия, педагогом-физиологом проводятся Уроки Здоровья. В школе созданы коррекционно-развивающие классы.

Третье направление предусматривает профилактику и коррекцию опорно-двигательного аппарата. В качестве профилактических мер применяется комплекс физкультурно-оздоровительный работы с учащимися. С целью повышения двигательной активности предусмотрены паузы на свежем воздухе, спортивные часы, уроки хореографии, ритмики. Дети посещают спортивные секции.

Четвёртое направление программы включает комплекс общеоздоровительных мероприятий, нацеленных на повышение резистентности организма детей и подростков, большое внимание уделяется рациональному и полноценному питанию.

Пятое направление предусматривает организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с условиями, способствующими всестороннему развитию ребёнка, получению им высокого уровня знаний при сохранении его здоровья.

Шестое направление программы включает профилактику нарушения зрения. Осуществляется за счёт соблюдения гигиенических нормативов, физкультминуток на уроках во всех классах, специальных упражнений для коррекции зрения во всех начальных классах, пальчиковых игротренингах для развития мелкой моторики кисти.

Седьмое направление программы включает в себя: формирование навыка здорового образа жизни и его закрепление практической деятельностью. Данное направление осуществляется путём введения в учебную деятельность специализированных уроков – уроков здоровья. Создана система воспитательной деятельности школы по Культуре Здоровья.

Для более эффективной реализации вышеуказанных направлений, по мнению нашего педагогического коллектива, также необходимо:

1. Разработать городскую программу “Оздоровление образовательной среды”.

2. Организовать курсы, семинары, практические занятия для учителей школ города для знакомства и дальнейшего внедрения здоровьесберегающих технологий образования.

3. Разработать программу совместных действий школ и медицинских учреждений по оздоровлению учащихся на основе мониторинга психофизического здоровья детей.

4. Создание в школах спортивно-оздоровительных комплексов, активизация интереса к занятиям спорта.

5. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и особенности развития.

6. Наличие в образовательных учреждениях следующих специалистов:

врач-педиатр, психолог, социолог, педагог-физиолог, логопед.

7. Стимулировать труд работников образовательных учреждений, направленного на укрепление здоровья учащихся и создание благоприятных условий образовательной среды. Повышать заинтересованность педколлектива в укреплении здоровья школьников.

8. Привлечь средства массовой информации к пропаганде здорового образа жизни.