Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Примерное тематическое планирование надомного обучения в начальных классах (4-й класс)

Разделы: Преподавание в начальной школе


Учителя начальных классов, начиная работать с детьми – надомниками, испытывают трудности в распределении часов по темам, так как нет тематического планирования, а количество часов, отведенных на изучение, сокращено.

Для обучения детей, занимающихся на дому, используют программу начального образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся. Они получают образование в пределах государственного образовательного стандарта.

Образовательный процесс регламентируется учебным планом, календарным графиком и расписанием занятий.

Особенности организации образовательного процесса:

  • разные сроки освоения программы;
  • гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана.

Сокращение часов на усвоение определенной темы происходит за счет соблюдения принципа цикличности построения программного материала, т.е повторение блоковых предметных тем периодически, в разные временные отрезки.

Изучение учебного материала осуществляется по следующим учебникам:

  1. “Математика” 4 класс М.И Моро, М.А Бантова, Г.В Бельтюкова (М.: Просвещение 2000 – 2003.)
  2. “Русский язык” Рамзаева Т.Г.Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы.
  3. “Природоведение” 4 класс А.А Плешаков. Учебник для 4 класса (Зеленый дом).
  4. “Введение в историю” Саплина Е.В, Саплин А.И. Учебник 4 класс (М.: Дрофа )
  5. “Родная речь” М.В Голованова, В.Г Горецкий. Л.Ф Климанова.Учебник. Кн.3 1-2 ч.

МАТЕМАТИКА

Программа начального курса математики рассчитана на четыре года. В основу положено содержание начальной общеобразовательной школы. Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение з.у.н, но также формирование таких приемов умственной деятельности. которые необходимы для коррекции недостатков развития обучающихся, если таковые имеются.

Перед изучением наиболее сложных разделов математики рекомендуется проводить специальную пропедевтическую работу, путем введения практических подготовительный упражнений, направленных на формирование конкретных математических навыков и умений.

При изучении тем, произошли следующие изменения:

В теме “Числа от 1 до 1000. Нумерация” произошло сокращение часов (3ч/2ч) за счет того, что тему “Счет предметов” и “Разряды” удобно объединить в 1 урок, т.к при счете предметов дети повторяют образование 3-х значных чисел и их состав из сот., дес., ед., то удобнее на этом же уроке ввести таблицу разрядов.

В теме “4 арифметических действия” произошло сокращение на 3 часа за счет того, что на отработку каждого арифметического действия отводится по 1 часу, объединив тему “Письменные приемы умножения 3-х значного на 1 значное” и “Умножение 1 – значного на 3-х значное”, т.к обе эти темы опираются на переместительное свойство умножения, с которым дети знакомы со второго класса. А на последнем 5 уроке данной темы, учащиеся знакомятся со “Свойствами диагоналей прямоугольника и квадрата”. В программе на эту тему отведено 2 часа, на каждую фигуру по 1 часу, но рациональнее объединить обе эти темы в 1 урок, т.к эти фигуры четырехугольники.

В теме “Числа больше 1000. Нумерация больше 1000” сократилось количество часов с 7 до 5 за счет:

  • запись и чтение многозначных чисел лучше ввести на 1 уроке. т.к дети сначала учатся записывать эти числа, а потом и читать.
  • в программе предлагается выделить отдельный час для с.р после изучения темы “Нахождение общего количества единиц какого – либо разряда в числе”, как мне кажется. это не целесообразно. Лучше провести с.р на уроке по изучению темы “Класс миллионов и класс миллиардов”, выделив 10 минут для этой цели.

В теме “Величины” произошло следующее сокращение часов:

  • после изучения темы “Таблица единиц длины” отводится 1 час на закрепление, но с этими единицами измерения дети знакомы на протяжении двух лет, а о километре имеют четкое практическое представление, эта тема легка для понимания.
  • ознакомление с новыми единицами площади дано без изменений, кроме темы “Ар.Га.” Эта тема программой предусмотрена как ознакомительная, не требующая выработки з.у.н. Так как тема “Единицы площади” сложна, то после ее изучения отводится 1 час на закрепление.
  • объединила тему “Год.” и “Время от 0 до 24 часов”, т.к с этими единицами времени дети знакомы, и вспоминая на этом уроке такие единицы времени как год, месяц, неделя, логично вспомнить и тему “Сутки”.
  • объединила тему “Решение задач” (операции с единицами времени) и тему “Секунда”. Как показала практика, операции с единицами времени легко усваиваются учащимися, а новая единица времени знакома из жизни, не вызывает трудности.
  • в этой теме ввела 2 резервных урока. Это введено для того, чтобы учитель мог отработать тот материал, который вызвал трудности, тем самым, осуществляя индивидуальный подход.

В теме “Сложение и вычитание” по программе отведено 10 часов, произошло сокращение на 2 часа, т.к:

  • тему “Нахождение неизвестного уменьшаемого” можно ввести на уроке “Нахождение неизвестного слагаемого”, эти темы (решение уровнений разного вида) известны и отработаны ранее.
  • закрепление пройденного материала и с.р провести на 1 уроке. выделив на с.р 20 минут.
  • в этой же теме предусмотрен 1 резервный урок, для возможности отработки того материала, который оказался сложен для восприятия.

Изучение темы “Умножение на 1 значное число” рассматривается без изменений.

В теме “Деление на 1 значное число” произошло сокращение на 3 часа из-за:

  • отведен 1 час на повторение изученного материала о действии “деление”, но дети уже в этом году повторяли 4 арифметических действия. Рациональнее начать изучать тему с “Письменных приемов деления на 1 значное число”.
  • на тему “Письменные приемы деления на 1 значное число” по программе отведено 3 часа, произведено сокращение до 2 часов, т.к дети усвоили и отработали деление 3-х значного числа на 1-значное.
  • на закрепление умения делить многозначные числа на 1 значные по программе отведено 2 часа, сократили до 1 часа, с учетом того, что в этой теме предусмотрен 1 резервный урок, если усвоение темы будет сложным, то можно будет воспользоваться этим дополнительным часом.

В теме “Скорость. Время. Расстояние” по программе отведено 11 часов, сократили до 5 часов:

  • в этой теме на изучение темы “Виды треугольников” программой предусмотрено 2 часа, сократим до 1 часа, т.к. это ознакомительная тема.
  • программой предусмотрено 3 часа на рассмотрение темы “Взаимосвязь скорости, времени и расстояния”, сократим до двух часов, т.к. детям, обучающимся на дому, разрешено пользоваться схемами-опорами, это способствует снятию нервозности, развитию зрительной памяти.
  • в этой же теме предусмотрен 1 резервный урок, которым можно воспользоваться по усмотрению учителя.

В теме “Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями” произошли следующие изменения: по программе 21 час, сокращено до 11 часов, при чем на изучение умножения было отведено 9 часов (4часа), а на изучение деления было отведено 12 часов (7часов) из-за:

  • объединила в один урок темы “Умножение числа на произведение” и “Приемы устного умножения, т.к. устные приемы основаны на свойстве умножения числа на произведение, т.е целесообразна отработка на 1 уроке.
  • объединила в один урок темы “Письменное умножение на числа, оканчивающимися на “0” и “Письменное умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся “0”, т.к оба эти приема могут быть отработаны на одном уроке.
  • в этой же теме предусмотрен 1 резервный урок, который можно использовать как для закрепления темы “Умножение чисел, оканчивающихся “0” или же использовать для закрепления “Деления чисел, оканчивающихся “0”.
  • на изучение “Письменного деления на числа, оканчивающихся “0” по программе отведено 4часа, сократили до 2 часов. На одном уроке рассматриваем письменные приемы деления на 3-х значные и 2-х значные числа, оканчивающиеся “0”, а на втором уроке “Приемы письменного деления на числа оканчивающиеся “0”, когда в частном есть ноль.

Тема “Умножение на 2-хзначные и 3-хзначные числа” произошло сокращение с 10 часов до 7 часов. По программе тему “Умножение числа на сумму” отведен один час и 2 часа на устные и письменные приемы умножения на 2-хзначные числа. Но произвела изменения:

  • объединила тему “Умножение числа на сумму” и, как отработка этого умения “Умножение на 2 значное число”.
  • объединила тему”Письменные приемы умножения на 2 значные числа”и тему “Устные приемы умножения на 3 значные и 4 значные числа”.Т.к устные приемы умножения на 2-хзначные числа уже отработаны, а умножение на 3 значные и 4 значные происходит аналогично, по одному алгоритму.

Тема “Деление на 2-хзначные и 3-хзначные числа” сокращена до 19 часов за счет:

  • после изучения темы”Деление на 2-хзначные числа методом подбора” предусмотрен 1 час на закрепление этого умения, но т.к не все виды деления на 2 значные числа еще рассмотрены, пример: “Деление на 2 значное число, когда делитель 2 значное число второго десятка, когда в частном “0”, то закрепление целесообразнее провести тогда, когда все приемы будут изучены.
  • в программе предусмотрен 1 час на к.р, перд изучением темы “Деление на 3-хзначное число”, но целесообразнее провести с.р на 10 минут на одном из уроков, чтобы проконтролировать усвоение материала.

“Письменные приемы деления на 3 значное число” по программе рассматриваются на двух уроках: на одном, когда в частном получается 1 и 2 значные числа, на другом, когда в частном получается 3 и 4 значные числа. Но т.к принцип, заложенный в основе приемов, один и тот же, деление происходит по одному алгоритму, то логичнее ввести эти приемы на одном уроке, в качестве знакомства.

Тема “Повторение изученного материала” (3 часа/6 часов) – увеличено количество часов.

Это введено для того, чтобы была возможность закрепить сложные темы, изученные в течении года.

Те резервные уроки, которые включены в конкретные темы, учитель может использовать по своему усмотрению, для ликвидации пробелов в знаниях по той или иной теме, тем самым осуществляя индивидуальный подход.

РУССКИЙ ЯЗЫК

В обучении детей, получающих образование на дому, руководствуются как задачами, поставленными перед образовательной школой, так и специфическими задачами: формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, обогащение словарного запаса, путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире, развитие связной речи, формирование интереса к языку, навыков учебной работы, усвоение приемов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка. Усвоение обширного материала по русскому языку детьми, возможно при предварительном изучении наиболее трудных тем, путем пропедевтических упражнений, которые состоят из накопления речевого опыта, наблюдений за явлениями языка и практических языковых обобщений, ознакомление с соответствующей терминологией.

В теме “Повторение в начале учебного года” произошло сокращение с 20 –23 часов до 8 часов. В этой теме систематизируются знания по всем основным разделам программы: “Предложение”, “Текст”, “Звуки и буквы”, “Состав слова”, “Части речи”. Систематизация предполагает установление связей между понятиями по их существенным признакам, между орфографическими правилами, в целях установления их сходства и различия.На закрепление з.у.н по теме “Предложение”. по программе отведено 3 часа, рациональнее провести обобщение знаний на 1 уроке, где на практических упражнениях дети определяют виды предложений по цели высказывания и интонации, определяют главные члены предложения, устанавливают связь слов в предложении.

  • на уроке по обобщению знаний о “Звуках и буквах” (1час) учащиеся сравнивают звуки с буквами, гласные и согласные, согласные сравниваются по глухости и звонкости, твердости и мягкости. Важно: чтобы при повторении темы “Звуки и буквы” у учащихся сложилось целостное представление о звуковом строе языка. о звуковой структуре слов, о соотношении звуков и букв.
  • в процессе повторения раздела “Состав слов” на обобщение знаний по этой теме отводится 2 часа, из них 1 час на закрепление знаний о частях слова, другой час на закрепление знаний о правописании корней и приставок. На последующих 3 уроках повторяют и систематизируют знания о частях речи.

В теме “Предложения с однородными членами” произошло сокращение с 10 часов до 5 часов. Последовательность изучения темы строится таким образом: на 1 уроке учащиеся знакомятся с особенностями однородных главных и второстепенных членов, учатся находить их в предложении, правильно произносить с интонацией перечисления. На втором уроке проводят наблюдения над связью однородных членов между собой. На третьем уроке овладевают структурой предложения с однородными членами, учатся составлять схему предложения, а так же предложение по схеме. На четвертом уроке работа над постановкой запятой между однородными членами. На последнем уроке уточняется, какими союзами могут быть связаны между собой однородные члены, перед какими союзами обязательно ставится запятая.

В теме “Текст” произошло сокращение на 2 часа, т.к по программе предполагается изучение “Темы и основной мысли текста”, “Заголовок текста”, “План текста” на 3уроках. Свела изучение этих тем до 1 урока. т.к с этими темами дети знакомы со второго класса, а отработка их происходила не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения, при работе над художественным произведением. На втором уроке учащиеся пишут изложение по самостоятельно составленному плану.

В теме “Имя существительное” сокращение часов с 44-47 до 33 часов. Система работы над этой частью речи делится на 4 этапа.

1этап: уроки с 1-14. Понятие о склонении как изменении окончаний имени существительного по вопросам в зависимости от связи слов в предложении, изучение особенностей каждого падежа. На первом этапе большое место отводится формированию у учащихся умения отличать один падеж от другого. На этом этапе составляется таблица “Падежи и предлоги”, которой учащиеся пользуются на всем протяжении этого этапа. При определении падежей с учащимися вырабатывают алгоритм действий, это облегчает распознавание падежей.

2 этап: уроки с 15-17. У учащихся формируется умение определять склонение имен существительных по роду и окончанию в начальной форме.

3 этап: уроки с 18-29. Формируется навык правописания безударных падежных окончаний в единственном числе и развивается осознанное употребление существительного в разных падежах. На этом этапе большое внимание уделяется последовательности действий, которые сопровождаются записью, постепенно все операции проводят в умственном плане.

4 этап: уроки с 30-33. Склонение и правописание существительных во множественном числе. Особое внимание следует уделить существительным во множественном числе в именительном и родительном падеже.

В теме “Имя прилагательное” по программе 33 часа, произведено сокращение до 21 часа. Склонение прилагательных и правописание падежных окончаний занимают центральное место при изучении этой темы. Работа над именем прилагательным условно делится на 6 этапов:

1 этап: уроки с 1-3. Повторение сведений об имени прилагательном, как части речи, правописание родовых окончаний, склонение прилагательных.

2 этап: уроки с 4-7. Знакомство с правописанием падежных окончаний прилагательных в единственном числе ( м., ср. рода) в следующей последовательности: -склонение прилагательных м.рода; -именительный и винительный падеж прилагательных м.рода; - родительный и дательный падеж в прилагательных м.рода и ср.рода; - творительный и предложный падеж в прилагательных м.рода и ср.рода.

Порядок изучения падежей определяется целесообразностью сопоставления и противопоставления сходных, в каком –либо отношении, падежей. за счет этого происходит сокращение часов.

3 этап: уроки с 8-10. Изучается правописание падежных окончаний прилагательных женского рода. Рассмотрение темы”Правописание безударных окончаний прилагательных ж.рода” по программе происходит на двух уроках, рациональнее провести наблюдение над особенностями склонения на 1 уроке. т.к показала практика, эта тема легка для усвоения. Результатом изучения данной темы будет таблица с окончаниями прилагательных ж.рода.

4 этап: уроки 1 11-14. Происходит сопоставление падежный окончаний прилагательных м.рода и ср.рода, ж.рода. На этом этапе расхождения по часам с программой не происходит.

5 этап: уроки с 15-18. Изучается правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе. Происходит сокращение на 1 час, т.к программой предусмотрено знакомство со склонением прилагательных во множественном числе на одном уроке, а падежные окончания прилагательных во множественном числе именительного и винительного падежа на другом уроке. Целесообразнее провести знакомство со склонением прилагательных во множественном числе, обращая особое внимание на окончания именительного и винительного падежа, сопоставляя их.

6 этап: уроки с 19 – 21. Происходит обобщение знаний о склонении, правописании и употреблении прилагательных в единственном и множественном числе.

В теме “Местоимение” по программе отведено 7 часов, произведено сокращение до 4 часов за счет:

  • по программе тема “Местоимение, как часть речи” и “Личные местоимения 1, 2, 3 лица” рассматриваются на разных уроках. Рациональнее, наряду со знакомством с этой частью речи, ввести местоимения 1, 2, 3 лица и на практических упражнениях отработать умение определять местоимения какого лица встретились в тексте.
  • тема “Композиция повествовательного текста” вынесена отдельным часом, но представление о композиции повествовательного текста дети имеют с уроков литературного чтения, можно эту тему рассмотреть на уроке “Упражнение в правильном употреблении и написании местоимений”, взяв за основу работы повествовательный текст и, рассмотрев его композицию.

В теме “Глагол” произошли следующие изменения: по программе 37 часов – 25часов. Работа над глаголом в 4 классе происходит на новом витке, если сравнивать с3 классом, то выделяются некоторые темы, не изученные ранее: - неопределенная форма глагола, -спряжение глаголов, - правописание безударных личных окончаний глагола.Изучение темы “Глагол” происходит по следующим этапам:

1 этап: 1-2 уроки. Учащиеся повторяют изученное о глаголе во 2, 3 классе, наблюдают над лексическим значением. Объединила в 1 урок темы “Глагол, как часть речи” и “Изменение глаголов по временам”, т.к эти темы были отработаны в 3 классе, разумнее, работая над упражнениями, в которых встретились глаголы, вспомнить и их время.

2 этап: 3-4 уроки. Неопределенная форма глагола рассматривается без изменений.

3 этап: 5-7 урок. Изучение происходит так: “Спряжение глагола (общее понятие)”, “Распознавание лица и числа глагола”, “Употребление ь в глаголах 2 лица ед.ч”

4 этап: 8-11 урок. Дети знакомятся с 1 и 2 спряжением глагола, сопоставляют окончания 1и 2 спряжения на протяжении 4 часов, как и по программе.

5 этап: уроки с 12 – 13. Спряжение глаголов в будущем времени происходит, как по программе, на протяжении 2 часов.

6 этап: 14 урок. происходит сокращение часов с 2 до 1 часа. На этом уроке дети знакомятся распознаванием спряжения глагола по Н.ф

7 этап: уроки с 15 – 20. Дети знакомятся с правописанием безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени, с глаголами – исключениями в следующей последовательности: - 1 час “Правописание безударных личных окончаний глаголов”, - 2 часа “Правописание безударных личных окончаний у глаголов в настоящем времени”, - 2 часа “Глаголы – исключения”, - 1 час “Обобщение пройденного о глаголе. Наблюдение над точным употреблением глаголов в речи”.

8 этап: уроки с 21-23. Произошло сокращение на 1 час, за счет того, что изучение правописания глаголов прошедшего времени программой отведено 2 часа. Эту тему сократила до 1 часа, т.к при закреплении знаний об особенностях глаголов. употребленных в прошедшем времени тут же уместнее познакомить с написанием суффикса –л-. не выделяя на это отдельного часа.

9 этап: уроки 24-25. Учащиеся упражняются в образовании и употреблении временных форм глагола в следующей последовательности: - на 1 уроке “Изменение глагола по временам, отвечающим в Н.ф на вопросы что делать? что сделать?; - на 2 уроке “Обобщение знаний о глаголе, как части речи”

В теме “Повторение изученного за год” сокращено количество часов до 4 и выбраны темы для повторения: “Имя существительное”, “Имя прилагательное”, “Глагол”, т.к эти темы были ведущими в 4 классе. При повторении должно быть противопоставление изученных частей речи, особенности каждой из них. Особое место целесообразно отвести изменению частей речи, составляя с учащимися сводную таблицу “Части речи”.

Пояснительная записка

Литературное чтение 4 класс :

На уроках не следует гнаться за большим количеством предлагаемых произведений. Учитывая особенности чтения детей, обучающихся на дому, отдельные тексты (в пределах темы ) могут быть предметом углубленной работы, а другие использоваться для ознакомительного или самостоятельного чтения.

В программе литературного чтения для 4 класса выделено 12 крупных тем.

В теме “Откуда пошла земля русская” произошли следующие изменения: по программе 3 часа/ 2 часа, произошло сокращение за счет:

предусмотрен 1 час на знакомство с учебником ( вводный урок) и знакомство с понятием “летопись2, но т.к дети знают из истории 3 класса это понятие, то на одном уроке лучше и познакомить с учебником, вспомнив о летописях, и начать работу над произведением “И вспомнил Олег коня своего..” На втором уроке познакомить с историей создания славянской письменности, через произведение “Начали братья эти составлять славянскую азбуку”.

Во второй теме “Былины, сказания, жития”произошло сокращение на 6 часов с 10до 4 за счет:

-объединить в 1 урок тему “Былины”, знакомство с этим жанром устного народного творчества и работу над произведением “Ильины 3 поездочки”. С Ильей Муромцем дети знакомы с 3 класса, т.к читали отрывок из былины “Илья Муромец и Соловей- разбойник”, поэтому с произведением “Ильины 3 поездочки” можно только познакомить.

  • былина “Садко может быть так же предложена для самостоятельного чтения, т.к произведение этого же жанра.
  • на 2 уроке познакомить с новым жанром “повестью” на произведении “Повесть о Петре и Февронии”.
  • на 3 уроке ввести понятие “житие”, познакомить с отрывком из “Житие Сергия Радонежского”.
  • на 4 уроке обобщение по разделу “Летописи, Былины, Жития”

В теме “Чудесный мир классики” произошло сокращение с 15 до 8 часов за счет:

  • на произведение Жуковского “Сказка о царе Берендее” по программе отведено 3 часа, сокращаем до 2 часов: на 1 уроке знакомство с автором, со сказкой, работа над иллюстрациями к произведению и составление плана 1 части сказки, дома учащиеся читают 2 часть и так же составляют план; - на 2 уроке работа над 3 частью сказки, анализ поступков и характеров героев.
  • с произведением Ершова “Конек – Горбунок” дети уже знакомы, оно рекомендовано для самостоятельного прочтения.
  • со стихотворениями А.С Пушкина детей знакомят на 1 уроке. Учащиеся выбирают понравившееся произведение и учат его наизусть.
  • со сказкой Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” учащиеся знакомы, поэтому это произведение рекомендовано для самостоятельного прочтения.
  • на одном уроке, пред знакомством с творчеством М.Ю Лермонтова, анализируем поступки главных героев сказки Пушкина, выявляем мотивы поступков, далее знакомим с автором нового произведения, первичное восприятие “Ашик-Кериб”, характеризуем главных героев, выявляем жанровые особенности.
  • с творчеством и произведениями Л.Н Толстого дети знакомы с 3 класса, где учащиеся читали известные рассказы, были этого автора. Поэтому произведение “Детство”, как еще одно произведение этого автора рекомендовано для самостоятельного прочтения.
  • на уроке, посвященном творчеству А.П Чехова, отводим некоторое время для того. чтобы выявить, как учащиеся поняли произведение Толстого. дали оценку поступкам героев.
  • с произведением В.Ф Одоевского “Городок в табакерке” учащиеся знакомились на уроках внеклассного чтения, где это произведение и анализировалось, поэтому оно рекомендовано для самостоятельного чтения.
  • на 6 уроке знакомим с творчеством Куприна, а так как его произведение “Барбос и Жулька” носит большое воспитательное значение, то производится полный анализ этого произведения.
  • на 7 уроке данной темы знакомим с творчеством Мамина – Сибиряка и его произведением “Приемыш”, анализируем эмоциональное состояние героев, даем характеристику героям. составляем план.
  • на последнем уроке работаем с произведением Гаршина “Сказка о жабе и розе”.

С поэтической тетрадью №1 “Светлый край берез, моя Россия!” по программе знакомятся на протяжении 23 часов, произошло сокращение до 2 часов за счет:

все произведения в этой теме можно разбить на 2 группы: 1 группа “Стихи о Родине русских поэтов”, 2 группа “Стихи русских поэтов 19 века о природе родного края”, поэтому на знакомство с творчеством поэтов 1 группы отводим 1 час, с поэтами 19 века еще один час. При работе над этой темой, большую часть произведений придется читать самостоятельно, а работу над выразительным чтением стихов, анализ произведений, выявление образных языковых средств проводить над произведениями отобранными по усмотрению учителя.

В теме “Страна детства” (поэтическая тетрадь №2) произошло сокращение часов с 8 до 1 часа. На этом уроке знакомят с творчеством Плещеева, Сурикова, Никитина, Бунина, вводят понятие “рифма, “ритм”, “метафора”, проводят полный анализ 1 произведения (по выбору учащегося). Так как каждый автор представлен несколькими произведениями, то на уроке читаем по одному произведению, чтобы получить представление о манере письма каждого автора.

В теме “Страна далекого детства” произошло сокращение на 4 часа с 9 до 5 часов.

  • на 1 уроке знакомят с воспоминаниями детства А.Цветаевой, в качестве ввода в тему. Это произведение небольшое по объему, легкое для восприятия, поэтому на этом же уроке знакомятся с произведением Шмелева “Егорьев день”, проводят словарную работу, беседуют о прочитанном, работают с иллюстрацией.
  • на 2 уроке знакомство с творчеством Набокова и его произведением “Первая любовь”, Бабочки”, составляют характеристику героев. анализируют поступки.
  • на 3 уроке работа над произведением “Домашний лар” Б.К Зайцева, важно помочь найти главную мысль произведения. Осознать ее.
  • произведение Бажова “Серебряное копытце” рекомендовано для самостоятельного чтения.
  • ознакомительное прочтение произведения Житкова “Как я ловил человечков”.
  • на 4 уроке знакомство с произведением Паустовского “Корзина с еловыми шишками”, анализируем прочитанное, эмоциональное состояние героев.
  • на последенем уроке темы чтение произведения Зощенко “Елка” и обобщение знаний по разделу “Страна далекого детства”.

В теме “Тихая моя Родина” (поэтическая тетрадь №3) произошло сокращение с 9 часов до 2 часов. На 1 уроке чтение стихов Пастернака, Клычкова, Есенина. Анализ произведения Есенина. Учащиеся учат наизусть стихотворение по выбору. На 2 уроке стихи Слуцкого, Тушнова, Жигулина, Рубцова. Выявляем главную мысль в стихотворении Слуцкого “Лошади в океане”, анализ стихотворения Рубцова. Учащиеся учат наизусть одно стихотворение.

В теме “Природа и мы” произошло сокращение часов с 10 до 2 часов.

  • ознакомительное прочтение произведения Пришвина.
  • анализ произведения Паустовского “Скрипучие половицы”.
  • с творчеством Е.Чарушина дети хорошо знакомы со 2 класса, поэтому произведение “Кабан” рекомендовано для самостоятельного чтения.
  • на анализ произведения В.Астафьева “Стрижонок Скрип” (анализ поступков героев, составление плана произведения. оценка поступков) отводим 1 час.

Тема “Делу – время, потехе – час” сокращена на 7 часов (с 10 до 3 часов).

1 час – Е.Шварц “Сказка о потерянном времени” ( анализ произведения, составление плана, пересказ.

2 час – В.Драгунский “Англичанин Павел” (анализ, чтение по ролям.)

3 час – В.Голявин “Никакой горчицы я не ел” (выявление главной мысли, сопоставление авторской манеры письма Зощенко, Драгунского, Голявина.

Тема “Страна Фантазия” сокращена с 6 часов до 1 часа. На этом уроке учащиеся знакомятся с новым жанром литературы – научной фантастикой на примере произведения Велтистова “Миллион и 1 день каникул”

произведение К.Булычева рекомендовано для самостоятельного прочтения.

Тема “Мне вспомнились детства далекие годы” (поэтическая тетрадь №4) сокращена с 8 часов до 2 часов. Так как учащиеся в этом году уже знакомились с творчеством Есенина, то его стихи можно предложить для самостоятельного чтения.

  • на 1 уроке знакомство с творчеством Гумилева, Цветаевой.
  • на 2 уроке с творчеством Твардовского.

Тема “Зарубежная литература” сокращена с 8 часов до 2 часов.

  • произведение Г. Андерсена “Русалочка” предложено для самостоятельного прочтения”.
  • произведение Распе “Барон Мюнхгаузен” ознакомительно.
  • на 1 уроке знакомят с творчеством Свифта “Путешествие Гулливера”.
  • на 2 уроке Лагерлеф “Святая ночь”, “В Назарете”, т.к эти произведения носят большое воспитательное значение.

ИСТОРИЯ

Курс начального исторического образования ставит целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах, обучить учащихся ориентироваться в исторической информации. В курсе истории 4 класса изучают события истории через деяния людей, получают начальные представления о культуре прошлого, краткие сведения о религиях мира, тем самым, решая задачу – воспитать уважение к культуре и традициям прошлого. Курс основан не на запоминании информации, а на активном участии учащихся в процессе приобретения знаний.

В теме “Введение. С летописцем в Древнюю Русь” произошло сокращение с 4 часов до 2 часов.

  • на одном уроке познакомить с темой “Повесть временных лет”. На этом же уроке удобнее познакомить и с первыми русскими князьями. Так как дети с уроков литературного чтения знакомы с былинами и былинными героями, то эта тема рекомендована для самостоятельного ознакомления. Исходя из тех знаний, умений, навыков, которыми учащиеся должны овладеть в конце 4 класса, а именно знать наиболее важные события из истории Отечества, то тема: “Языческие верования. Крещение Руси” изучается обязательно, анализируя это историческое событие (на втором уроке).

В теме “Путешествие в древнюю Москву” сократили с 6 часов до 3 часов. Основные темы для изучения: “Нашествие монголо – татар.”; “Куликовская битва”; “Книгопечатание на Руси. Иван Федоров”и “Смутное время на Руси.Минин и Пожарский”. Эти темы выделены как основные, опираясь на те з.у.н, которые должны усвоить дети, в конце 4 класса. Темы “Объединение земель вокруг Москвы”; “Иван 3”, “Грозный царь Иван 4” для ознакомительного прочтения. Тема “Русские путешественники и первопроходцы” - рекомендована для самостоятельного изучения.

В теме “На верфях Адмиралтейства” произошло сокращение на 1 час (С2 до 1 часа). Так как дети должны знать основных исторических деятелей, то тема “Петр I. Строительство Петербурга. Создание флота” изучается на одном уроке, а с тема “Изменения в повседневной жизни” рекомендована для самостоятельного изучения.

Тема “В Петербург к императрице” произошло сокращение с 3 часов до 2 часов. Основными темами, опираясь на Гос. стандарт, являются “Генералиссимус А. Суворов”, адмирал Ушаков”. Для самостоятельного изучения – “Ломоносов и создание первого университета” и “Золотой век русского дворянства”. Тема “Кулибин – механик самоучка” – ознакомительное изучение.

В теме “Век XIX” произошло сокращение с 6 часов до 3 часов. Основными темами, опираясь на Гос.стандарт, являются: “Война с Наполеоном. Бородино. Кутузов. Партизанская война.” На втором уроке “Становление исторической науки. Карамзин”. На 3 уроке “Реформы России. Отмена крепостного права”.

Тема “Правление Александра I” – ознакомительное прочтение, а темы “Путешествия и открытия” и “Русский свет” предложены для самостоятельного изучения.

В теме “В гости к мастеру” произошло сокращение с 4 часов до 2 часов.

  • на 1 уроке изучают древнерусских иконописцев и архитекторов.
  • на втором уроке музыкантов и художников.
  • тема “Начальные сведения об основных этапах развития русской культуры” – изучается ознакомительно.

В теме “Во дворце, усадьбе, избе” произошло сокращение часов с 3 до 2. Эта тема должна быть хорошо усвоена, т.к к концу 4 класса учащиеся должны уметь описывать жилища, предметы быта, одежду разных слоев населения, то при изучении данной темы используют много наглядного материала, дети выполняют практическую работу, весь материал изучается в сопоставлении.

  • на 1 уроке – “Представление о повседневной жизни, быте, архитектуре, мебели, костюмах разных слоев населения”.
  • на 2 уроке – сопоставление княжеских палат, царского дворца, крестьянского дома, монастыря, дома ремесленника.

Последняя тема “Россия в XX веке” изучается на 2 уроках. Основные темы для изучения: “Революция. Свержение самодержавия”; “В.О.В”;

“Освоение космоса”. Это 3 ключевых момента в истории России 20 века.

Темы ознакомительного прочтения: “Русско – японская война”; “Развитие страны в 30 – е годы” ; “Россия на современном этапе”. На усмотрение учителя, некоторые из этих тем могут быть изучены учащимися самостоятельно.

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • расширение кругозора, путем формирования знаний и представлений о жизни общества и природном окружении;
  • повышение адаптивных возможностей, благодаря улучшению социальной ориентировки;
  • обогащение жизненного опыта детей;
  • систематизация знаний и представлений, способствующих лучшему усвоению учебного материала;
  • активизация мыслительной деятельности детей;
  • развитие устной монологической речи.

Отбор учебного материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания учащимися предметов и явлений близкой их жизненному опыту окружающей действительности, для формирования умений обсудить и рассказать о них.

Так как минимум учебного времени, который необходим для реализации основных требований программы рассчитан на 1 час в неделю (34 час в год), опираясь на инвариативную часть Базисного плана, то сокращение часов для детей, обучающихся по индивидуальному плану ведем, исходя из этой расчасовки.

На первую тему “Мы – жители земли” программой отведено 4 часа, происходит сокращение до 2 часов, за счет:

  • объединила в один урок темы “Земля - наш космический дом” и “О чем рассказывает глобус”, так как глобус – модель нашей планеты, является наглядным материалом.
  • объединила в 1 урок темы “Путешествие по карте полушарий” и “Планета заболела”. Так как удобнее, познакомив детей с картой полушарий, познакомить и с экологическими проблемами планеты: загрязнение океанов, сохранение многообразий растений и животных, опираясь на карту, показывать зоны с экологическими проблемами.

На тему “Сохраним природу России” программой отведено 11 часов, произошло сокращение до 7 часов, за счет:

  • объединили темы “Карта нашей страны” и “Путешествие по карте России”, так как одна тема продолжает другую, то на этом же уроке удобнее выделить и природные зоны нашей страны. Для лучшего усвоения материала необходимо больше наглядности, составления таблицы зон.
  • тема “У Черного моря” рекомендована для самостоятельного изучения.
  • тему “Природное равновесие” удобнее ввести в качестве обобщения после изучения природных зон.

На тему “Сбережем природу своего края” программой отведено 19 часов, произошло сокращение до 8 часов за счет:

  • объединили тему “Карта края” и “План местности”, так как вторая тема носит ознакомительных характер.
  • тема “Погода края” рекомендована для самостоятельного изучения, так как эта тема не включена в основные з.у.н в конце 4 класса.
  • тема “О почве” и “О подземных богатствах” объединила в один урок, так как обе темы взаимосвязаны.
  • знакомя детей с темой “Лес – природное сообщество”, на этом же уроке изучаем и растения и животных леса. Так же и с темами “Луг – природное сообщество”, “Пресный водоем”. При изучении этих тем опираться на большое количество наглядности: схемы, таблицы, рисунки, открытки.
  • тема “Растениеводство” и “Животноводство” рассматриваются детьми самостоятельно, так как эти темы легки для понимания, знания по этим темам основаны на жизненном опыте, имеющемся у детей.

Приложение