Урок в 8-м классе по теме: "Путешествие по континенту Химия"

Разделы: Химия


Цели: провести в занимательной форме общественный смотр знаний учащихся VIII класса, проверив сформированность у них практических, предметно-организационных, содержательно-интеллектуальных умений. Закрепить знания учащихся: по владению символами химических элементов, определению простых и сложных веществ, по составлению химических формул оксидов, кислот, солей и оснований; определению степени окисления элементов; способствовать развитию логического мышления и речи.

Задачи:

  • Образовательная – закрепить знания по классификации неорганических соединений, номенклатуре, понятии степень окисления.
  • Развивающая – работа над развитием речевых навыков; развитие умения работы в малых группах.
  • Воспитательная – расширение кругозора обучающихся, развитие творческих способностей учащихся.

Дидактическое оснащение: карточки с символами химических элементов; игры: “Яблоня с молодильными яблоками”, “Найди лишнее”; плакаты с формулами веществ; настенная карта путешествия; карточки с загадками, при наличии мультимедиапроектора (слайдовая презентация).

Химическое оборудование: пробирки, химические стаканы, фильтры, воронки, индикаторы, вода дистиллированная. Растворы щёлочи и кислоты, заранее приготовленные смеси: соль и песок, сахар и мел.

Тип урока: урок-путешествие.

Методы и приемы:

  • Словесные (рассказ учащейся 10 класса (Шапокляк), беседа, выступления учащихся).
  • Наглядные (демонстрации опытов; просмотр слайдов; работа по карте).
  • Проблемно-поисковый.

Действующие лица: Звездочет, Шапокляк, две команды по шесть человек, жюри.

Химия – супер, химия – класс.
Наука для умных, наука для нас.
Оксиды мы пишем, кислоты мы знаем.
И формулу соли мы быстро составим
И все элементы на место поставим. (Слайд №2)

ХОД УРОКА

Презентация

Уч-ся:

О, великий звездочет.
Скажи, что ждет нас в будущем?

Звездочет:

Звезды сегодня расположить так,
Что впереди Вас ждет большое и интересное путешествие. Ну,…..(В дверь стучит Шапокляк и быстро появляется в классе.)

Шапокляк:

Здравствуйте мои милые,
Здравствуйте мои дорогие,
Девочки-вертелочки, мальчики-кочерышки.
Вы, конечно, узнали меня?
Правильно, правильно это я
Ваша любимая бабушка,
Бабулечка – Шапокляк.
Ну, как дела? Как учитесь?

Уч-ся: Хорошо!

Шапокляк: Хорошо? ( Возмущённо.)

Вот и плохо!
Я не люблю тех, кто хорошо учится.
Мои любимчики знаете кто?
Самые отменные хулиганы,
Cамые отличные двоечники.
Вот с кого вам надо брать пример.
А то мало у меня настоящих учеников.

Мало ребят, которые могут красиво сделать хорошую пакость. А это все потому, что вы не хотите у меня учиться.

Я знаю, кто вам нравится Чипполино, Карлсон, Винни-Пух
И этот самый главный-то мой враг – Чебурашка,
Со своим крокодилом.
Тоже нашел себе товарища, одна морда чего стоит.
Ну, ладно, что это я все о себе и о себе,
А вы, ребята, зачем здесь собрались?

Уч-ся: (представляют свои команды)

Шапокляк:

О, великие путешественники,
Пожалуйста, возьмите меня с собой.
Я обещаю хорошо себя вести.
Кстати, куда вы плывете?

Уч-ся:

Мы плывем по океану Знаний, на континент Химия.
Нас ждут удивительные приключения.

Шапокляк:
Химия, Химия! (радуется)
По химии в школе у меня всегда были пятерки.
…В зеркале. ( Шепотом)
Я просто обожаю что-нибудь взрывать или смешивать.
Ну, в путь, ребята!
Ой, ой подождите!
А вы кто такие? (подбегает к зрителям)

Зрители: Мы болельщики, зрители!

Шапокляк:

Хорошо! Сидите тихо и следите за нашими приключениями.
Кто поможет нам лучше всех,
Тот получит большую вкусную конфету. (Напевает)
Для этого поднимаем руки,
Кто кричит - конфет не получит!!!
Стоп, а на каком же корабле я поплыву?
Давайте проведем жеребьевку.
Капитаны, шаг вперед.
Попробуйте отгадать мои загадки:

(Разминка)

Загадки: (Слайды №3, 4)

Тот элемент в печной трубе
Находим в виде сажи,
И в простом карандаше
Его встречаем даже. (Углерод)

В гости с космоса пришел –
В воде приют себе нашел. (Водород)

Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит.
Металл тот и белый, и легкий
В двенадцатой клетке стоит. (Магний)

Металл в солях – опора многих,
А нас без него не носили бы ноги. (Кальций)

Я коварный поджигатель
Вы огня хотите – нате!
Я всесильный окислитель,
Если только дров дадите. (Кислород)

Ему не страшно окисление,
Пластичностью непревзойден,
В кислоте без растворенья
Находиться может он. (Золото)

Теперь проверим, как вы знаете химические символы. Сейчас я буду давать названия элементов, а вы поднимайте соответствующие карточки. (Слайды №5 – 16)

Магний Хлор
Фосфор Кремний
Натрий Гелий
Бор Азот
Сера Алюминий
Водород Аргон

Вот с этим капитаном нестрашно отправиться в далекое плаванье.

Ну, скорей же в путь!!!

Шапокляк:

Ура, впереди нас ждет Страна химических умений.
Вот она уже появилась на горизонте.
Ребята, чтобы пересечь эту страну,
Вам необходимо выполнить следующее задание:
Каждой команде дана смесь двух веществ,
Вам нужно их разделить и составить план.

Вот вам ручка и бумага.

  1. Соль с песком
  2. Сахар с мелом

(В то время как ученики разделяют смесь, Шапокляк проводит игру со зрителями)

Игра со зрителями:

Кто ответит на загадку лучше всех,
Тот получит большую вкусную конфету. (Напевает)
Для этого поднимаем руки,
Кто кричит - конфет не получит!!!

Загадки:

Не страшны кислоты мне,
Даже очень сильные.

Но в растворах щелочей
Становлюсь малиновым.
Ярче сока всех малин.
Кто я? (Фенолфталеин)

Ах, что же я поделаю с собой -
Ведь в щелочи я сине-голубой.
А в кислоте быть синим, я не смею:
В кислотах я немедленно краснею. (Лакмус)

Как на прогулке от мороза,
От кислого я стану розов.
Но вид мой в щелочи смешон:
Я сразу желтый, как лимон. (Метилоранж)

Эта желтая бумажка все укажет без труда
Посинеет – в колбе щелочь, покраснеет – кислота.
Коль нейтральная среда – не изменит цвет тогда.
Мы за эти указания как зовем её? (Универсальная)

Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это.
И знают: имя мое - ... (Медь)

В технике сплавов нашел применение.
Как стойкий и легкий металл
И в самолетостроении
Важное место занял. (Алюминий)

Он безжизненным зовется,
Но жизнь без него не создается. (Азот)

По прозванью – инвалид,
Но крепок в деле и на вид. (Хром)

А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, -
Я лед, я пот, я - облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза - застываю. (Вода)

Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока -
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем:
Зовусь я ...(Алюминием)

Был металл серебристо-белым
В соединении стал мелом. (Кальций)

Элемент – основа жизни,
Есть и в вашем организме. (Углерод)

Шапокляк (Обращается к путешественникам):

Ребята, разделили смесь?
Представляйте результаты и опишите свои действия по плану.

Ребята предъявляют результаты, жюри ставит оценки,

Звездочет записывает их на доске.

Звездочет:

Молодцы ребята вы справились с испытаниями!
Продолжайте свой путь, отправляйтесь на юг в Государство веществ.

Шапокляк: Земля, земля!! Кажется, это Государство веществ.

Шапокляк берет записку, которую находит на берегу и читает:

“В каждом состязании должны участвовать только два путешественника, другие могут в случае необходимости им помочь, но за это очки будут снижены”.

Так, ребята, быстренько разделились на пары.

Первое задание такое:

Необходимо как можно быстрее узнать вещество по формуле и найти соответствующее изображение его. (Слайд №17)

А. Б. В. Г.Д. Е.

1.H2SO4

2.Al(OH)3

3.HNO3

4.C2H6

5.CO2

6.K2SiO3

Формулы веществ изображены на плакатах и представлены в презентации.

Ответы:

  • 1. – Д.
  • 2. – В.
  • 3. – А.
  • 4. – Б.
  • 5. – Е.
  • 6. – Г

Жюри ставит оценки,
Звездочет записывает их на доске.

Второе задание:

Каждой паре даны три пробирки, вам необходимо определить в какой из них кислота, в какой основание, в какой вода.

Ответы:

1.Вода. 1.Кислота.
2.Основание. 2. Вода.
3.Кислота. 3. Основание.

Жюри ставит оценки,
Звездочет записывает их на доске.

Третье задание:

На плакатах написаны формулы веществ, среди которых учащиеся должны найти лишнее вещество, отличающееся по составу от других. А также дать название каждому из веществ. (Слайды №18, 19)

Ответы:

  1. H2O Сера,Водород,Азот,Вода,Кислород,Фосфор,Магний.
  2. Ca(OH)2 Вода, Гидроксид кальция,Оксид углерода (IV),Оксид кальция,Оксид азота (IV),Оксид фосфора (V).
  3. H2SO4 Гидроксид калия,Серная кислота, Гидроксид натрия, Гидроксид магния, Гидроксид алюминия.
  4. H2SСульфат калия,Нитрат магния,Сульфид свинца,Сероводородная кислота,Сульфит кальция.
  5. HCl Оксид железа(III), Оксид азота(I),Соляная кислота, Оксид калия, Оксид хлора(VII).
  6. Al2(SO4)3Гидроксид меди(II), Гидроксид хрома(III), Гидроксид магния,Сульфат алюминия, Гидроксид лития.

Жюри ставит оценки,
Звездочет записывает их на доске.

Шапокляк: Какие мы все молодцы!

Впереди нас ждёт Королевство формул.

Путешественники, вам необходимо перейти через речку по очень узкому мосту. Каждый шаг – это задание, и только правильно ответив на него, вы делаете следующий шаг. Задания выполняем по очереди.

Задания: Определите, к какому классу химических соединений относят изображенные на схеме вещества, и назовите их: (Слайды №20, 21)

Ответы: сероводород, серная кислота, оксид углерода(IV),фосфорная кислота, гидроксид цинка, гидроксид алюминия, оксид серы(IV),соляная кислота (хлороводород), вода, кислород, оксид азота (IV), оксид углерода(IV).

Жюри ставит оценки,

Звездочет записывает их на доске.

Шапокляк: Ребята, в Королевстве формул растет яблоня с молодильными яблоками. Дайте название каждому из них и определите класс веществ. (Слайды №22 – 27 )

Ответы:

Оксиды Кислоты Основания
оксид серы(IV) соляная кислота гидроксид меди (II)
оксид алюминия серная кислота гидроксид натрия.
оксид фосфора (V). азотистая кислота.

Соли:

  • сульфит кальция
  • нитрат алюминия.

Жюри ставит оценки,
Звездочет записывает их на доске.

Шапокляк: Ребята, на этом наше путешествие по Континенту Химия заканчивается. Давайте подведём итоги.

Жюри и Звездочет подсчитывают баллы и определяют победителей.

Жюри называет команду, завоевавшую 1 место, наиболее активных участников, обращает внимание на знания, умения и навыки, которые требуют доработки.

Рефлексия. (Слайд №28)

Проводится по принципу незаконченного предложения.

  • На сегодняшнем уроке я закрепил знания...
  • На сегодняшнем уроке я научился...
  • После сегодняшнего урока я уже не делаю ошибок...

Домашнее задание (Слайд №29)

Повторить §§ 18, 19, 20, 21 Учебника О.С.Габриелян 8 класс.

Вычислите, сколько соли и воды необходимо взять для приготовления 0,5 кг 20%-го раствора соли.

Охарактеризуйте кремниевую кислоту по плану: а) формула, б) наличие кислорода, в) основность, г) степени окисления элементов, д) заряды ионов, е) соответствующий оксид.