Внеклассное занятие "Цветочные часы". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология

Класс: 3


Учитель: Добрый день, дорогие ребята!

Узнайте тему занятия, отгадав загадку:

Весь век идет Еремушка,
Ни сна ему, ни дремушки.
Шагам он точный счет ведет,
А все же с места не сойдет. (Часы).

Учитель: Итак, мы поговорим о часах.

Ребята, а какие вы знаете часы?

/Ответы детей/

Учитель: Давайте послушаем, что расскажут ваши товарищи об этих часах.

Информация о часах, подготовленная учащимися.

Сообщения:

1. “Солнечные часы”. Солнечные часы самые древние они состоят из предмета, дающего резкую и длинную тень, и циферблата, на котором нанесены деления, соответствующие часам и долям часа. В течение дня тень, отбрасываемая предметами, освещенными солнцем, все время изменяется. Она перемещается, одновременно меняя свою длину: рано утром тени длинные, затем они укорачиваются, а после полудня снова удлиняются. Первоначально указатель солнечных часов представлял собой палку, вертикально воткнутую в землю, а циферблат состоял из вбитых в землю колышков. Считалось, что прошел час, когда тень доходила от одного колышка до другого.

2. “Водяные часы”. Время с помощью водяных часов определялось по скорости вытекания воды из одного сосуда в другой, снабженный метками, уровень воды, в котором и показывал время. Выражение “время истекло” возникло именно при употреблении этих часов. В отличии от солнечных водяные часы показывали время и днем и ночью.

3. “Песочные часы”. Песочные часы делались в виде двух воронкообразных стеклянных сосудов, поставленных друг на друга. Верхний сосуд до определенного уровня заполнялся песком, высыпание которого служило мерой времени. После того, как из верхнего сосуда весь песок высыпается, часы нужно переворачивать.

4. “Огненные часы”. Огненные часы имели большое распространение в древности. В глиняную лампу наливалось такое количество масла, чтобы его хватало на определенное время горения светильника. Например, рудокопы в свои лампы наливали масла столько, чтоб его хватало на 10 часов. Когда масло было на исходе, они знали, что рабочий день кончается, и поднимались наверх.

В Китае употреблялись огненные часы несколько иной конструкции: из специальных сортов дерева, растертого в порошок вместе с благовониями, приготовлялось тесто, из которого раскатывали палочки, придавая им разнообразную форму, например, форму спирали. Иногда на определенных местах подвешивались металлические шарики, которые при сгорании палочки падали в фарфоровую вазу, производя громкий звон, - получался огненный будильник.

5. “Механические часы”. Идея использования для отсчета времени вращающиеся зубчатые колеса - одна из самых плодотворных в истории часов. Механизм этих часов легко представить, если выполнить вертушку или турникет, устанавливаемые при входе, например, в метро. Вертушка поворачивается и закрывает путь тому, кто идет за вами. Таково было устройство механических колесных часов. Эти колесные часы выполнялись в виде весьма громоздких сооружений. Например, Московские Кремлевские куранты. Здесь у часов уже появились стрелки. Сначала только часовая, затем часовая и минутная, а позже и секундная.

Сейчас существует карманные и наручные механические часы.

6. “Электронные часы”. Это современные часы. У них нет стрелок. Время показывают светящиеся цифры. Они меняются каждую секунду, только успевай разглядывать. Работают они от электрического тока, от батареек.

7. “Атомные часы”. Это новейшее достижение физики и техники, сложнейшей прибор. Атомные часы сверхточные, ошибка в одну секунду набирается только за тысячу лет. Но ученые не останавливаются на достигнутом, они продолжают думать над сверхточными часами, и эта работа продолжается каждый день.

Учитель: Итак, мы прослушали 7 сообщении. О каких часах вы уже знали? О каких услышали сегодня впервые?

/Ответы учащихся/

Учитель: Все вышеназванные часы, ребята, можно охарактеризовать, как неживые. А бывают ли “живые ” часы?

В деревне есть часы такие,
Не мертвые они, живые,
Ходят без завода,
Сами птичьего рода. (петух).

Услышав ночью сквозь сон протяжные крики петухов, люди, утомленные дневной работой, засыпают с радостной мыслью, что ночь еще впереди. Ведь так кричат петухи только ночью- протяжно и изредка. Это, как говорили в древности, только “первый крик” петуха. Но вот петухи начинают кричать все чаще, все быстрее. Это “второй крик”. Значит скоро и рассвет. И опять начинается день. Петухи- самые лучшие часы, безотказные.

Учитель: А теперь откройте книгу “Рассказы о природе” на с. 69 и прочитайте название произведения В. Ветлиной.

/Цветочные часы/

Что вас удивило? Как по вашему мнению, можно определить время по цветам?

/Ответы детей/.

Учитель: Ответ на этот вопрос мы найдем, прочитав рассказ.

Чтение I части до слов “Вот кончается летний день”.

Вопросы детям:

  1. О каких цветах говорится в этой части?
  2. Что интересного вы узнали о времени раскрытия и закрытия венчика цветов? (раскрываются и закрываются точно в одно время).
  3. Какие растения первым раскрывают лепестки? Какие следующие?

Учащимся предлагается не только ответить устно, но и обосновать ответ чтением текста.

По мере чтения на доске появляется запись:

Раскрываются Закрываются

3.00 - 7. 00

15. 00
козлобородник
цикорий
шиповник
мак 17. 00

6. 00

водяная лилия
одуванчик
красная полевая гвоздика

7. 00 - 8. 00

белая водяная линия

8. 00 - 9. 00

бархатцы
ноготки (календула)

Учитель: Прочитайте про себя II часть до слов “Попробуйте сами понаблюдать…”

  1. Какие цветы описала писательница в этой части? (ночные)
  2. О каком луговом цветке, ведущем ночной образ жизни, рассказывает автор?
  3. А какие ночные цветы растут в саду?
  4. Отчего зависит время раскрывается венчиков цветов?

Учащиеся рассказывают и зачитывают доказательные части текста.

Учитель: А теперь дочитаем рассказ до конца.

Громкое 2-х кратное чтение.

“Попробуйте сами понаблюдать, когда раскрываются и закрываются венчики разных полевых и садовых цветов весной, летом, осенью, А потом, когда вы хорошенько проверите свои наблюдения, можно будет сделать “цветочные часы”.

Посадите на клумбе дикие и садовые цветы в том порядке, в каком они открываются и закрываются. По этим “часам” можно будет довольно точно определять время”.

Учитель: Ребята, какие советы дает нам автор в заключительной части своего произведения?

/ответы детей/

Учитель: Действительно, ребята, чтобы создать точные цветочные часы, необходимо провести длительное тщательное наблюдение за цветущими дикими и культурными растениями. Мы начали составлять таблицу с указанием времени раскрытия и закрытия венчиков цветов по рассказу “Цветочные часы”, и, как видите, ее надо дополнить. Для этого в течение нескольких дней мы будем засекать точное время закрытия ранораскрывающихся цветов и время раскрытия

вечерних и ночных цветов, таких как дрема, душистый табак, никтериния. А еще поработаем со справочной литературой по этой теме, поищем изображения интересующих нас растений. Когда соберем достаточно материала, попробуем создать модель цветочных часов на бумаге, а затем и живую клумбу. Ведь это в наших силах?

Учащимся раздаются листочки с печатным планом -рекомендацией по созданию “цветочных часов”.

План-рекомендация.

  1. Дополнить таблицу.
  2. Наблюдение за вечерними и ночными цветами.
  3. Работа со справочной литературой.
  4. Создание модели на бумаге.
  5. Создание живой клумбы.

Учитель: Исследовательские работы принимаются до 10 сентября. Желаю вам успехов. До свидания!