Тема урока: Стихотворение "Береза" Сергея Есенина". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цель урока: формировать у учащихся знания и умения, необходимых для обеспечения гармоничного существования с окружающей средой.

Задачи:

  1. научить использовать изобретательно- выразительные средства языка,
  2. формировать и совершенствовать навыки анализа стихотворения,
  3. развивать логическое и образное мышление,
  4. учить замечать красоту окружающей природы, воспитать любовь к малой родине.

Ход урока

I. Вхождение в тему.

Чтение стихотворений. Определить автора и о чем говорится в стихотворений.

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделось в пруд?
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стаи,
И ее золотые косы,
И холщовый ее сарафан.

Действительно, все эти стихотворения о березке, их всех написал С.А. Есенин. Так, о чем мы будем говорить по уроке? (“Береза” С.А. Есенина).

II. Рассказ учителя о детстве писателя с показом слайдов.

Сергей Алексанрович Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской волости Рязанской губернии. Детство его прошло “среди полей и степей”. Вот как описывает эти места сестра Есенина Александра: “Широкой прямой улицей вдоль крутого правого берега Оки пролегло село Константиново. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село. Основным украшением являлась церковь, стояща в центре села. За церковью, на высокой крутой горе, - старое кладбище. В правом углу кладбища стояла маленькая каменная часовня. Рядом с ней лежал старинный памятник – плита. На этой плите любил сидеть Сергей. От сюда открывался чудесный вид на наши раздолья.” Очень любил Сергея его дядя, с которым он часто ездил на Оку поить лошадей. Вот что он пишет в “Автобиографии”: “Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов.”

Стихи Есенин начал писать рано, лет с восьми – девяти. По его признанию, толчок к этому давала его бабка: она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал.

В 1909 году Есенин закончил с отличием Константиновское училище, а в 1612 году – учительскую школу в селе Спас-Клепики. Учитель литературы Е. М. Хитров вспоминает о нем: “Всегда был весел и жизнерадостен, и этим был приятен. Правда, этим же и досаждал: в классе во время уроков не посидит смирно, постоянно пересмеивается, переглядывается, и чуть что – фыркнет на весь класс и разразится неудержимым смехом. С учителями был корректен и деликатен. Он много читал. Особенно любил слушать мое классное чтение. Он впивался в меня глазами, глотал каждое слово.”

Есенин приносил учителю много своих стихотворений. Перед окончанием школы он переписал четыре из них в тетрадь и подарил ему. Через несколько лет, когда Есенин учился в университете, вышел первый сборник его стихов “Радуница”, и эту книгу он подарил учителю с надписью: “Доброму старому учителю Евгению Михайловичу Хитрову от благодарного ученика, автора этой книги.”

III. Работа над стихотворением “Береза”.

Задание №1

Прочитать все стихотворение и выбрать те строки, которые понравились.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Задание №2

Что ни строка, то картина

Что ни строфа, опять картина.

Какие картины рисует ваше воображение?

  • По I строфе
  • По II строфе
  • По III строфе
  • По IV строфе

Задание №3

Стихотворение красивое. Почему?

  • Есенин нашел особые слова. Какие?

Подобрать примеры из текста к выразительным средствам:

  • Эпитеты
  • Сравнения
  • Олицетворения
  • Метафоры

Вывод: Мы можем видеть красоту окружающего мира, но не всегда можем выразить это нужными словами которые называются изобразительно-выразительными средствами языка.

Задание №4

Открою тайну: Есенин - волшебник! Вы сейчас в этом убедитесь.

Прикройте учебники и скажите вслух что из Есенина вы запомнили:

  • слово, словосочетание, предложение, а может строфу, а может все стихотворение.

Задание №5

Послушайте стихотворение в исполнении артиста.

Как он читает, какие слова выделяет голосом?

Задание №6

Прочитайте стихотворение выразительно.

Задание №7

Причитайте стихотворение о березе, которые вы приготовили.

Какие изобразительно-выразительные средства использованы в этих стихотворениях?

Задание №8

Сравните стихотворение “Береза” с Есенинским. В чем отличия?

Береза.

Отчего березка плачет?
Не пойму, что это значит?
Кто б ответить мне помог?
Почему березка плачет?
Кто ее обидеть мог?
Отчего так горько белой,
Хоть кругом звенит весна.
Если б говорить умела,
Рассказала бы она.
Отчего березка плачет?
Я ответ теперь нашел,
Ведь какой-то глупый мальчик
У березки ранил ствол.

Задание №9

Сравните Есенинскую березу и нашу Бардымскую?

Подберите изобразительно- выразительные средства нашей березе?

IV. Рефлексия.

  1. Используя опорные слова, составьте рассказ по картине Э.А. Граборя “Февральская лазурь”.
    Опорные слова:
    • белая береза, принакрылась, точно серебром, пушистые ветки, снежная кайма, белая бахрома, сонная тишина.
  2. Что в вашей памяти осело?
  3. Какую самооценку вы можете поставить вашей работе на уроке?

V. Домашнее задание:

  1. Выучить стихотворение наизусть.
  2. Написать сочинение-миниатюру или стихотворение о березе, используя выразительные средства.
  3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.