Проектная деятельность на уроках литературы. Организация работы над проектом по теме: "А.М. Горький. "На дне"

Разделы: Литература


Тип урока: защита проектов.

Цели проекта:

  • расширение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся;
  • приобщение к культуре исследования;
  • воспитание индивидуальной, творчески активной личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать и объективно оценивать собственную работу (развитие языковой рефлексии), представлять продукт своей деятельности.

Оборудование: текст пьесы М.Горького “На дне”, воспоминания современников, критические статьи, видеоаппаратура для просмотра видеосюжетов, маркеры на каждого учащегося и большой лист бумаги или два – три ватмана; критерии оценки выступлений других групп (кладётся один на группу).

Экран. Проектор. Компьютер.

Работа велась в пяти группах, сформированных по принципу психологической совместимости.

Характеристика проекта, подготовленного к защите.

По характеру доминирующей в группе деятельности:

  • исследовательский;
  • творческо-исследовательский;
  • творческо-информационный;
  • практико-ориентированный.

По количеству участников: коллективно-групповой.

По характеру контактов: внутриклассный.

Этапы работы над проектом.

1. Замысел проекта:

  • разрабатывался по совместной инициативе учащихся и учителя;
  • проект стал значимым для учащихся старшей школы.

2. Постановка проблемы:

  • когнитивный метод – ведущий;
  • выяснение актуальности поставленной проблемы.

3. Этап выдвижения гипотез:

  • коллективное конструирование версий на вопрос и проблему;
  • разделение на группы;
  • постановка частных задач внутри каждой группы;
  • определение основных методологических понятий исследования.

4. Планирование:

  • составление плана работы для доказательства выдвинутой гипотезы;
  • распределение заданий между членами группы.

5. Выполнение:

  • сбор информации, создание “информационного багажа”.

6. Пошаговый анализ материала:

  • синтез и анализ найденной информации, необходимой для доказательства предложенной гипотезы;
  • обоснование практического применения результатов;
  • оформление проектных частей.

7. Социализация – защита выполненной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

1. Деятельность учащихся: запись темы, эпиграфа, внимательное прослушивание инструкции по защите и выполнению работы во время урока.

Пьеса “На дне” - наиболее важное звено во всей философско-художественной системе писателя. Конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы. Каждый из ночлежников пережил трагедию, в результате которой оказался в унизительном положении. Почему герои пьесы оказались на дне жизни? В чем пытается убедить своего читателя автор драматического произведения?

Инструкции.

Знакомясь с произведениями М.Горького, каждый из вас попытается проявить себя как литературовед-исследователь, и результат деятельности в группе представит в форме литературного проекта избранного типа. Представляемые группами исследования должны вами оформляться в виде доклада. Также вам предстоит оценить проекты своей и других групп по предложенным критериям:

1.

а) глубина знаний произведения;
б) умение анализировать материал, логически выстраивать доказательства;
в) умение выделять главное;
г) умение аргументировать и доказывать свое мнение;
д) умение самостоятельно делать выводы;
е) умение уместно цитировать.

2.

а) Оценка уровня творчества при защите;
б) умение привлечь внимание аудитории, заинтересовать собственным исследованием;
в) оригинальность защиты.

3.

Оценка наглядности:
а) полнота доказательств;
б) уместность отраженного;
в) грамотность;
г) эстетика.

4.

а) Оценка ораторского искусства;
б) умение вести дискуссию (грамотно и полно отвечать на вопросы одноклассников).

В итоге мы должны показать новаторство М.Горького, определить составляющие жанра и конфликта в пьесе, выявить позиции героев и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде, уметь интегрировать полученные знания в современных условиях, аргументировать и доказывать свою точку зрения.

Создание проблемной ситуации.

В ранних романтических произведениях Максима Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические представления Ницше: разумно преобразовав жизнь, человек найдет общие точки соприкосновения в различных вопросах бытия и только тогда определит, что есть правда. Пытаясь донести эту мысль до читателя, М. Горький в своей пьесе “На дне” изображает сознание людей “дна”. По мнению критиков, герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность натуры самого автора. Можно ли согласиться с этим утверждением?

Этапы работы над проектом.

1 этап: “Разработка проектного задания” /один урок/.

Задачи: определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Ученики: организуются в рабочие группы, уточняют информацию, обсуждают задание, формируют задачи и способы взаимодействия, выбирают и обосновывают критерии успеха.

Первая группа.

Гипотеза: Предмет изображения в драме “На дне” - сознание людей, выброшенных на “дно” жизни.

Разделение на подгруппы: работают с информацией, анализируют, выполняют исследование по подгруппам, обобщают.

Вторая группа.

Гипотеза: Пьеса “На дне” - социально-философская драма.

Разделение на подгруппы: работают с информацией, анализируют, выполняют исследование по подгруппам, обобщают.

Третья группа.

Гипотеза. Лука - благородный утешитель, спаситель многих отчаявшихся обитателей ночлежки.

Разделение на подгруппы: работа с текстом, анализ информации, выполняют исследование по подгруппам, обобщают.

Четвертая группа.

Гипотеза. Правда – это “во что веришь-то и есть”.

Разделение на подгруппы: работают с информацией, анализируют, обобщают, выполняют исследование по подгруппам.

Пятая группа.

Гипотеза. “Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека”

Разделение на подгруппы: работают с информацией, анализируют, обобщают, выполняют исследование по подгруппам.

Учитель: мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, помогает в анализе, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает, консультирует, советует.

2 этап: “Разработка проекта” /один урок/

Задачи: сбор и уточнение информации, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности, выполнение проекта.

Ученики: самостоятельная работа с информацией /индивидуальная, групповая, парная/, анализ, обобщение, синтез идей, выполнение исследований по группам, работа над проектом и его оформление.

Первая группа: обсуждение результатов исследования; обобщение собранного материала, консультация с учителем.

Вторая группа: обсуждение результатов исследования; обобщение собранного материала, консультация с учителем.

Третья группа: обсуждение результатов исследования; обобщение собранного материала, консультация с учителем.

Четвертая группа: обсуждение результатов исследования; обобщение собранного материала, консультация с учителем.

Пятая группа: обсуждение результатов исследования; обобщение собранного материала, консультация с учителем.

Учитель: наблюдает, консультирует, советует.

3 этап: “Оценка результатов” /один урок/

Задача: анализ выполнения проекта, обсуждение достигнутых результатов и выводов, анализ полноты достижения поставленной цели.

Ученики: участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Первая группа.

Обсуждение результатов исследования, представление материалов.

Создание презентации.

Вторая группа.

Представление результатов исследования, их обсуждение. Создание презентации.

Третья группа.

Обсуждение результатов исследования, представление материалов. Создание презентации.

Четвертая группа.

Обсуждение результатов исследования, представление материалов. Создание презентации.

Пятая группа.

Обсуждение результатов исследования, представление материалов.

Создание презентации.

Учитель: наблюдает, направляет процесс анализа.

4 этап: “Защита проекта”/один урок/

Задачи: подготовка доклада, обоснование процесса проектирование, объяснение полученных результатов; коллективная защита проекта.

Ученики: защищают проект, участвуют в коллективной оценке проекта, заполняют анкету рейтинговой оценки.

Первая группа.

Доклад. Пьеса “На дне” - социально-философская драма.

Примерное содержание доклада.

М.Горький создает пьесу “На дне” (1902), ставшую наиболее важным звеном во всей его философско-художественной системе. Писатель изображает людей “дна”. Ясно обозначен конфликт, социальные полюса: на одном - содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом - по существу бесправные ночлежники. Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

Вторая группа.

Доклад. Предмет изображения в драме “На дне” - сознание людей, выброшенных на “дно” жизни.

Примерное содержание доклада.

Предметом изображения в драме "На дне" становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на "дно" жизни. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Ясно обозначены социальные полюса: на одном - содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом - по существу бесправные ночлежники. Очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, так как Костылевы и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.

Третья группа.

Доклад. Лука - благородный утешитель, спаситель многих отчаявшихся обитателей ночлежки.

Примерное содержание доклада.

После ухода Луки все происходит совсем не так, как убеждал Лука и как рассчитывали герои. Васька Пепел действительно попадает в Сибирь, но только на каторгу, за убийство Костылева, а не как вольный поселенец. Актер, потерявший веру в себя, в свои силы, в точности повторяет судьбу героя притчи Луки о праведной земле. Лука, рассказав притчу о человеке, который, разуверившись в существовании праведной земли, удавился, полагает, что человека нельзя лишать мечты, надежды, даже мнимой. Горький же, показывая судьбу Актера, уверяет читателя и зрителя в том, что именно ложная надежда может привести человека к самоубийству.

Сам Горький писал о своем замысле: "Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский".

Все герои сходятся на том, что Лука вселил в них ложную надежду. Но ведь он и не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь все зависит от них самих. Эта вера в сознании ночлежников не успела закрепиться, оказалась непрочной и нежизненной, с исчезновением Луки надежда гаснет. Может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворенность реальностью, резко отрицательное к ней отношение сочетаются с полной неготовностью, что бы то ни было предпринять с целью изменить эту реальность. Лука же объясняет неудачи жизни ночлежников внешними обстоятельствами, вовсе не винит самих героев в неудавшейся жизни. Поэтому они так потянулись к нему и так разочаровались, лишившись внешней опоры с уходом Луки.

Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он считает Луку. По мнению писателя, оно может лишь примирить человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить.

Четвертая группа.

Доклад. Правда – это “во что веришь – то и есть”.

Примерное содержание доклада.

М.Горький выделяет два уровня правды: “частная" правда, которую отстаивают герои "для себя". Настя уверяет всех, и прежде всего себя, в существовании необыкновенной, светлой любви, Барон - в существовании своего благополучного прошлого. Клещ правдой называет свое положение, оказавшееся безнадежным и после смерти жены: "Работы нет... силы нет! Вот - правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда!" Для Василисы "правда" в том, что она "надоела" Ваське Пеплу, в том, что она издевается над сестрой: "Не хвастаюсь - правду говорю". Другой уровень “правды”, мировоззренческий – в репликах Луки. “Правда” Луки и его “ложь” выражаются формулой: “Во что веришь – то и есть”.

Пятая группа.

Доклад. “Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!”

Примерное содержание доклада.

Ложь Луки не устраивает Сатина: "Ложь - религия рабов и хозяев! Правда - бог свободного человека!" "Правда" Сатина - в человеке: "Человек - свободен... Он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!.. Человек - вот правда!" Эти слова в устах шулера и пьяницы звучат не очень-то органично. Скорее, эти мысли принадлежат самому автору, для которого Человек находился в центре модели мира. Вспомним ранние романтические рассказы, "Сказки об Италии" ("Превосходная должность - быть на земле человеком!"), философскую поэму "Человек", где превозносится разум Человека и его деяния.

Горький выделяет две правды: "правду-истину" и "правду-мечту". Эти "правды" не совпадают, даже враждебны друг другу. Грандиозен миф Сатина о Человеке: "Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека) ... Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга!" Здесь важно обратить внимание на ремарку. Абстрактный "человек вообще" возникает на фоне пустоты, за этим образом не стоит ничего конкретного. Никто никого не понимает, все заняты только собой, своими проблемами, все в разладе с собой и с миром. Сатин тоже лжет. Но его ложь, в отличие от Луки, имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем - в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо "любви: ближнему" Сатин предлагает "любовь к дальнему", к абстрактному Человеку, человеку-мечте. В этом проявляются ницшеанские взгляды, которые в то время разделял Горький.

Учитель: участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта; заполняет результаты рейтинговой оценки. На основании выставленных оценок учащимися учитель на следующем занятии выводит на экран через проектор свои оценки в виде смайликов. Данный мониторинг стимулирует ребят к учебной деятельности.

Подведение итогов урока.

Приложение