Вход в Личный кабинет

Подписка

• Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Элективный курс по физике "Физика в игрушках" для 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки

Разделы: Преподавание физики

Пояснительная записка

Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы. Основным видом деятельности учащихся является поисково-исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, логическое осмысление физических процессов, выдвижения гипотез, построение объясняющих моделей, экспериментирование, а также предполагает использование коммуникативных умений (умение работать в группе, культуру ведения дискуссий, а также презентации результатов). Проведение занятий может быть организованно в индивидуальной и фронтальной форме.

Основная идея курса в том, чтобы, обобщая физические знания, показать значимость науки в технике и техническом творчестве. Он относится, в большей степени, к прикладным элективным курсам. Физическая игрушка здесь выглядит как результат воплощения в практику физических знаний, либо как их иллюстрация. Предполагается, что после прохождения элективного курса ученик будет более чётко понимать взаимосвязь явлений, которые происходят в окружающем мире, и приобретёт конкретные практические навыки. Курс по длительности 18 часов в 9-м классе, рекомендуется его проводить во второй половине учебного года один раз неделю.

Программа предполагает углубление, расширение и обобщение теоретической части основных тем, изучение которых заканчивается в 9 классе. Это: “законы динамики”, “силы в механике”, “статика”, “гидро-аэростатика”, “элементы “аэродинамики”, “законы сохранения механической энергии и импульса”, “электромагнитные волны”, “световые явления”. Обобщение материала по темам должно проходить, в основном, на качественном уровне. Повторяя и углубляя знания по различным разделам на теоретическом уровне, учащиеся решают задачи, в большей степени, с практическим содержанием. Программа опирается на базовый уровень и материал учебника для 9 класса “Физика-9” (авторы А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник), “Физика-7” и “Физика-8” (автор А. В. Перышкин).

Цель курса:

1. Дать учащимся возможность определиться с выбором профиля дальнейшего обучения.
  2. Формировать познавательные интересы учащихся к предмету, создавая положительную мотивацию к дальнейшему, более глубокому, знакомству с физической наукой, используя детскую игрушку как воплощение физических идей и знаний.
  3. Расширить знания по основным вопросам курса физики, формировать умения самостоятельной работы с различными источниками информации: глобальной сетью Интернет, учебной, справочной и технической литературой, в том числе научными журналами.

Основные задачи:

Способствовать развитию интереса к изучению физики, творческих наклонностей учащихся и практических умений при создании технических изделий.

1. Учить, на конкретных примерах, распознавать физические законы и явления, используемые в конструкциях-изделиях, подчёркивая общность законов науки и их универсальность.
  2. Познакомить учащихся с основами конструирования, учить создавать свои учебные и технологические карты изделий.
  3. Учить проектировать и создавать простейшие устройства: действующие модели, которые иллюстрируют, какое либо явление или закон, новые или изменённые модели игрушек. Кроме логического осмысления физических процессов на задачах с практическим содержанием, формировать умения рассчитывать элементы конструкции.
  4. Создавать условия для приобретения учащимися опыта участия в учебных дискуссиях, исследованиях, формировать навыки проектной и исследовательской деятельности.
  5. Учить детей выступать - защищать свою конструкцию, оформлять о готовом изделии описание (по разработанному шаблону), статью, брошюру.

Ожидаемые результаты данной программы:

1. Получить новые дополнительные знания по физике (вне базового курса);
  2. Приобрести и развить навыки самостоятельной работы с различными источниками информации (освоить способы анализа и отбора информации, приемов конструирования сообщения);
  3. Развить навыки решения качественных задач и выполнения заданий с элементами конструирования;
  4. Формировать умения участвовать в дискуссии, строить логическую цепь рассуждения, выбирать средства для решения поставленных задач;
  5. Определиться в выборе профиля обучения.

Тематическое планирование

№ п/п

Темы

Темы занятий Всего часов:18
1 Законы динамики 1
2 Силы в механике. 2
3 Статика. Законы статики.

Лабораторная работа №1 “Определение положения точки центр масс тела неправильной формы”.

2
4 Гидро-аэростатика. Элементы гидро-аэродинамики. 1
5 Закон сохранения импульса. Закон сохранения механической энергии.

Лабораторная работа № 2 “Проверка закона сохранения механической энергии. Определение потенциальной энергии растянутого резинового шнура”.

Учебные и технологические карты изделия.

Практическое занятие по изготовлению изделий.

4
6 Электромагнитные волны. Световые волны.

Лабораторная работа №3 “Изучение законов преломления света”.

Практическое занятие по изготовлению изделий.

Практическое занятие: “Составление описания прибора, изделия или готовой конструкции”.

5
7 Итоговое тестирование. Анкетирование. 1
8 Итоговая защита:
  • Теоретические проекты.
  • Самодельные физические приборы.
  • Самодельные изменённые игрушки.
2

Содержание программы

Тема 1. Законы динамики.

Инертность тел. Масса тела. Явление инерции. Законы Ньютона. Инерционные игрушки. Применение и учёт инерции в технике и природе.

Тема 2. Силы в механике.

Сила всемирного тяготения. Сила тяжести. Деформация тела. Сила упругости. Сила трения. Силы трения: скольжения, покоя, качения. Деформация тела. Виды деформаций. Сила упругости. Сила веса. Использование и учёт сил в технике и природе. Использование механических сил в игрушках. Двигатели гравитационные, ветряные, пружинные, электрические и их конструкторские особенности.

Демонстрации:

1. Двигатели: гравитационные, ветряные, пружинные, электрические.
  2. Зубчатая передача и её виды. Другие виды передач: ремённая, цепная, фрикционная.

Фронтальный эксперимент:

Измерение и расчёт жёсткости пружины.

Тема 3. Статика.