Элективный курс "Учимся писать изложение". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Пояснительная записка

Программа элективного курса “Учимся писать изложение” - новая модель современного школьного курса для учащихся 9-го класса. Рассчитана на 16 часов (вторая и третья четверти).

Программа включает в себя:

  • теоретический материал
  • практический материал (работа с текстом)
  • вопросы и задания занимательного характера.

Программа курса содержит пять разделов, которые постепенно тренируют учащихся в чтении текстов, в слушании их и запоминании, в умении письменно и устно передавать прочитанное и услышанное. Для этого в каждом разделе предусмотрены задания по работе с текстами-оригиналами, а затем и с самими изложениями самих учащихся. Среди заданий предлагаются и игры.

Каждый раздел завершается промежуточным зачетом, подводящим итоги и контролирующим умения и навыки учащихся.

В последних разделах курса имеется ценная информация по критериям оценки изложений, рассматриваются типы ошибок.

Вид элективного курса - вспомогательный.

Принцип построения курса – вариативность.

Цель – помочь учащимся в подготовке к экзамену по русскому языку в форме изложения.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • знать, что такое изложение;
  • уметь правильно читать;
  • знать стили и типы речи, уметь определять их;
  • уметь составлять план текста (сложный и простой);
  • уметь писать изложения сжатые и подробные;
  • уметь письменно высказывать свое мнение, то есть давать ответ на вопрос к тексту;
  • знать основные виды речевых и грамматических ошибок, стараться их недопускать;
  • знать требования к изложению.

Содержание курса

Раздел 1. Что такое изложение? (3 часа).

  • Чтение. Виды чтения. Как нужно читать. Слушание. Виды слушания. Виды восприятия текста при слушании.

Раздел 2. Стили и типы речи (4 часа).

  • Научный стиль
  • Официально-деловой
  • Художественный
  • Публицистический
  • Разговорный
  • Типы речи – описание, повествование, рассуждение.

Раздел 3. Составление плана (3 часа).

  • Умение пересказывать
  • План – самая краткая запись
  • Принципы составления плана
  • Виды плана

Раздел 4. Изложение сжатое и подробное. Изложение полное, выборочное, с дополнительным заданием (2 часа).

Раздел 5. Ошибки, которые подстерегают…(3 часа).

  • Ошибки в содержании изложения
  • Речевые ошибки
  • Грамматические ошибки
  • Орфографические ошибки
  • Пунктуационные ошибки.

Раздел 6. Требования к изложению (1 час).

Рекомендуемая литература:

  1. Дейкина А.Д, Пахнова Т.М. Изложение – аттестационная форма контроля. - М, 1996.
  2. Мартынова Л.А. Подготовка к экзаменационному изложению в 9 классе. – М, 2005.
  3. Рыбченкова Л.М. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. – М, 1998.
  4. Соловьева Н.Н. Изложение без шпаргалки. – М, 2005.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

Творческие способности – это способности, определяющие успешность создания предметов материальной и культурной духовности, производства новых идей, открытий, изобретений, словом, индивидуальное творчество в различных областях деятельности.

Можно выделить компоненты структуры творческих способностей:

  • Способность самостоятельно переносить знания, умения в новую ситуацию;
  • Способность видеть новые проблемы в знакомой ситуации;
  • Способность самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новый;
  • Способность находить разные способы решения проблемы и альтернативные доказательства;
  • Способность строить принципиально новый способ решения проблемы, являющийся комбинацией известных.

Эти творческие способности проявляются неодновременно при решении той или иной проблемы, а в различном сочетании и с разной силой.

Но как же можно развивать творческие способности? Какие нужно создать для этого условия?

Условия развития творческих способностей учащихся на уроках литературы.

Творческая деятельность учащихся нуждается в психолого-педагогическом сопровождении учителя. Сформулируем условия, способствующие развитию творческих способностей учащихся:

Организация труда самих школьников, развитие их активности – предусматривает проведение практических работ учащихся (чтение художественных произведений, практические задания при анализе произведений).

Преподавание литературы (специфического отражения жизни и средства ее познания) требует от учителя углубления и расширения жизненного опыта учеников. Необходимо обеспечить богатство и разнообразие читательского опыта детей, наблюдения над мастерством писателя, знания теории литературы, анализ произведений.

Творческие способности учащихся успешно развиваются, когда систематическое изучение и практическое усвоение теории литературы сочетаются со знакомством с разными видами искусств при пристальном внимании к их специфике.

Следующим важным условием является предоставление детям известной свободы творчества, выражающуюся в свободе выбора способов работы, последовательности операции, возможности предъявления различных вариантов ответов.

Очень важно дать почувствовать учащимся жизненную необходимость работы.

Деятельность, в которую учитель включает детей, должна быть разнообразной, увлекательной; для этого необходимо чередовать, например, разные виды анализа художественного произведения, разные виды работ систематического характера.

Помощь учителя: самое важное здесь заключается в том, чтобы не превратить помощь в подсказку; нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать. В случае необходимости школьника надо “отправлять” к тексту произведения.

Учитель должен вызвать у детей творческий поиск, который заключается в осознании противоречия между имеющимися проблемами в решении определенной задачи и их собственным опытом. Учащийся становится перед необходимостью создать новую, но не имеющуюся в его опыте схему решения, новую систему способов действий.

Превращение анализа художественного произведения в творческий процесс. Для этого необходимо использовать практические задания эвристического характера, которые позволяют развивать творческие способности учащихся.

Практические задания эвристического характера на уроках литературы как средство развития творческих способностей учащихся.

Практические задания эвристического характера, включаемые в процесс обучения – это такие задания, которые выполняются без непосредственного участия учителя или с небольшой помощью по его заданию в специально отведенное для этого время. При этом учащиеся стремятся достигнуть поставленную в задании цель, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме творческую активность в создании нового материала.

В практических работах школьникам необходимо применить полученные знания. В процессе выполнения практических заданий учащиеся достигают большей ясности в понимании изучаемых явлений и связей между ними, большей прочности в усвоении знаний.

Важен инструктаж, который проводится учителем перед началом практических заданий в устной, письменной, наглядной форме; в ходе инструктажа разъясняются цель и значение предстоящей практической работы.

В зависимости от того, насколько учащиеся владеют необходимыми умениями, указывается на способ осуществления задания.

Когда ученик понял, что от него требуется, он составляет план действий и выполняет задание.

Выполнив задание, ученик, сам по собственной инициативе проверяет свою работу и оценивает ее, то есть осуществляет самоконтроль и самооценку.

Теперь нужно обратиться к тем видам практических заданий, которые можно использовать на уроках литературы.

Особенностью этих работ является то, что они применяются в связи с чтением рассказов, их анализа и размышлениями детей по поводу этих рассказов.

Виды практических заданий эвристического характера при анализе рассказов.

Самостоятельный поиск ответов на вопросы на основе прочитанного текста. Здесь последовательно вводятся вопросы следующих типов:

  • вопросы, требующие описания действий;
  • вопросы, требующие описания внешних данных предмета;
  • вопросы, требующие классифицировать предметы;
  • вопросы, требующие группировки предметов или выяснения связей между ними по пространству, по времени;
  • вопросы, требующие сравнения двух предметов;
  • вопросы, требующие оценки предмета или явления;
  • вопросы, требующие характеристики действующего лица;
  • вопросы, требующие установления отношений между действующими лицами;
  • вопросы, требующие обобщения ряда признаков, фактов;
  • вопросы, требующие доказательства или опровержения мысли.

Составления плана рассказа. Последовательность приемов:

  • составление картинного плана с заголовками;
  • составления плана с заголовками в форме вопросов;
  • составление плана с заголовками в виде выражений, взятых из рассказа;
  • составление плана с заголовками в виде назывных предложений.

Подготовка к рассказу:

  • рассказ о развернувшихся действиях, событиях;
  • рассказ о событии и выражении идеи.

Творческий пересказ – трансформация текста с целью его переосмысления:

  • с изменением последовательности событий;
  • с дополнением содержания текста (включение описания места, действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста);
  • пересказ от лица героя произведения или от своего лица.

Графическое или словесное рисование, а именно, анализ иллюстраций.

Музыкальное иллюстрирование:

  • чтение и анализ отрывка рассказа, который будет иллюстрироваться музыкальным произведением;
  • прослушивание музыкальных отрывков;
  • осуществление детьми выбора музыкального отрывка, аргументация.

Данные формы практических заданий на уроках литературы можно считать творческими, так как они предполагают интерпретацию литературного текста. Интерпретируя какой-либо рассказ, ученики осуществляют творческую деятельность. И те перечисленные формы практических заданий также являются творческими видами деятельности, и, следовательно, служат средством развития творческих способностей.