Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: "В гости к зиме" (с использованием мультимедийных технологий)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой.
  • Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, умение анализировать, обобщать.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Экран, мультимедийный проектор, компьютер;
  • Презентация к уроку (Приложение 1);
  • Природа, человек, общество. Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе. “Вентана - Граф”, 2004.
  • Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 кл.- М.: Просвещение, 2006.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.

А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:

Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)

- Я вас приглашаю в гости к зиме. (Слайд 2)

Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая) (Слайд 3)

- Что относится к неживой и к живой природе?

(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа.

Растения, животные, человек - живая природа.)

- Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.

III. Изучение нового материала.

- Прежде, чем отправиться в путешествие, узнаем сводку погоды.

1. Сообщение синоптиков.

а) Прогноз погоды на сегодняшний день.

(Сегодня пасмурно, температура воздуха +7°, осадков нет, ветер слабый.)

б) Народные приметы.

  • Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.
  • Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.
  • Дым столбом - к морозу.
  • Кошка на печи - к стуже, кошка на полу – к теплу.
  • Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.
  • Холодная зима – жаркое лето.

- А теперь в путь!

2. Зимние месяцы.

- В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)

  • Декабрь – “ветрозим”, полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.
  • Январь –“студень”, самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.
  • Февраль-“лютый”, “снежень”, “бокогрей”. Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: “Вьюги да метели под февраль прилетели”.

3. Неживая природа зимой.

- Как вы думаете, когда наступает зима?

- По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

Зима на Ставрополье.

В нашем крае зима длится 80-105 дней. Средняя температура января -3°, -5° С.

Часто бывают продолжительные оттепели, когда температура может достигать +21°С. Самая низкая температура -38°С наблюдалась в селе Красногвардейском.

Зимой в крае преобладает облачная погода. Осадков выпадает немного, т.к. холодный воздух содержит мало влаги. Осадки часто сопровождаются метелями. Снежный покров невелик и обычно неустойчив.

Зимой в крае обычны густые туманы, изморозь, гололёд. Наиболее часты эти явления в районе Кавказских Минеральных вод.

4. Просмотр видеосюжета. (Слайд 4)

- Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)

- Из чего состоит снег? (Из снежинок.)

- Рассмотрите разнообразные снежинки. (Слайд 5)

 - Как образуется снег, расскажет ученица.

Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

5. Зимние явления природы. (Слайд 6)

  • оттепель
  • гололедица
  • снегопад
  • метель
  • изморозь

Работа с учебником. Чтение учащимися текста “Неживая природа зимой” (с.132-133).

Беседа по прочитанному. (Слайды 6-11)

6. Игра “Хлопки”.

- Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь,

прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.

7. Разгадайте кроссворд. (Слайды 13-22)

По горизонтали:

2. Обильное выпадение снега называют…

4. Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года.

6. Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах.

8.

Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.

По вертикали:

Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка изо льда. Это явление называется…

3. Шуба бела - весь свет одела.

5.О чём эта пословица: “Сам бежит, а стоять не велит”.

7.Снегопад при сильном ветре называется…

Ответы:

По горизонтали: 2. Снегопад. 4. Оттепель. 6. Изморозь. 8. Зима.

По вертикали: 1. Гололедица. 3. Снег. 5. Мороз. 7. Метель.

IV. Зимняя жизнь растений.

– На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы.)

- Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.) (Слайд 23)

- Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют. (Слайд 24)

 - Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.

Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.

- Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. (Слайд 25)

- Какую роль выполняет снег для этих растений?

(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)

- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.

V. Физкультминутка. (Слайд 26)

Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.

1. Секреты животного мира.

– На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) (Cлайд 27)

 - О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.

- Отгадайте загадку: (Cлайд 28)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)

(Cлайды 29-30)

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

(Слайд 31)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

(Слайд 32)

 Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.

Берлогу – яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

(Просмотр видеосюжета о медведе.)

Загадка: (Слайд 33)

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало -
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса )

(Слайд 34)

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками нег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

(Слайд 35)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)

(Cлайды 36-37)

У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

2. Рассказ учителя о зимней жизни зверей:

3. Это интересно!

Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.

Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах.

Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.

Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.

4. Догадайтесь, чьи следы на снегу. (Слайд 43)

5. Игра “Расселите животных по домикам” (Слайд 44)

  • Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.
  • Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.
  • Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

6. Жизнь птиц зимой.

- Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?

- Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

- Назовите зимующих птиц. (Слайды 45-46)

(Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, грач, сорока, ворона)

Рассказ учителя о клестах. (Слайд 47)

Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.

Сообщение ученицы о синичке. (Слайд 48)

 Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.

(Просмотр видеосюжета о синичке.)

- Чем питаются птицы зимой? (Слайд 49)

  • Пшено, просо, овёс, пшеница;
  • Семена подсолнечника;
  • Ягоды рябины, боярышника;
  • Семена клёна, ясеня;
  • Шишки, жёлуди, орехи;
  • Хлеб, хлебные крошки.

- И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

Стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой” читает ученица. (Слайд 50)

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

- Какую пользу приносят птицы? (Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)

- Что произойдёт, если не будет птиц?

7. Как зимуют рыбы. (Слайд 51)

Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения.

Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.

Поляна “Народной мудрости”.

- Много народ сложил пословиц и поговорок о зиме, а какие знаете вы?

  • Зимний денёк с комариный носок.
  • Хороший снежок урожай сбережёт.
  • В зимний холод всякий молод.
  • Снегу надует – хлеба прибудет.
  • Не тот снег, что метёт, а что сверху идёт.
  • Мороз велик, да стоять не велит.
  • И в сильный мороз работа согреет.
  • Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
  • Новый год – к весне поворот.
  • Береги нос в большой мороз.

Стихотворение И.Сурикова “Зима” читает ученица.

VIII. Итог урока.

- Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?

- О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?

- Сегодня мы побывали в гостях у зимы, надеюсь, что скоро зима сама к нам в гости придёт.

XIX. Домашнее задание.

Прочитать статью в учебнике – с. 130-137.

Подготовить сообщения о жизни зверей и птиц зимой.

Сделать рисунок “Красота зимы” (по желанию).

Литература:

  1. Клепинина З.А.Природоведение.3 кл. – М.: Просвещение,1991.
  2. Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И.Окружающий мир. 2 кл.- М.: “ВАКО”,2005.
  3. Физическая география Ставропольского края / Под ред. Савельевой В.В. и др.- Ставрополь, 2003.

Информационные ресурсы:

  1. http://www.floranimal.ru/index.php
  2. http://www.rbcu.ru/index.html