Использование педагогического наследия А.С. Макаренко в процессе воспитания несовершеннолетних осужденных в общеобразовательной школе Мариинской воспитательной колонии

Разделы: Общепедагогические технологии


Вот уже несколько поколений педагогов читают и перечитывают “Педагогическую поэму” и прозу жизни Антона Семеновича Макаренко – великого педагога-гуманиста, талантливого писателя, ученого и практика, автора теории коллективного воспитания, начальника колонии несовершеннолетних правонарушителей им. М. Горького и коммуны им. Ф.Э. Дзержинского. Его творческая деятельность относится к первой половине XX века. Но до сих пор не стихают споры о Макаренко-педагоге и, в частности, о том, нивелировал ли он несравненную человеческую личность, ориентируясь в своей работе только на коллектив. Многое в нашей стране изменилось за эти годы. Менялись государственные образовательные стандарты, концепции воспитания, программы обучения, однако идеи А.С. Макаренко остаются актуальными и сегодня. Чем больше читаешь Макаренко, тем глубже понимаешь, что все его идеи, книги и статьи объединяет мысль: для воспитания и развития человека необходимо пользоваться разумно отобранными средствами. Для Макаренко были важны следующие психолого-педагогические методы: метод переубеждения – воспитаннику предоставляются убедительные аргументы, его включают в критический анализ своих поступков; метод переучивания – чтобы включить воспитанника в новый нравственный опыт, требуется предварительная организаторская работа; метод переключения – занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью; метод “взрыва” - педагогический прием представляет сильное педагогическое воздействие.

Образовательная среда, спроектированная Макаренко, предусматривает широкие полномочия детского самоуправления: общего собрания, совета командиров, различных комиссий и т.д. “Школа должна быть единым коллективом, в котором организованы все воспитательные процессы, и отдельный член этого коллектива должен чувствовать свою зависимость от него – от коллектива, должен быть предан интересам коллектива, отстаивать эти интересы и в первую очередь дорожить этими интересами”.

Особенность школы закрытого социума заключается в том, что ученики как бы существуют в двух пластах: осужденные в воспитательной колонии и обучающиеся в школе. Задача обоих учреждений едина: “…формирование у них (осужденных) уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения” (“Уголовно-исполнительный кодекс РФ”, ст.9, ч.1). В условиях специальной школы воспитательная функция, безусловно, превалирует над общеобразовательной. Итак, цели у обоих учреждений едины, но средства значительно разнятся. Так, основным методом воспитания является порицание, заключающееся преимущественно в установленном порядке исполнения и отбывания наказания (так называемом “режиме содержания”). Среди прочих средств воздействия на осужденных – “воспитательная работа, общественно-полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие” (УИК РФ, ст.9, ч.2). Из вышеизложенного следует, что получение образования является одним из средств исправления осужденных. Согласно ст. 109 УИК РФ… “Воспитательная работа с осужденными направлена на… повышение их образовательного и культурного уровня”. Выполнение этих функций – прямая задача школы. Доминировать в этих условиях помимо правового, должно нравственное воспитание. Эффективности работы школы, естественно, способствует и тот факт, что “Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления” (УИК РФ, ст.112, ч.4). Отсюда вытекает актуализация перехода на гуманистическую парадигму образования. “Серая масса” осужденных должна превращаться в стенах школы в ряд личностей, пусть не однозначно позитивно направленных, но личностей. В школе осужденный должен исчезать: в ней появляется обучающийся.

Важнейшее средство для коррекции воспитания – продуктивные технологии, представляющие подросткам возможность проявить себя, убедиться в своих способностях к какой-либо деятельности.

В нашей школе вот уже несколько лет работает Совет старшеклассников – орган ученического самоуправления, призванный активно содействовать становлению коллектива школьников, формированию у каждого из них осознанного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям. Совет принимает активное участие в организации трудовых дел, внеклассных, общешкольных мероприятий, а также в формировании сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. В совете работают комиссии: учебная, трудовая, досуговая, спортивная, информационная. Целью деятельности совета является развитие лидерской одаренности в различных направлениях жизни и деятельности, осознание своей социальной роли в обществе. Задачи совета: формирование деятельного творческого коллектива воспитанников; воспитание у мальчишек коммуникативных навыков, умения находить в жизни радость; содействие повышению уровня культуры, исходя из таких категорий, как добро, красота, культура дисциплины. В каждом классном коллективе организована работа совета. Во время учебного года каждый воспитанник пробует свои силы и возможности в работе совета.

Беря во внимание педагогическую систему развития инициативности воспитанников, мы практикуем тот “стажной список”: педагогический коллектив реализует деятельностный подход к воспитанию, организует работу с детьми так, чтобы все учащиеся в течение учебного года побывали в роли руководителя, “командира”, периодически выполняли очень серьезные и ответственные поручения (дублер классного руководителя, ответственный дежурный, дневальный по школе, руководитель хозяйственной службы и др.). Все это помогает адаптироваться, самоутвердиться, почувствовать себя личностью, научиться принимать решения, брать на себя ответственность, управлять другими людьми. Даже маленький успех воспитанника, ответственно выполненное задание, призовое место в олимпиаде, спортивном состязании, творчестве всегда заслуживает похвалы. Публично подчеркиваем индивидуальную динамику достижений учащегося, выражая тем самым признание, показываем социальную ценность каждого в коллективе. Это поднимает воспитанников в глазах окружающих, обеспечивает условия для успешной самореализации, самоутверждения, создает соответствующую мотивацию личностного развития. Мы никогда не сравниваем воспитанников, а только результаты их деятельности. Наши воспитанники очень любят повторять слова, выражающие принцип восточной педагогики: “Сравни себя с собой вчерашним!”.Познавательные и творческие потребности подростков удовлетворяются в различных кружках и клубах, здесь же развивается их стремление к самоактуализации.

Макаренко рассматривал развитие инициативности воспитанников в контексте коллективного воспитания. Мы, в свою очередь, следуя ему, воспитываем умение выбирать “правильное поведение, наиболее полезное для коллектива” в самых разных условиях, и отстаивать свою точку зрения, “находить в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности” Схематически этот процесс мы представляем так: (Приложение 1).

Несмотря на то, что осужденный подросток находится в режимном учреждении, школа не должна “угнетать” его, в ней ему должно быть тепло и комфортно. Он должен чувствовать себя раскрепощенно. Это даст возможность подростку поверить в себя. Необходимость “украшения школьного коллектива внешним образом” подчеркивалась Макаренко, и эта проблема им активно решалась в не менее сложной экономической обстановке. Современный дизайн образовательной среды, без сомнения, имеет важнейшее значение в личностном развитии не только школьников, но и самих педагогов.

“Коллектив надо украшать внешним образом. Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым долгом всегда строил оранжерею, и не как-нибудь, а с расчетом на гектар цветов. Как бы дорого это не стоило…

…Я на внешность обращал первейшее внимание… Мои коммунары были франты… Они были очень приветливыми, вежливыми…Ко всем педагогическим устремлениям, которые у вас есть, прибавьте миллиарды этих мелочей” (1988, с.246). Пожалуй, к призыву Антона Семеновича просто нечего добавить.

Одной из проблем перевоспитания подростков, находящихся в местах лишения свободы, является их затянувшийся инфантилизм. Причины: неумение взаимодействовать с окружающим миром, неспособность самостоятельно выбрать свой вариант поведения из предложенных жизнью, боязнь окружающей действительности, ожидание от нее страданий, неуверенность в себе, нежелание простроить свою будущую жизнь, сделать ее созидательной, счастливой. Использование педагогической технологии воспитания счастливого человека в школе (авторы Щуркова Н.Е., Павлова Е.П.) позволяет профессионально формировать у подростков способности быть счастливым, верить в себя, в свои возможности; готовить воспитанников к социальной адаптации после освобождения. Условно восхождение человека к счастью и проживание всех его разновидностей можно представить следующим образом: (Приложение 2).

Расставляя педагогические акценты, мы стараемся так организовать деятельность воспитанников, чтобы они “проживали”, испытывали состояние счастья, радости, осознавали счастливые моменты жизни, учились быть счастливыми в повседневной жизни. Подростки в течение года “проживают” все разновидности счастья: “счастье бытия”, “счастье бытования”, “счастье общения”, “счастье созидания” и “счастье преобразования”. В методической корзине педагога имеется целый набор методов, приемов и форм работы: тренинги, упражнения, психолого-педагогические игры, игровые методики “Калоши счастья”, “Волшебный стул”; составление проектов “Моя планета счастья”, чтение и обсуждение притч, преданий, легенд, художественной, публицистической, мемуарной, исторической и психологической литературы; интеллектуальные разговоры о феномене счастья: “Стремление к счастью – это стремление стремлений” (Л.Фейербах), “Счастье – это состояние души” (К.С.Станиславский), конференция “Что есть счастье”, беседы “За гранью счастья” и др.; конкурсы рисунков, вернисажи “Мы рисуем счастье”, “Счастливые люди”; сочинение “ Самый счастливый день в моей жизни”, дописывание незаконченных предложений: “Я бываю счастлив, когда…”, “А много лет спустя…”, “Как хорошо, что однажды…” и др.; а также клубы интересных встреч, выставки прикладного искусства, изделий народных промыслов. Личностному развитию потенциала способствует участие во взрослом, серьезном деле, каковым является выпуск школьной газеты “Наш голос”, которую читают осужденные в других учреждениях УИС Кузбасса и родители наших воспитанников. Учащиеся в процессе создания газеты не только совершенствуют коммуникативные навыки, творческие способности, овладевают нормами литературного языка, а еще и регулярно представляют свою личностную позицию на суд окружающих, публично выражая свой взгляд на жизнь.

Это помогает самоутверждению, пересмотру нравственных ориентиров, формированию гражданской активности подростков. В газете представлены разные жанры (информационные, аналитические, художественно-публицистические). Наиболее распространенными являются такие, как: информационные и критические заметки, интервью, очерк, письмо, статья, рассказ, стихотворение, эссе.

Серьезное значение придаем подготовке материалов, которые печатаются в рубрике “Мысли на досуге”, в них подростки как бы сверяют свои жизненные “часы”. Не раз в газете они размышляли о жизни прошлой и настоящей. Здесь мы часто читаем “исповеди”, “раскаяния” воспитанников о “горьких” уроках своей жизни, о несбывшихся мечтах, о прозрении, оплаченном “дорогой ценой” лишения свободы.

“Считаю, что совершил преступление из-за своей глупости…. Как говорят, близок локоть, да не укусишь. Когда освобожусь, хочу снова пойти в спорт, может быть даже в большой….” (Селиванов В.).

“В местах лишения свободы я осознал, что я наделал” (Ситько И.).

“Я хочу извиниться, в первую очередь, перед своей матерью, попросить у нее прощение за боль и слезы, пролитые из-за меня” (Жернаков Д.).

Воспитанники часто рассуждают о том, как добиться условно-досрочного освобождения, как жить после освобождения, чтобы не вернуться назад в ВК, как не испытать на себе “вкус” криминальной романтики в ИК. Газета позволяет им высказаться о межличностных отношениях в отряде, о культуре общения, поведения. Подростки не раз поднимали захлестнувшие молодежь проблемы наркомании, алкоголизма, СПИДа.

“…задумался о жизни на свободе, о будущем своем. Решил: нужно делать все, чтобы доказать, что я могу сам изменить себя…” (Носков С.).

“…Я себе поставил цели в жизни…, постараться не сталкиваться с наркотиками…. Когда выйду, постараюсь больше “не колоться”, так как у меня есть к чему стремиться: это моя семья и девушка…” (Овчинников М.).

Самое главное, газета как бы “выпрямляет” ребят. Мы не просто делаем газету, а создаем условия для саморазвития, самореализации, самокоррекции их поведения.

“Надо понять одно, что мы сами создаем вокруг себя и чистоту, и порядок, и правила поведения и отношение к нам”. (Черемисинов П.).

“Хватит плыть по течению! Я просто устал от окружающей серости и безразличия…, люди перестали любить и уважать не только ближнего, но и самого себя. Очень хочется, чтобы все было по-другому” (М. Потапов).

Газета также способствует социализации личности. Участие в позитивной деятельности побуждает воспитанников к осознанию ответственности за порученное “взрослое” дело, за каждое написанное слово, заставляет анализировать свои действия, быть честными и справедливыми по отношению к другим, критически оценивать происходящее, давать объективную и субъективную оценку, принимать собственные решения, делать нравственный выбор. В условиях замкнутого круга общения газета позволяет подросткам почувствовать себя людьми, с мнением которых считаются, ими интересуются, их выслушивают, а “выращенное” у многих чувство собственного достоинства становится тем стержнем, на котором держатся все позитивные изменения личности. О положительном влиянии газеты на личность воспитанника свидетельствуют такие факты, что за два года издания газеты более 20-ти учащихся, бывших активных корреспондентов, освободились из воспитательной колонии условно-досрочно. Ализарчик А., начинавший свою жизнь в колонии как отрицательно характеризующийся, был первым редактором газеты, председателем первого отряда, стал обладателем премии “Лучший учащийся школы ВК УИС Министерства юстиции Российской Федерации”, вошел в десятку лучших учеников ВК – 2003г. в России.

Данилов А. принял участие в пятой Международной музейной бьеннале в г. Красноярске и занял третье место в конкурсе-выставке “Свобода, которую я выбираю”.

Пилипчук А., редактор газеты, принимая участие в первом этапе конкурса школьных сочинений “Жизнь – по Корчагину” (к 100-летию со дня рождения Н.Островского), проведенном Союзом писателей и Международным Союзом благотворительных общественных организаций “Мужество и Гуманизм” в рамках русско–белорусско-украинской акции “Мужеству – жить!”, занял второе место в номинации “Сочинение” (сентябрь 2004 г.).

Рева Алексей, редактор газеты в 2004 г. принял участие в конкурсе школьных сочинений в рамках Международной акции “Товарищ, верь!..” Союза писателей России, общества “Наследие декабристов”, Межрегионального Фонда “Славомир”.

В 2004 г. школа стала лауреатом Всероссийского конкурса школьных изданий в номинации “На острие проблемы”.

Педагогические идеи и взгляды А.С. Макаренко актуальны и сегодня в процессе исправления несовершеннолетних осужденных, они востребованы и находят применение в практике работы педагогов школы. Определяя основные принципы духовно-нравственного развития воспитанников, подготовки их к жизни в открытом социуме, наш педагогический коллектив постоянно обращается к его работе “Педагогическая поэма”. Где Макаренко доказал, что воспитательский коллектив, коллективная организация жизни и деятельности колонистов – это самый эффективный метод воспитания личности, индивидуальности каждого воспитанника.

Подводя итог, можно сказать, что четкая, продуманная организация детской жизни, нацеленная на воспитание достойного гражданина Отечества, позволяет добиваться позитивного результата, когда, по словам Макаренко, “в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива, в новых формах дружбы и дисциплины” рождается новая педагогика.