Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий "Накануне дуэли". Драма в одном действии

Разделы: Внеклассная работа


Накануне дуэли.

Драма в одном действии

Действующие лица

  • Первый ведущий
  • Второй ведущий
  • Хозяйка бала
  • Хозяин бала
  • Молодой человек
  • Первая дама
  • Вторая дама
  • Третья дама
  • Пушкин А.С.
  • Недоброжелатель
  • Недоброжелательница
  • Мужчины
  • Воронцова Елизавета Ксаверьевна
  • Наталья Николаевна
  • Дантес

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Явление первое

Сцена. На ней два ведущих. От портрета А.С.Пушкина, спроецированного на экран, ведущие идут к зрителям с томиками стихов в руках.

Первый ведущий. Добрый день, дорогие друзья!

Второй ведущий. Здравствуй, мой современник!

Первый ведущий. На дворе 21 век. И среди дот, мелькающих на календаре, есть одна, особенная дата , 6 июня - день рождение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Второй ведущий. Два столетия разделяют нас с ним. Но чем дальше он уходит от нас, тем ближе и дороже становится.

Первый ведущий. Пушкин всегда современен. Пушкин и сегодня близок и дорог нам.

Второй ведущий.

Девятнадцатый век.
Он как будто за тонкой стеной.
Динь-динь-динь колокольчик-
В Тригорское, Болдино, Линцы.
Петербург и Москва,
Размышленья о жизни иной,
Декабристы, дуэли.
Доносы, балы, разночинцы.

Первый ведущий. Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого столетия. Приятное времяпровождения, поиски женихов и невест. Последние светские новости и сплетни. И мы приглашаем вас, дорогие друзья, на бал пушкинской поры.

Второй ведущий. Бальный сезон начинался осенью и разгорался зимой. Лунный свет заливает улицы, сыплет пушистый снег. А из особняка доносятся звуки музыки.

(Ведущие разворачиваются к сцене, раскрывают томики стихов Пушкина и читают):

Первый ведущий.

Глухая полночь.
Строем длинным
Осеребрённые луной
Стоят кареты на Тверской
Пред домом пышным и старинным.

(Звучит “Полонез” на фоне танца).

Второй ведущий.

Пылает тысячью огней обширный зал,
С высоких хоров ревут смычки, толпа гостей,
Гул танца с гулом разговоров…

(Читает на фоне звучащего “Полонеза”.

Явление второе

Зала, где походит бал. Хозяева и гости.

Хозяйка бала. Кажется, всё в порядке, дорогой: гости прибыли, все в прекрасном расположении духа.

Хозяин. Как много нынче молодёжи! Надеюсь, скучать им не придётся

Хозяйка бала. Почему-то до сих пор нет молодой четы Пушкиных. Неужели этот светский ветреник не порадует наше общество своей красавицей-женой?

Хозяин. Да, жёнка Пушкина – очень милое творение. Верно, говорит Жуковский, “и душа, и жизнь, и поэзия Пушкина в выигрыше от этого союза”. Но где же они?

(Уходит в глубину сцены, берёт бокалы и проходит ко второму микрофону).

Разговор двух дам.

Первая дама. Ты слышала, Пушкин женился! Венчание состоялось в церкви Большого Вознесенья. Говорят, он очень счастлив.

Вторая дама. Неужели? Долго же ему пришлось идти к этому. История сватовства тянулась около двух лет.

Первая дама. Да. Госпожа Гончарова боялась отдать свою дочь за человека, который имел бы несчастье быть на дурном счету у государя.

Вторая дама. Говорят, он даже обратился с письмом к шефу жандармов графу Бенкендорфу, прося выдать ему вроде свидетельства о благонадёжности.

Первая дама. Чего не сделаешь ради любви?! Но госпожа Гончарова тоже хороша! Скупа до чрезвычайности, злобна и сварлива. Я слышала, что она третировала Пушкина, устраивала оскорбительные сцены, заставила жениха выдать под видом заима 11-ти тысяч для покупки приданного.

Хозяин бала с молодым человеком с бокалами в руках у второго микрофона.

Молодой человек. Ты видел Александра?

Хозяин. Нет, после женитьбы он не очень жалует наши мальчишники.

Молодой человек.

А раньше он не прочь был бы покутить вместе с нами. Помнишь, как бывало? Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жёны, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!

Хозяин (продолжает)

Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы! Да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари.
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

(Поворачивается к гостям, видит входящую Воронцову, отдаёт бокал товарищу и спешит ей на встречу).

О, госпожа Воронцова, рады видеть вас в добром здравии! (Провожает её к гостям)

Разговор двух дам, потом подходит третья.

Первая дама. Посмотрите, как всё ещё хороша Аннет. Интересно, как она встретила весть о женитьбе Пушкина. Ведь, говорят, у них был роман, и не шуточный.

Вторая дама. Не знаю, как насчёт романа, но их случайная встреча в Тригорском у Осиповой в 25 году не прошла бесследно. Керн утверждает, что именно тогда было написано и подарено ей стихотворение “Я помню чудное мгновенье”.

В разговор вступает третья дама.

Третья дама. Возможно, стихотворение и было написано, но можно ли верить поэту, тем более такому ловеласу, как Пушкин! Ни одну хорошенькую барышню не оставит без внимания. Согласитесь, что и на сегодняшнем балу немало таких, в чьих альбомах есть послания этого пиита. “… Гений чистой красоты…” Всё это лишь воображение и ничего более.

Вторая дама. Но стихи получились замечательные! (Читает на фоне скрипки стихитворение “Я помню чудное мгновенье”)

Третья дама. Боже, какая ты наивная мечтательница!

Хозяин.

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Где же Пушкин?

На фоне мазурки в зале появляется чета Пушкиных. Шёпот: “Пушкин! Пушкин!” Хозяева спешат им навстречу.

Хозяин. Возможно ли прятать такую красавицу от других!

Пушкин. Да, я женат и счастлив, одно желание, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь.

Сзади подходит пара из гостей

Недоброжелательница. Похоже не только вы изменили нам после женитьбы, но и ваша муза изменила вам?!

Недоброжелатель. Как объяснить ваше обращение к прозе? Все эти “Выстрелы”, “Метели” с их будничностью и примитивностью сюжета? Исписались, сударь?

Пушкин.

Я возмужал среди печальных бурь,
И дней моих поток, так долго мутный,
Теперь утих дремотою минутной
И отразил небесную лазурь.

Недоброжелатель. Ах, вот оно как! А может быть…

Хозяйка бала. (Прерывая назревающий скандал). Господа, господа, внимание! Прошу внимания! Наша племянница Надин со своими кузенами приготовила сюрприз. Вам представляется заключительная сцена из романа “Евгений Онегин” нашего уважаемого Александра.

(Гости рассаживаются. Хозяин помогает актёрам расставить декорации. Звучит сцена объяснения Татьяны с Онегиным)

После представления все хлопают, дамы подходят к актёрам с репликами: “Ах шарман, шарман!”, “Вы великолепны, сударыня!”, “Ах, Мишель, каков Мишель! Мужчины берут бокалы и окружают Пушкина.

Разговор между мужчинами у первого микрофона.

Первый мужчина. Поздравляю! В вашем “Онегине” сама жизнь во всех её проявлениях.

Второй мужчина. Мы видим себя, смотрим на свои причуды.

Третий мужчина. Слышал, Раевский роман бранит. Ожидал романтизма, нашёл сатиру и цинизм.

Пушкин. Знаю, уже эпиграммы появились и на меня, и на роман.

Четвёртый мужчина. А язык!!! Те, кто ругают роман, спешат с выводами, спешат!

Пятый мужчина. И всё-таки мне в вас больше нравится другое. Конечно, вы мастер в искусстве страсти нежной, но как смелы и дерзки в эпиграммах:

Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

Четвёртый мужчина. Боже мой, но ведь это пахнет каторгой?! (Мужчины смеются и расходятся, ставя бокалы на поднос, на катильон.)

Звучит музыка. Воронцова проходит к микрофону. Монолог на фоне танца и разговаривающего Пушкина с хозяином. В это время Дантес подходит к сидящей в глубине зала Наталье Николаевне и начинает ухаживание, передаёт записку.

Монолог Воронцовой. Однако, как это тяжело и грустно! Он уже не тот юноша, но всё так же обаятелен, подвижен и влюблён… влюблён в свою Натали, как, возможно, тогда был влюблён в меня. А кольцо с сердоликовым восьмиугольным камнем он всё ещё хранит. Кто знает, не внесены ли в отношения Татьяны и Онегина наши с ним чувства. Так много общего. Он в Кишинёве, несмотря на молодость и жизненную энергию, одинок, несчастен и влюблён, влюблён в меня, в жену своего непосредственного начальника. Я сама увлечена его стихами, его страстью, но переступить брачные узы не могу. Редкие письма, великолепные стихи, вот и всё, что осталось от этой любви; накануне женитьбы, словно навсегда прощаясь со мной, он написал:

Последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с некой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя всё, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.
Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг обнявший молча друга
Пред заточением его.

Воронцова, закрывшись веером, уходит в глубину зала.

Первый ведущий (за кулисами). Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою приветливостью, что многие без памяти влюблялись в неё.

Второй ведущий (за кулисами). Воронцова до конца своей долгой жизни сохраняла о Пушкине тёплое воспоминание и ежедневно читала его сочинения. Когда зрение совсем ей изменило, она приказала читать их себе вслух.

К этому времени катильон закончен. Хозяин обратил внимание Пушкина на Наталью Николаевну и вьющегося вокруг неё Дантеса. Пушкин в возмущении выплёскивает вино, резко произносит: “Каков нахал!” - и направляется к Наталье Николаевне.

Хозяйка бала, видя всё это и боясь ссоры, вновь спасает ситуацию.

Хозяйка бала. Серж, дорогой! Ты ведь тоже приготовил для новобрачных подарок. Александр Сергеевич, Наталья Николаевна, этот романс звучит для вас.

Все вновь расходятся с возгласами: “Просим! Просим!”, “Как мило!” Хозяин подходит к инструменту.

Хозяин. Господа, не обессудьте за исполнение. Я несколько не в голосе. Но романс мне очень понравился. Стихи ваши, Александр Сергеевич, ваши!

Звучит романс “Я ехал к вам” из кинофильма “Станционный смотритель”.

После романса растроганный Пушкин подходит с Натальей Николаевной к хозяину с благодарностью: “Тронут, Серж, сердечно тронут, благодарю!”

Потом отходит с Натальей Николаевной к микрофону, будто уединившись:

Пушкин. Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю ещё более твоего лица.

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатаков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и лучах,
Одни без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Замирает, с восторгом глядя на Наталью Николаевну.

Две дамы.

Первая дама (с раздражением). “Чистейшей прелести, чистейший образец”. Как бы этот образец не наставил рога. Не случайно Пушкина назначили камер-юнкером. Это в его-то 30 с лишним лет получить чин, даваемый юношам! Всё это сделано только для того, чтобы постоянно видеть при дворе его красавицу жену. Вы знаете, сам император Николай не равнодушен к этой красотке.

Вторая дама. Да что вы говорите? А кто этот молодой человек, что так откровенно и восторженно рассматривает Натали весь вечер.

Первая дама. И вы заметили? Впрочем, это трудно не заметить. Приёмный сын Геккерна Дантес так же нагл, как и красив. Он-то уж ни за что не откажется поухаживать за первой петербургской красавицей. Попомните моё слово – быть скандалу!

Вторая дама. Не всё коту масленица! Пушкин! Пушкин! Да что он из себя представляет! Ни роду, ни племени, ни внешнего вида. Сущая обезьяна!

А стихи… Да бог его знает, хороши ли они на самом деле! В наше время вон их сколько этих поэтов развелось.

В середине зала появляются хозяева бала.

Хозяйка. Жена Пушкина - прекрасное создание, но это меланхолическое и тихое выражение лица похоже на предчувствие несчастья. Эта женщина не будет счастлива… Какую же трудную ей предстоит нести судьбу – быть женой поэта и такого поэта, как Пушкин!

Голос первого ведущего (за кулисами). Пророчества Долли Фикельмон вскоре сбудутся: цензурные препоны, безденежье, ненависть светского общества, чрезмерное внимание Николая к красоте Натали, наглые ухаживания Дантеса, подлость и грязь сделают неизбежной ту роковую дуэль на Чёрной речке.

Голос второго ведущего (за кулисами). Но это всё в будущем, в настоящем – (звучит вальс)

Однообразный и безумный,
Как вихрь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный.
Чета мелькает за четой.

Голос первого ведущего (за кулисами).Так пусть же подальше не кончается мелодия. Пусть кружатся в вальсе пары. И пусть улыбается Пушкин.

Явление третье.

Гаснет свет. Танцующие пары исчезают за кулисами. На экране слайд: памятник на могиле Пушкина. На сцене появляются ведущие. Они подходят к памятнику-могиле.

Первый ведущий.

Друзья мои, вам жаль поэта:
Во цвете радостных надежд
погиб…

Второй ведущий.

Его страдальческая тень,
Быть может, унесла с собою
Святую тайну, и для нас
Погиб животворящий глас.

Закрывают томики стихов.

Первый ведущий. Его смерть стала его бессмертием.

Второй ведущий. Сокровища, дарованные нам Пушкиным, мы и сегодня признаём великими и неоценимыми.

Первый ведущий. В минуты радости, грусти, одиночества, дружеского застолья или минуты душевной смуты мы вновь и вновь будем обращаться к Пушкину…

Второй ведущий. Будем обращаться к Пушкину, чтобы, наслаждаясь, умнеть и прозревать.

Уходят со сцены, оставив свечи у памятника Пушкину. Звучит стихотворение “Не поминайте Пушкина вотще…”

Ряды томов “пушкинианы…”
Как много накопилось их!
Одни солидны, как романы,
Другие трепетны, как стих.
Всё выясняем, проясняем,
Разыскиваем, узнаём,
И кажется: чем больше знаем,
Тем меньше знаем мы о нём.
Тут даже сетовать напрасно-
Закономерность! Но зато
Про нас – так беспощадно ясно,
Как под рентгеном: кто есть кто.
Кто мыслью дорожит, кто сплетней.
Кто неподделен и глубок,
А кто – отличник школы средней,
Всё затвердивший назубок,
Кто честолюбием снедаем,
Кто мудр и смел – не напоказ…
Всё проясняем, проясняем…
Нет! Пушкин проясняет нас!

Литература:

  1. Высочина Е.И. Образ, бережно хранимый. Москва “Просвещение”, 1989
  2. Губер П.К. Дон-Жуанский список Пушкина. Издательство “Петроград” - М., 1990
  3. Дейг П.М. Всё ли мы знаем о Пушкине? – М., 1989
  4. Зархи С.Б. Я вас любил.// Рус.яз. и литература в средних учебных заведениях УССР – 1991- №5.
  5. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры // Лит. В школе – 1998 - №2 – С. 62-70
  6. Фоняков И. На своей единственной земле – М., 1986