Индивидуальные особенности обучения учащихся в классах КРО начальной школы. "Развитие памяти, внимания, мышления и восприятия у детей, обучающихся в коррекционно-развивающих классах"

Разделы: Начальная школа


Я работаю в коррекционно-развивающих классах 15 лет. Было шесть выпусков, скорректированные дети переведены в общеобразовательные классы и не испытывают трудностей в освоении программы.

В своей работе я уделяю большое внимание индивидуальным особенностям ребёнка, развитию памяти, мышления, внимания.

У каждого человека память работает по-своему. Не только или лучше, а именно по-своему, в зависимости от индивидуальных её особенностей. В современной психологии принято деление памяти по характеру, их 3 вида: образная, эмоциональная и логическая. У каждого человека есть все виды памяти, а преобладает один вид. Даже образная память бывает очень разная. Одни помнят то, что видели – у них больше развита зрительная память; другие то, что слышали – ведёт слуховая.

Надо сказать, что преобладание того или иного типа памяти связано и с возрастом. Так, у детей больше развита образная память; у взрослых образная и логическая.

Объём, быстрота, точность и длительность – это основные качества памяти, характеризующие её продуктивность.

Приведу примеры некоторых игр, направленных на развитие памяти, мышления, восприятия, развития внимания.

1. ИГРА "ПОЕЗД".

Развивает логическое мышление и память.

10 карточек. Каждая картинка – вагончик, картинки выкла-дываются по очереди. Получаются вагончики у поезда. Но вагончики должны быть скреплены. Вот как мы их будем скреплять.

Кладём картинку на которой нарисована ложка. За ней картинка на которой нарисована тарелка. Мы скрепляем их – это посуда.

После кладём картинку с вазой для цветов. Мы скрепили тарелку и вазу, т.к. они сделаны из одинакового материала.

Теперь кладём картинку с машиной (предположим, что это поливальная машина). Мы скрепляем вазу для цветов и поливальную машину, т.к. в вазу и в поливальную машину наливают воду и т. д.

2. ИГРА "ПАРЫ КАРТИНОК".

8-10 пар картинок связанных друг с другом по смыслу. Раскладываем их попарно. Картинка с деревом кладётся рядом с картинкой с изображением леса. Изображение дома, рядом с изображением окна. Возможны любые взаимосвязи предметов.

Задание: внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить, как можно больше картинок из правого ряда. Через 1-2 минуты уберите картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд. Учащимся нужно называть, глядя на оставшиеся картинки те, которые убраны.

3. ИГРА "ПАРЫ СЛОВ".

Предлагаем детям запомнить несколько слов, предъявив каждое из них в паре с другим словом.

1. 2.
Кошка - молоко (мальчик играет с машинами -
Мальчик - машина смысловая связь)
Стол - пирог

Задание: просим запомнить вторые слова из каждой пары.

Затем называем первое слово пары, а дети должны вспомнить и назвать второе слово.

Усложнить: увеличивая постепенно количество пар слов и подбирать пары слов с отдалёнными смысловыми связями.

4. ИГРЫ О ЕДИНСТВЕННОМ И МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛАХ.

  1. Задание: я буду называть слова в единственном числе, а вы должны сказать его во множественном числе.
  2. Задание: вспомните слова в единственном числе, которые я называла.

5. МУЖСКОЙ И ЖЕНСКИЙ РОД.

  1. Задание: называю существительное мужского рода – учащиеся соответствующее существительное женского рода.
  2. Задание: вспомни слова по порядку.

Если дети воспроизводят больше 5-6 слов в каждой игре, то это говорит о хорошей памяти.

Информация всегда запоминается быстрее, когда мы находим какой-либо принцип её организации.

6. ИГРА "ЧТО ТАКОЕ АНТОНИМЫ?"

Антонимы – это слова противоположные по смыслу.

Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Называюсь я …

(зима)

  1. Задание: найди антоним.
  2. Задание: повтори загадку.

7. ИГРА "ЦИФРЫ".

Подготовка: сейчас я покажу ряд цифр. Их надо запомнить в таком же порядке.

4, 8, 3,6,5,10.

  1. Задание: Запомни.
  2. Задание: Придумай способ запоминания этих цифр.

(4 меньше 8 в два раза; 3 меньше 6 в два раза и т.д.)

Необходимо умелым проведением игр возбудить у детей интерес к овладению вниманием и памятью. Заинтересовав их играми, не будет трудно подвести их к более внимательному восприятию и запоминанию учебного материала; запоминанию слов с трудным написанием; тренировке в устном счёте.

Я стараюсь воспитывать у детей желание работать над учебным материалом и на уроках и дома с интересом.

Интересный способ для развития и тренировки памяти и внимания это: МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ.

Задания: Я называю цвет – дети форму; я называю форму – дети

цвет. Хором, по порядку, не по порядку, под музыку. Закрывают

глаза – называют форму и цвет, или я форму - они цвет и т.д.

Работа с таблицами занимает 3 – 4 минуты.

СПОСОБ АССОЦИАЦИЙ.

Использую для запоминания словарных слов. Новое слово "СОБАКА". Чтобы у детей не возникало затруднений при написании безударной гласной в корне этого слова, я при знакомстве с этим словом задаю детям вопрос: "Чем знаменита собака?"

Собака – друг человека.

Собака – сторожит дом.

Собака – служит на границе.

А знаете, ребята, она знаменита ещё тем, что пишется с буквой О и имеет ошейник в виде буквы О.

Можно создать ассоциацию между этим и другим словарным словом с таким же написанием безударной гласной, которую надо запомнить.

Например: ранее изученное слова "КОРОВА". И рассказываю детям такую сказку:

"Однажды, когда КОРОВА спокойно паслась на лугу на неё чуть не напали волки. И в этот момент ей на помощь пришла СОБАКА.

С тех пор КОРОВА и СОБАКА стали друзьями.

И в знак дружбы СОБАКА захотела писаться, как и КОРОВА через букву О.

Научившись применять способ ассоциаций, дети уже самостоятельно придумывают свои образы, свои ассоциации.

Берега – белый ствол.

Ребята – дети.

Тетрадь – белая, пишут текст, в клетку.

Ягода – сочная, сок.

Дежурный – дело.

В заключение я хочу всем напомнить, что роль памяти в жизни человечества очень велика. Она хранит весь бесценный опыт его исторического развития, ей обязаны мы своими достижениями во всех областях знаний. Ведь всё, что создано людьми на Земле, создано с помощью мысли и памяти.