Моя малая Родина. Урок окружающего мира в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Девиз: “Бороться за красоту, не обижать природу”.

Эпиграф:

“Краса полуночной природы,
Любовь очей моя страна”.

Я.М.Языков.

Цель: формирование личности ребёнка, как компетентного гражданина Земли, на основе изучения своего края.

Идея: бережное отношение ко всему живому на Земле, как уникальному островку Вселенной на основе сочетания учебной и социальной деятельности.

Задачи:

  • Развивать умение учащихся жить в согласии с окружающей средой.
  • Прививать бережное отношение к окружающему миру.
  • Развивать чувство гордости за то место на Земле, где мы живём.

Урок

1 часть.

Учитель:

- Сегодня на занятии мы поговорим о нашем посёлке. В посёлке много красивых мест. Мы дышим свежим воздухом, можем встретить лесного зверя, услышать пение птиц, отдохнуть на берегу пруда, попить вкусной воды из родника. Но несмотря на это в посёлке много проблем. На занятии мы попробуем их выявить и решить, как мы можем помочь своему посёлку.

Демонстрация фильма о посёлке.

Демонстрация фотографии храма.

Рисунок 1

Рассказ детей о том, как появилась в посёлке церковь:

В 1892 году Александром II в собственность Александро-Мариинского дома Презрения были подарены большие лесные участки: Коровино, около деревни Зубачёво и роща, около деревни Подсосенье. Река Торгоша составляла границу этого имения с западной стороны.

В знак благодарности за царственный дар начальница Дома Презрения Кроткова и члены Совета решили построить храм. При выборе места для храма учитывалось, чтобы сооружение было на самом пожалованном месте и находилось вблизи села Подсосенье, так как храм Причистая Богородица под сосной в селе Подсосенье был разорён поляками, осаждавшими Троице-Сергиев монастырь 1609 – 1610 году. Так в нескольких верстах от Сергиева Посада появилось лесное имение “Царь – Дар”, в котором 14 ноября 1901 года было закончено строительство и состоялось освящение храма во имя Святой Равноопостольной Марии Магдалины.

Храм сооружался на пожертвования. Построенное сооружение представляло собой первый в России храм – памятник в честь жены царя Александра II. долгое время в этой церкви не было службы, но с 2000 года церковь опять начала свою работу.

Вопросы к детям:

- Церковь является памятником архитектуры. Но есть ли проблемы?

- Как мы можем помочь.

2 часть.

Учитель:

- Недалеко от церкви находится плотина. Это излюбленное место жителей посёлка. Раньше здесь был пляж и работал спасательный пост.

 

Рисунок 2

Ученик:

Хористки томные в пруду,
Особенно в начале лета,
Такую песню заведут,
Что спать не будешь до рассвета.
Замедли у пруда шаги…
Как песня лунная напевна…
Не бей ты их, побереги,
А вдруг одна из них царевна?

Бобылёв Ф.

Учитель:

- К нам из пруда пришла жалоба с просьбой определить, о ком идет речь и какую пользу она приносит.

 

Жалоба

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.

Жаба:

- Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу домой – и они исчезнут.

Рассказ ученика о роднике

Рисунок 3

- Многие жители посёлка Лоза приходят за водой на родник. Вода вроднике чистая и холодная. В крещение у родника проходит служба и вода считается освящённой. Родник бьёт из-под земли. Вода из него втекает в плотину. Из плотины вытекает ручей, который несёт воду в реку Торгоша, Торгоша впадает в реку Воря, Воря – в Клязьму, Клязьма – в Оку, Ока – в Волгу,Волга несёт свои воды в Каспийское море. Вот какое длинное путешествие у нашего родника.

Опыт.(ученики делают за своей партой)

Учитель:

- Давайте посмотрим, какая по чистоте вода в плотине и на роднике с помощью лакмусовой бумажки.

- Как мы можем помочь пруду?

3 часть.

- В посёлке чистый воздух, можно услышать пение птиц. Почему?

Рисунок 4

Ученик читает стихотворение “Лес”.

Учитель:

- А теперь проведём конкурс “Ситуация”.

Каждая группа получает своё задание на карточках.

1 карточка.

Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит цветы – медуницу. Что вы ей подарите?
  1. Искусно сделанный стеклянный букетик?
  2. Несколько благоухающих цветов?
  3. Огромный букет этих нежных цветов?

Почему?

2 карточка.

Птенец выпал из гнезда. Как вы поступите?
  1. Оставите на том же месте, даже не прикоснувшись к нему?
  2. Положите птенца в гнездо?
  3. Возьмёте домой и будете держать в клетке?

Почему?

Разбор ответов.

Сочинение ребёнка о лесе.

Наш лес.

Наш посёлок очень зелёный. Вокруг посёлка лес. Там растут деревья: ель, сосна, осина, берёза, липа, дуб и другие. В нашем лесу живут: зайцы, белки, кабаны, птицы. Люди ходят в лес за грибами и просто гулять. Но в нашем лесу много мусора. Если мы будем сорить в лесу, он станет некрасивым. Нельзя обижать животных, ломать деревья. Нужно написать обращение к жителям, чтобы берегли лес и не загрязняли его. Организовать субботники по очистке леса от сухих деревьев и мусора. Лес – это наше богатство, это чистый воздух!

Наш водоём.

В нашем посёлке есть водоём. Место это очень красивое, но купаться в нём нельзя. Водоём надо почистить, берега засыпать песком. Когда будет чистый водоём и взрослые и дети будут в нём купаться. На берегу будут играть дети.

Вопрос учителя:

- Как мы можем помочь лесу?

4 часть.

Учитель:

- В 1956 году началось строительство завода. В 1959 году уже был построен первый корпус. ЛОЗА – расшифровывается как лаборатория опытного завода. Завод изготовляет подшипники, которые используют в различных отраслях и даже в космосе.

Долгое время завод не работал, а сейчас снова начинает своё развитие.

( 2 ученика рассказывают о работе своих родителей.)

Учитель:

- В конце занятия давайте напишем обращение к жителям посёлка Лоза и к его гостям, как надо себя вести, чтобы вокруг нас процветала доброта и красота.

(Обращения детей вывешиваются на доске.)

В конце занятия звучит экологическая песня.

Список использованной литературы:

  1. “Высказывания великих людей”
  2. “История посёлка Лоза”, Ильчиев В.И.
  3. Стихотворение “Лес”, И.Бунин, “Внеклассное чтение для начальной школы”
  4. Стихотворение о жабе, Ф. Бобылёв, “Внеклассное чтение для начальной школы”