Проект "Культура поведения" по социальному развитию для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема: Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.

Цель: Ввести детей в “мир культуры”, создать условия для становления у них осознанного отношения и поведения.

Задачи:

  • знакомить с правилами этикета;
  • формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
  • учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять, избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных.

Участники: дети, воспитатели.

Тип проекта: долгосрочный.

Направление: коррекция поведения.

Внутренние связи: психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Формы работы: занятия, беседы, игровая деятельность, активизирующее общение, проблемные ситуации, экскурсии, чтение художественной литературы, викторины.

Ожидаемый результат: Знание детьми правил поведения в быту, игре, другой деятельности. Умение оценивать свое поведение, поступать правильно в соответствующей ситуации.

Совместная деятельность педагогов и детей

Тема Цель Ресурсное обеспечение Месяц
1.Экскурсия “Прогулки в лесную зону”.

2. Беседа после просмотра спектакля “В театре”.

Формировать любовь к природе, воспитывать сострадание ко всему живому.

Формировать навыки культурного поведения в общественном месте.

Знаки “Что можно и нельзя делать в лесу”.

Просмотр “Волшебный портфель”.

сентябрь
1. Беседа “Культурный человек”.

2. Настольная игра “Я – пешеход”.

На конкретных примерах дать понятие “культурный человек”.

Формировать навыки культурного поведения на улице, города.

Игровой материал, грам. запись, художес. литература.

Макет улицы, атрибуты к игре.

октябрь
1. Активизирующее общение “Каким я хочу быть”.

2. Занятие “Мои достоинства и недостатки”.

Обобщить знания детей о достоинствах и недостатках, встречающихся у человека.

Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь управлять ими; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных.

Атрибуты к драматизации сказки.

Игровые фишки.

ноябрь
1. Решение проблемных ситуаций “Этичные и неэтичные поступки”.

2.Активизирующее общение “Не хочу быть неряхой”.

Учить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей.

Воспитывать желание быть всегда опрятным и аккуратным, содержать в порядке и чистоте свои вещи.

Карточки-картинки с проблемными ситуациями, дидактический материал.

Игровой материал, худож. литература.

декабрь
1. Беседа “Маленький, да удаленький”.

2. Занятие “Правила этики”.

Воспитывать желание помочь близким и окружающим людям.

Познакомить с правилами взаимоотношений людей друг с другом – этикой.

Художественная литература по теме.

Дидактический материал, принадлежности для выпуска стенгазеты.

январь
1. Сюжетно-ролевая игра “Я – пассажир”.

2. Активизирующее общение “Береги честь смолоду”.

Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте.

Дать понятие, что значит быть честным, порядочным человеком.

Игровые модули, атрибуты к игре.

Художественная литература.

февраль
1. Игра-соревнование “Рыцарский этикет”.

2.Активизирующее общение “Какая бывает красота”

Воспитывать уважительное отношение к женщине, девочке.

На примере русских народных сказок дать понятие физической и духовной красоты.

Игровые модули, атрибуты к конкурсам.

Художественная литература, набор для рисования.

март
1.Беседа “Умеешь ли ты дружить?”

2. Викторина “Если с другом вышел в путь”.

3. Сюжетно – ролевая игра “Гостям всегда рады”.

Дополнить представления детей о дружбе, воспитывать любовь и доброе отношение к окружающим.

Учить самостоятельно решать проблемные ситуации.

Знакомить с правилами этикета, формировать навыки культурного поведения в гостях.

Дидактический материал, грам. запись.

Задания для конкурсов, открытки, разрезанные на несколько частей, призы.

Игровые модули, атрибуты.

апрель
1 .Конкурс “Культура и мы” Обобщить знания детей по теме. Карточки с заданиями, атрибуты к играм, дидактический материал, призы. май

Примерные конспекты занятий

Тема: “Ребята, давайте жить дружно!”

Задачи:

  • учить детей ощущать близость, тепло другого человека;
  • развивать чувство принадлежности к группе, чувства единства и сплоченности;
  • повышать уверенность в себе.

Оборудование:

  • свеча;
  • аудиозапись знакомых песен;
  • набор картинок “Правила дружбы”;
  • принадлежности для наклеивания.

Ход занятия

Ритуал приветствия “Дружба начинается с улыбки”.

Звучит мелодия песни “Улыбка”. Стоящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза, молча улыбаются друг другу. По окончанию ритуала садятся на стульчики.

Воспитатель: - Вы сейчас прослушали знакомую мелодию, улыбнулись друг другу. А кто скажет, что же начинается с улыбки?

Дети: - С улыбки начинается дружба!

Воспитатель:- Сегодня мы с вами поговорим о дружбе, о добром отношении друг к другу. (Зажигается свеча)

- Как вы думаете, что такое дружба? (Высказывания детей)

- Протяните руки к свече, что вы чувствуете? (Тепло)

- Вот такое же тепло должно исходить от настоящего друга. Посмотрите внимательно на пламя свечи, оно поможет вам вспомнить своих друзей.

- Расскажите о том, кого можно назвать своим другом. Друг это…

- человек, который всегда с тобой в трудную минуту;

- человек, который успокоит и поможет;

- человек добрый, внимательный, с ним хорошо и т.д.

Этюд “Скажи хорошее о друге”.

По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры.

Воспитатель: - О дружбе и друзьях есть очень много пословиц и поговорок, давайте вспомним их. (Заучиваются детьми заранее)

Эстафета пословиц о дружбе.

Ребенок проговаривает пословицу и рукопожатием передает эстафету стоящему рядом.

- “Старый друг лучше новых двух”;

- “Человек без друзей, как птица без крыльев”;

- “Не имей сто рублей, а имей сто друзей” и т.д.

Воспитатель: - Молодцы! Помните: лучшими друзьями в вашей жизни могут стать ваши близкие: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Они любят вас. Относитесь к ним с любовью, добротой и вы приобретете настоящих друзей.

- Дети, а как вы думаете, кто из вас умеет дружить?

- А что значит правильно дружить? (высказывания детей)

Воспитатель: - Давайте пройдем к столу. Посмотрите, у меня есть картинки, изображающие как надо и не надо дружить. Возьмите по одной картинке, которая вам больше всего понравилась, объясните свой выбор.

Дети: - Я выбрал эту картинку, потому что…(Если возникает проблемная ситуация: ребенок взял не ту картинку, ему дается возможность исправиться, поменять ее на правильную)

Воспитатель: - Из выбранных картинок я предлагаю оформить “Правила дружбы”:

- Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать – научи его. Если товарищ попал в беду – помоги ему, чем можешь.

- Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.

- Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.

- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй дружно, не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других; не завидуй – радуйся успехам товарища вместе с ним. Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.

- Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Оформление плаката “Правила дружбы”.

Под исполнение песни “Настоящий друг” Б.Савельева дети наклеивают на общий лист, разделенный на две части, картинки: в верхнюю половину – как правильно дружить, в нижнюю – как не должны поступать настоящие друзья. Готовая работа вывешивается в группе.

Ритуал окончания занятия “Круг друзей”.

Воспитатель: - Давайте возьмемся за руки, посмотрим в глаза друг другу и передадим каждому свою любовь, нежность и заботу.

Стоя в кругу, все берутся за руки, пожимают их, по очереди смотрят в глаза друг другу.

Воспитатель: - Я чувствую, что дружбы стало больше!

Ребенок 1:

Все мы дружные ребята.
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем!

Ребенок 2:

Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!

Воспитатель:

- Все мы – это одна дружная, большая семья. Мы – настоящие друзья!

- А теперь все дружно задуем свечу.

Тема: “В мире вежливых слов”

Задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
  • закреплять знания правил доброжелательного общения;
  • научить детей избегать обиды.

Оборудование: Клубочек ниток, персонажи кукольного театра, грамзапись “Гадкий утенок”, маски птиц на каждого ребенка, копилка-коробочка, фишки.

Ход занятия

Дети входят в группу, становятся в круг.

Ритуал приветствия “Поздороваемся”.

Воспитатель:- Наше сегодняшнее занятие мы начнем с очень интересной игры, во время которой все нужно делать очень быстро и не разговаривать. Сейчас выберите себе друга и быстро-быстро пожмите ему руку… А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет поздороваться друг с другом:

- правая рука к правой руке;

- нос к носу;

- спина к спине;

- пятка к пятке.

А теперь все друг к дружке! (дети возвращаются в круг). Вот мы и поздоровались! Располагайтесь поудобнее. (дети рассаживаются).

Воспитатель: - Дети, как вы думаете, каким нужно быть человеком, чтобы понравиться своим близким и друзьям? (трудолюбивым, добрым, заботливым, послушным, вежливым и т.д.)

- Что значит быть вежливым? (не разговаривать грубо, не оскорблять, говорить вежливые слова)

- Давайте вспомним, какие вежливые слова вы помните и знаете.

Игра “Волшебный клубочек”

Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит вежливое слово. Затем клубок передается следующему ребенку, пока очередь не дойдет до воспитателя.

Воспитатель: - Как еще можно назвать слова, которые вы говорили? (волшебные)

- Эти слова никогда не перестанут нравиться. Вежливость - то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха.

Слышится плач.

Воспитатель:- Кто это? Знаю это девочка Маша (появляется из-за ширмы персонаж кукольного театра). Она шла через лес и заблудилась, попала к нам в детский сад. Давайте поможем ей найти дорогу домой.

Разыгрывается сцена из кукольного театра.

Маша: - Ребята, помогите мне домой попасть!

Воспитатель: - Маша, ты обращаешься невежливо. Ребята, подскажите Маше, как надо попросить.

(Маша должна сначала поздороваться, потом сказать волшебное слово “Пожалуйста”)

Маша повторяет свою просьбу вежливо.

Воспитатель: - Пошла Маша по тропинке, которую ей указали, и встретила на тропинке медвежонка.

Маша:- Уходи, медвежонок, с моей дороги, дай мне пройти!

Воспитатель:- А медвежонок стоит упрямо и не уходит. Ребята, как вы думаете, почему?

Дети: ( Помогают Маше вежливо попросить медвежонка):

- Медвежонок, здравствуй, дай мне, пожалуйста, пройти!

Медвежонок: Проходи, пожалуйста, Маша.

Воспитатель:- Пошла Маша дальше по тропинке. А вокруг было столько красивых цветов, что она решила собрать букет и сбилась с тропинки. Испугалась Маша, заплакала. Вдруг в верхушках деревьев увидела белочек.

Маша:- Попрошу-ка я их помочь моей беде. Как же мне попросить, чтобы они не отказали? Вспомню-ка я слова, которые мне подсказали ребята. Здравствуйте, белочки! Будьте любезны, помогите мне, пожалуйста, найти дорогу домой.

Белочка: - Здравствуй, Маша! Мы живем рядом с твоим домом, на опушке леса и покажем тебе дорогу. Иди за нами.

Воспитатель:- Белочки перепрыгивали с дерева на дерево, а Маша шла за ними по траве и вышла на тропинку. А вот и дом.

Маша: - Спасибо ребятам, помогли мне, подсказали удивительные волшебные слова!

Маша исполняет “Вежливую песенку”, дети двигаются в такт музыки, хлопают в ладоши.

Песня:

Чтоб никого не обижать, друг друга надо уважать.

И не дразнить, и не грубить, и “здравствуй” говорить.

А если спросишь что-нибудь, то очень, очень вежлив будь.

И говори волшебное “пожалуйста”, и не забудь волшебное “пожалуйста”.

Воспитатель:- Вот и Маша поняла, что такое вежливость. Недаром народная мудрость гласит: “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”. Но, к сожалению, есть и другие слова.

Дети слушают грамзапись эпизода сказки Г.-Х. Андерсена “Гадкий утенок”, где его прогоняют со двора.

Игровое упражнение “Гадкий утенок”

Воспитатель:- Сейчас каждый из вас превратится в какую-либо птицу с птичьего двора (дети надевают маски, один ребенок – утенок)

Дети получают роль и озвучивают ее. Далее каждая из птиц по очереди, а затем и вместе хором прогоняют “Гадкого утенка” со двора. Затем птицам дается знак уснуть. Остается утенок, который меняет свою походку, выражение лица и превращается в лебедя. После слов: “Я лебедь” все птицы просыпаются, подлетают к нему по очереди, гладят и говорят: “Какой красивый и сильный лебедь!” В роли гадкого утенка может побывать любой желающий.

Воспитатель: - Как вы думаете, какие чувства испытывал утенок в начале игры и потом, когда стал лебедем? (высказывания детей)

- А у вас были случаи, когда вам было обидно и хотелось плакать?

- Какие слова слышать приятнее вежливые или обидные? Почему?

- Чтобы в вашей жизни как можно реже встречались обидные слова, поиграем в игру.

Игра “Комплименты”

Дети берутся за руки и, глядя в глаза соседу, говорят ему добрые, ласковые слова. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: “Мне очень приятно!” Затем он произносит комплимент своему соседу.

Воспитатель: - И мне очень приятно было сегодня общаться с вами. Я хочу вам подарить копилку для добрых вежливых слов и фишки каждому своего цвета. За каждое сказанное в течение дня волшебное слово – опускайте в копилку свою фишку. (В конце дня фишки считаются, выявляется самый вежливый ребенок дня.)

Под веселую музыку дети получают фишки, занятие заканчивается.