Создание хакасских орнаментов и знаков в графическом редакторе Paint (5-й класс)

Разделы: Информатика

Класс: 5


Раздел программы: Компьютерная графика. Технология обработки графической информации.

Тип урока: Урок с применением компьютерных технологий (программного обеспечения графического редактора Paint).

Вид: Комбинированный урок.

Технология: личностно-ориентированная.

Время проведения: четвертый урок по теме “Графический редактор Paint”.

Цели урока:

1. Обучающие цели:

  1. Формирование навыков обработки графической информации на компьютере;
  2. Применение умений и навыков по созданию орнаментов и знаков в графическом редакторе Paint.

2. Развивающая цель: развитие у школьников творческих способностей.

3. Мотивационная цель: формирование и развитие интереса к изучению предмета, через национально-региональный компонент.

Задачи урока:

  1. Учебная – изучить и закрепить основные навыки работы с графическим редактором Paint.
  2. Воспитательная – расширение кругозора, воспитание информационной культуры.
  3. Развивающая – развитие познавательного интереса, развитие практических навыков работы с различными инструментами.

Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой (проектор).

Подготовка к уроку:

  • Приготовить раздаточный материал с практической работой;
  • Нужен графический редактор Paint для создания орнаментов и знаков;
  • Подготовить проектор для демонстрации слайдов.

План урока:

Содержание этапов урока Виды и формы работы Длительность
  Организационный момент Приветствие, озвучить тему урока 1 мин
  Мотивационное начало урока Постановка цели урока (презентация) 7-10 мин
  Объяснение темы урока Рассказ о приемах работы 5 мин
  Работа по созданию орнаментов и знака (солярного) Выполнение практической работы на компьютере 20-25 мин
  Подведение итогов   3 мин

Ход урока

1. Организационный момент

“Здравствуйте дети. Мы с вами продолжаем изучение темы: Графический редактор Paint”. Тема сегодняшнего урока: “Создание хакасских орнаментов и знаков в графическом редакторе Paint”.

2. Мотивационное начало урока

Учитель: “Ребята, а в какой республике вы живете?”… Совершим экскурс в историю Хакасии. Посмотрим презентацию (Приложение 1). И ответим на ряд вопросов.

Итак, мы живем в республике Хакасия, ее площадь составляет - 61,9 тыс. кв. м. (0,4% территории РФ). Численность населения – 583,2 тыс. чел. В состав республики входят 5 городов (Абакан, Абаза, Сорск, Саяногорск, Черногорск), 13 поселков городского типа и 8 административных районов (Алтайский, Аскизкий, Бейский, Боградский, Орджоникидзевский, Таштыпский, Усть-Абаканский, Ширинский).

А еще вы знаете символику Хакасии (флаг, герб).

Вы обратили внимание на знаки, находящиеся на символике Хакасии (солярный знак).

Солярный знак – символизирует дань уважения к поколениям людей, живущих на земле Хакасии и использовавших этот знак на каменных изваяниях, встречающихся на территории Хакасии. Раньше он был черного цвета, что символизирует мудрость людей, начертавших его. На сегодняшний день он золотого цвета. Кому интересно узнать, почему произошли изменения в символике, исследуйте и изучите дополнительную литературу.

А еще коренное население Хакасии часто использовало орнаменты на орудиях и одежде.

Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений.

Хакасское орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, в ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья плодородия, народ верил, что они принесут в дом благополучие. Таким образом, традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды его создателей, отражают представления об окружающем мире.

Теперь мы знаем, откуда появился “солярный знак” на символике Хакасии и что он означает. А также узнали и об орнаментах. Тема сегодняшнего урока “Создание хакасских орнаментов и знаков в графическом редакторе Paint”.

3. Объяснение темы урока

а) создание орнамента мужского платья (используем инструменты, операции):

  1. прямая линия
  2. ластик
  3. выделение
  4. копирование
  5. отображение

б) создание орнамента женского платья:

  1. овал
  2. кисть
  3. ластик
  4. копирование

в) создание “солярного знака”:

  1. прямоугольник
  2. овал + Shift
  3. алгоритм “концентрические круги”
  4. ластик
  5. заливка
  6. прямая линия
  7. копирование
  8. отображение

4. Работа по созданию орнаментов и знаков

Практика: Создайте орнаменты хакасского мужского платья, женского и “Солярный знак”, используя инструменты и возможности графического редактора Paint.

Я приготовила вам раздаточный материал по орнаментам и знакам. Прошу вас приступить к работе.

5. Подведение итогов

Скажите, пожалуйста, какие инструменты вы использовали и операции для создания орнаментов и знака.

Проверка работ (1-й орнамент – 5 баллов, 2-й орнамент – 10 баллов, солярный знак – 15 баллов). Кто набрал – 15 баллов оценка “4”; больше 15 баллов оценка “5”

Спасибо за урок. До свидания!

Литература

  1. Кызласов Л.Р. “Древняя и средневековая история Южной Сибири”, 1991 г.
  2. Сергеев С. “О чем молчат древние камни Минусы?”, газета Шанс №3, 2006 г. стр. 13.
  3. Бутанаев В.Я. “Традиционная культура и быт хакасов”, Абакан, 1996 г.
  4. Чебодаев П.И. “История Хакасии”, Абакан, 1992 г.
  5. Путеводитель Хакасия, изд-во Авангард, 2003 г.
  6. Майнагашева С.А. “Хоостан мелей”, Абакан, 2003 г.
  7. Аева Е.Х. “Хоозычах”, Абакан, 1993 г.