Игровые приемы обучения

Разделы: Начальная школа


Живой алфавит.

Учитель распределяет (устно) буквы алфавита между всеми учащимися и задает слово, например, домик. После этого по сигналу к доске должны выйти те ученики, буква которых входит в слово, и выстроиться в последовательности букв в заданном слове. Можно класс разбить на две команды и дать каждой команде это же задание.

Буква по воздуху.

Ученики выбирают ведущего. Он, стоя спиной к классу, пишет по воздуху крупную букву или цифру. Все отгадывают ее. Букву или цифру можно писать по воздуху: плечом, головой, ногой.

Найди букву.

Ученики объединяются по тройкам. За оговоренный период времени (1,5 – 2 минуты) все выписывают слова из незнакомого текста, в написании которых есть определенная буква (она пишется на доске). Второе задание: найти и выписать слова уже с другой буквой. Так, после 3 – 4 заданий дети невольно знакомятся с текстом.

Слово из предложения.

Ученик выбирает предложение в изучаемом тексте и загадывает его классу, назвав одно слово из этого предложения. Класс ищет его в тексте. Многократное обращение к тексту происходит легкое и непринужденное, поэтому особенно, полезно работать с текстом, в котором каждая фраза должна звучать часто и усваиваться школьниками.

Змейка.

Выбирается ведущий. Он загадывает букву или цифру. Все дети берутся за руки и вьются за ведущим, который хороводом – змейкой прописывает заданное. Участники хоровода отгадывают букву или цифру. Задание полезно для тренировки согласованности в совместной работе.

Строители.

Двое учеников в паре договариваются, какую букву они будут “строить” из себя. А все остальные записывают, зарисовывают и отгадывают.

Кузовок.

Играют дети по рядам. На столе стоит кузовок. Задание: на полосках бумаги составить слова на – ок. Дети записывают слова: замок, клубок, воротничок, снежок… и складывают в кузовок. После сигнала подсчитывается количество правильно составленных слов, и подводятся итоги. Можно составлять слова на – ик, - ек и т.д.

Построй фигуру.

По сигналу учителя, дети встают и выстраиваются в заданную фигуру (полукруг, круг, овал, треугольник). Можно выстроиться в какую – нибудь цифру или букву. Смысл упражнения – тренировка внимания, собранности.

Разрезанные фразы.

Учитель подбирает две или четыре строчки из выученных раннее стихотворений и записывает на карточках по одному – два слова из фразы. Ученики разбирают карточки. Посоветовавшись, дети встают друг за другом так, чтобы при произнесении каждым учеником доставшегося слова, или двух слов получилось цельное звучание фразы из стихотворения. Например, “(Люблю), (грозу), (в начале), (мая), (когда), (весенний), (первый), (гром), (как бы), (резвясь), (и играя), (грохочет), (в небе), (голубом)” - 14 человек.

По алфавиту.

Всем ученикам ряда по сигналу предлагается выстроиться по алфавиту первых букв фамилий или имен. Задание выполняется молча. Ученики перемещаются, пока каждый не займет своего места. Когда ряд построится, класс оценивает работу, проверяет, предлагает. Строиться можно по любому “правилу”: по длине имен, по алфавиту фамилий, сначала имена на “гласные”, потом на “согласные”.