Обучение сочинению на литературную тему. 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Наиболее трудным для учителя является обучение письменной речи учащихся. Основные навыки в изложении своих мыслей обучающиеся получают на уроках литературы, когда пишут сочинения на заданную тему. Сочинения могут быть различными, но в каждом из них проявляются элементы творчества ученика. Творческие способности обучающегося раскрываются в сочинениях типа рассуждение. Такое сочинение есть самостоятельное рассуждение ученика на заданную тему. Чтобы написать хорошее сочинение, ученик должен изучить материал, хорошо его понять, осмыслить, иметь собственное суждение. Это зависит в значительной степени от работы обучающегося под руководством учителя в классе и от самостоятельной работы дома. Занятия в классе строятся с учетом подготовленности обучающихся.

Учитель должен показать обучающимся приемы работы над сочинением. Эта помощь учителя особенно важна в начале обучения сочинению.

Работа над сочинением строится по принципу: от малого к большому, от легкого к трудному.

Работа над сочинением делится на три основных этапа. На каждом этапе ученикам предъявляются определенные требования, которые постоянно усложняются. Сначала ученики должны научиться писать небольшое сочинение без плана, с одним тезисом, затем сочинение с двумя тезисами.

Вместе с тем обучающиеся приобретают навык правильного употребления цитат, пишут вступление и заключение к сочинению.

На первом этапе ученики учатся выделять главную мысль сочинения, то есть формулировать тезис, а затем его развивать, используя для этого цитаты.

Первый этап работы над сочинением.

С первых уроков подготовки учеников к сочинению необходимо приучать их к плановости, выделять главное и второстепенное при освещении того или иного вопроса.

Приучая учеников работать над учебником и литературно-критическими статьями, учитель обращает их внимание на то, как построена статья, какие мысли в ней главные, какие материалы использованы для доказательства основных положений. Такая работа поможет ученику при анализе художественных произведений и, следовательно, в работе над сочинением.

Первые два урока, посвященные обучению сочинению, можно построить так. Проводится беседа с классом. В беседе указывается сложность, ответственность работы над сочинением и в то же время раскрывается ее содержательность, подчеркивается различие между сочинением и изложением.

Работая на сочинением, обучающийся становится автором маленького произведения, это самостоятельная работа, а не изложение прочитанного.

Дается тема, на которую ученики излагают письменно свои мысли, рассуждения, взгляды и дают заключения. Например, дается задание написать сочинение на тему: “Образ автора” “Слова о полку Игореве”. Эта тема включает в себя ряд вопросов: автор “Слова” - патриот своей Родины; он образованный человек; он передовой деятель своего времени; он гениальный художник слова.

Чтобы доказать правильность этих положений надо сослаться на текст произведения.

В основе этого прекрасного древнерусского памятника лежит идея объединения Руси в конце XII века, а это была самая прекрасная идея той эпохи. Следовательно, автор – передовой человек, борющийся за создание единого могущественного государства. Ссылкой на текст можно доказать правильность и других мыслей.

Сочинение ученика должно содержать в себе рассуждение, доказательства,, ссылки на текст, факты, выводы.

Каждый ученик пишет сочинение, по-своему отражая в нем то, как он понял тему, как усвоил материал.

Обучать писать сочинение следует по частям. Сначала ученик приучается освещать не всю тему, а только один вопрос, учится развивать одну мысль и доказывать ее. Вот к этому и приступает учитель после беседы.

Требования к сочинению на первом этапе работы:

  1. Уметь сформулировать тезис.
  2. Научиться его раскрыть, то есть доказать.
  3. Уметь правильно пользоваться цитатой.

Далее коллективная работа. На партах текст “Слова о полку Игореве”. В тетрадях делается запись. Развернутый ответ на вопрос: “Как ведет себя в бою Всеволод?”

Формулировка вопроса дает возможность составить ответ, подбирая к нему доказательства из текста, и сделать вывод.

Прежде всего, следует сформулировать тезис и записать его в тетрадь.

Тезис: “Всеволод ведет себя в бою как патриот своей отчизны, храбрый воин, напоминающий былинного богатыря”. Затем постепенно раскрывается тезис.

“Вместе с Игорем в поход против половцев выступает его брат Всеволод”.

Нужно уметь использовать цитату, которая приводится для иллюстрации мысли, для доказательства и связывается с текстом сочинения.

“В бой он идет со своей дружиной не первый раз, ведь “его куряне – опытные воины: под трубами пеленаны, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, дороги им известны, овраги знакомы”.

Далее указывается, что Всеволод со своей опытной дружиной показывает образец храбрости, что подтверждается цитатой, связанной с текстом сочинения: “В бою Всеволод со своими воинами показывает образец храбрости, “стоит он на поле, осыпает вражеских воинов стрелами, гремит о шлемы булатным мечом”.

По силе и храбрости он таков, что фигура его вырастает до размеров былинного богатыря. “Куда он поскачет, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы”.

Затем речь идет о воинской доблести Всеволода. Вывод углубляет тезис.

Вывод: “Итак, в бою Всеволод показывает образец храбрости, воинскую доблесть и любовь к Родине, что является типичным для русского воина.

Второй этап работы над сочинением.

Продолжая обучение и усложняя в дальнейшем задачу, учитель, переходя к следующему этапу работы над сочинением, путем вопросов подытоживает выполнение учащимися задания. Он напоминает ученикам, какие задачи ставились перед ними, как они с ними справились, на каком материале учились раскрывать и формулировать тезисы, как пользовались цитатами. После этого ученикам объясняются новые, более сложные задачи.

На втором этапе работы над сочинением требования к ученику предъявляются более сложные. Учащиеся должны закрепить навык формулировки тезиса на более сложном материале. Теперь от обучающегося требуется умение написать сочинение с двумя тезисами и логически перейти от одного к другому. Это новое требование является самым трудным и главным на данном этапе. Кроме того, обучающиеся учатся писать вступление к сочинению.

В тетрадях делается запись: Второй этап работы над сочинением.

Требования:

  1. Уметь использовать тезис и доказать его.
  2. Уметь использовать цитату, связать ее с текстом сочинения.
  3. Научиться логически переходить от одного тезиса к другому.

Для работы этого вида можно взять тему: “Что общего между Простаковой и Скотининым?”

Прежде всего, надо объяснить обучающимся, как писать вступление, какую роль оно играет в сочинении. Оно должно ввести читателя в тему сочинения.

Возможные варианты вступлений:

  1. Комедия Д.И. Фонвизина “Недоросль” написана во второй половине XVIII века. Вопросы крепостного права и просвещения – вот злободневные общественные вопросы того времени. Передовые люди выступают против крепостного права, одни за его отмену, другие за ограничение прав помещика. К последним принадлежал Д.И.Фонвизин. Свой взгляд на просвещение и крепостное право он выразил в комедии “Недоросль”. Среди действующих лиц комедии центральное место занимают Простакова и Скотинин.
  2. “Недоросль” - лучшее произведение Д.И. Фонвизина. В нем автор критикует крепостное право и невежество русских провинциальных дворян второй половины XVIII века. Живую действительность отражают образы, нарисованные автором. Все герои комедии могут быть разделены на положительных (Стародум, Софья, Милон, Правдин) и отрицательных (Митрофан, Простакова, Скотинин), среди которых центральное место занимает Простакова и Скотинин.

После работы над вступлением можно перейти к составлению тезисов. Для раскрытия темы данного сочинения следует составить не один, а два тезиса. Эти два тезиса можно написать перед сочинением.

  1. Простакова и Скотинин воспитывались в семье корыстолюбивых и невежественных помещиков.
  2. Простакова и Скотинин переняли и усвоили нравы этой среды: невежество, жестокое отношение к крестьянам.

Для заключения можно использовать слова В.Г. Белинского: “Родит человека природа, а воспитывает общество”.

Таким образом, один тезис вытекает из другого. Все сочинение, развивающее эти мысли, представляет единое целое, все в нем подчинено раскрытию темы, нет ненужного, лишнего материала.

Третий этап работы над сочинением.

Учащиеся переходят к работе над большим сочинением с планом.

Требования:

  1. Уметь сформулировать тезис и доказать его.
  2. Уметь логически переходить от одного тезиса к другому.
  3. Уметь писать вступление и заключение.
  4. Научиться составлять план сочинения.

На третьем этапе обучения составление плана сочинения является центральным. Хорошо использовать для этой работы темы комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.

Составление плана сочинения.

Составлению плана посвящается урок.

Учитель объясняет, в чем заключается третий этап работы над сочинением. Тема сочинения записывается на доске. “Вот он на цыпочках и не богат словами”.

Выясняется смысл этого выражения.

Вопросы:

  • Кто в комедии и о каком персонаже говорит эти слова? (Эти слова сказал герой комедии Грибоедова “Горе от ума” Чацкий о Молчалине.)
  • Что значит ходить “на цыпочках”? (Это манера ходить на кончиках пальцев ног, показывающая черты характера Молчалина: его вкрадчивость, стремление быть незаметным.)
  • А как понимать выражение “не богат словами”? (Это выражение указывает на осторожность Молчалина, а также характеризует его ограниченность, так как отсутствие богатства слов, выражений означает отсутствие богатства мысли, чувств.)
  • Есть ли связь между выражениями “на цыпочках” и “не богат словами”? (Связь очень тесная. Молчалин добивается высокого положения в обществе угодничеством, подхалимством, стараясь расположить к себе знатных людей, а также Фамусова. Зная их нравы, обычаи, он приспосабливается к ним, держится осторожно, ходит на цыпочках, что вполне сочетается с его ограниченностью, отсутствием в нем чувства собственного достоинства. Все это в целом и выражают слова: “Вот он на цыпочках и не богат словами”.

Следовательно, это выражение раскрывает главную сущность Молчалина, подчеркнутую также его фамилией: угодничество, вкрадчивость, осторожность, ограниченность.

Планирование.

Что значит составить план?

Во-первых, наметить круг вопросов, входящих в тему, во-вторых, определить порядок этих вопросов.

Что значит определить круг вопросов? Это значит обдумать все вопросы, которые раскрывают тему; их следует записать в том порядке, в каком они возникают.

Запись вопросов, которые должны быть освещены при раскрытии темы сочинения “Вот он на цыпочках и не богат словами”.

При участии всего класса можно сделать на доске примерно такую запись:

  1. Кто такой Молчалин?
  2. Заветы отца.
  3. Молчалин и фамусовское общество.
  4. Откуда появился Молчалин в доме Фамусова?
  5. Идеалы Фамусова.
  6. Идеалы Молчалина.
  7. Поведение Молчалина.
  8. Что делает Молчалин в доме Фамусова?
  9. Как к Молчалину относятся в доме Фамусова?
  10. Как понимать слова “на цыпочках”?
  11. Как понимать выражение “не богат словами”?

После записи выясняется, нет ли вопросов, исключающих друг друга, нет ли ненужных вопросов.

После обсуждения делается вывод, что первый вопрос “Кто такой Молчалин?” можно вычеркнуть, так как он будет освещен в четвертом вопросе “Откуда появился Молчалин в доме Фамусова?”. Затем объединяются вопросы третий, седьмой, восьмой, девятый. Оставляется формулировка третьего пункта, к нему добавляются другие вопросы, и этот пункт делается центральным в плане (см. план ниже). Вычеркиваются лишние вопросы, объединяются сходные, и в результате оставляется восемь. После этого можно приступить собственно к планированию, то есть определить порядок вопросов.

Ученики предупреждаются, что они могут делать отступление от принятых в классе формулировок, допускать изменения. Этим достигается самостоятельность и свобода творческой мысли обучающихся.

В образе Молчалина Грибоедов отразил социальное явление, следовательно, сочинение надо начинать с краткой характеристики московского дворянского общества. Эта характеристика заканчивается сведениями о Фамусове, а затем можно перейти к вопросам, как попал в дом Фамусова Молчалин, каким он пришел в Москву из Твери, как выполняет “заветы” отца, как у него складываются отношения с фамустовским обществом. Эту характеристику взаимоотношений Молчалина и общества надо сделать центральной частью сочинения. Так раскроется тема. Один вопрос тесно связывается с другим, вытекает из другого, переход от одного вопроса к другому логически обосновывается. После коллективного обсуждения составляется план, который записывается в тетради в следующем виде:

План сочинения на тему “Вот он на цыпочках и не богат словами”.

  1. Характеристика фамустовского общества (идеалы, отношение к службе, способы получения чинов).
  2. Как попал Молчалин в дом Фамусова.
  3. “Заветы” отца.
  4. Молчалин в доме Фамусова:
    • угождает хозяину и гостям;
    • прикидывается влюбленным в дочь Фамусова;
    • советует Чацкому использовать для корыстных целей знакомство со знатными людьми;
    • Молчалин “на цыпочках”.
  5. “Идеалы” Молчалина.
  6. Может ли борьба за такие “идеалы” обогатить внутренний мир человека?
  7. Прав ли Чацкий, говоря, что Молчалин “не богат словами”?
  8. Отношение к Молчалину в фамустовском обществе.

На дом дается задание: составить к плану тезисы, то есть коротко ответить на поставленные вопросы.

Вслед за этим учащиеся пишут сочинение с планом, тезисами и цитатами.