Элементы проектной деятельности на уроках технологии

Разделы: Технология


Участники: учащиеся 11 класса (в группах по 3 человека).

Продолжительность: 10 уроков.

Дидактические цели:

- формирование у учащихся компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной познавательной работы с большим объемом материала, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.

Методические задачи:

- формирование представлений о значении сервировки стола на усвояемость пищи, способствующей лучшему пищеварению;

- разработка и изготовление изделий для сервировки стола;

- закрепление навыков соблюдения правил техники безопасности при работе иглой, ножницами, крючком, на швейной машине.

Проблема: потребность в рациональном использовании отходов становится с каждым годом все более актуальной. Это связано не только с экономией ресурсов, а и с глобальным загрязнением почвы и водоемов бытовыми отходами.

Оборудование: лоскут, швейные машины, крючок.

Продукт: изделия в технике тканевой аппликации: скатерть, сервировочные салфетки.

Ход проекта (по урокам)

I этап (поисковый)

1-2. Обсуждение проблемы, формулирование проблемных вопросов:

- Как можно сократить количество текстильных отходов?

- Как условия приема пищи влияют на ее усвояемость?

Формирование групп для работы над проблемными вопросами, проведения исследований и определение формы представления результатов.

Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека, выбирают вопрос, над которым хотели бы поработать и по которому должны провести исследование (Приложение 1), а также выбирают форму представления результатов исследования, заполняют листы планирования своей предстоящей деятельности (Приложение 2)

II этап (аналитический)

3-4. 1) Обсуждение с учениками возможные источники информации.

Информацию по заданным вопросам можно найти в книгах из домашней или школьной библиотек, в Интернете или мультимедийной энциклопедии, в средствах массовой информации, в журналах (каких?). Можно провести интервью (с кем?), организовать опросы (кого?) и т.д.

2) Самостоятельная работа групп.

Поиск информации по проблемным вопросам, ее систематизация, оформление полученных данных.

III этап (практический)

5-8. 1) Практическая работа по изготовлению продукта проектной деятельности.

2) подготовка доклада по проблемному вопросу.

IV этап (презентационный)

9-10. 1)Подготовка учащимися презентации о проделанной работе.

Форма презентации любая - доклад с иллюстрациями, издание информационного бюллетеня, выпуск газеты, оформление папки и др. (Приложение 3).

2)Защита полученных результатов и выводов.

3) Оценивание школьниками и учителем. (Приложение 4)

Приложение 1

Карточки-задания группа №1.

Как условия приема пищи влияют на ее усвояемость?

Найти ответы на вопросы:

1. Когда появились предметы сервировки? Почему это стало необходимо?

2. Какие виды сервировок стола существуют?

Вывод:__________________

группа №2. Как можно сократить количество текстильных отходов?

Найти ответы на вопросы:

1. Какие полезные для дома вещи можно изготовить из лоскута?

2. Составьте технологическую карту на изготовление изделия в технике тканевой аппликации.

Вывод:__________________

Приложение 2

Лист планирования

Имя (имена):

Тема:

Основополагающий вопрос:

Проблемный вопрос:

Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

№ этапа Название этапа Вид деятельности учащихся
     
     

Источник информации:

Форма защиты:

Приложение 3

Подготовка к защите (работа всей команды)

- подготовка устной презентации проекта (слайды, видеофильм)

- подготовка команды для ответа на вопросы оппонентов

- создание папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена работа над проектом.

Приложение 4

Критерии оценки доклада по выполненной работе

1. Соответствие содержания доклада проделанной работе.

2. Умение объяснить научные основы работы, самостоятельность выполнения.

3. Качество изделия.

4. Практическое использование изделия.

5. Качество записей и наглядный материал.

6. Использование знаний из других учебных предметов.

7. Ответы на вопросы.

8. Полнота знаний по технологии.

9. Оригинальность решения проблемы.

10. Культура речи.