Проект учебно-воспитательного занятия по истории в профессиональном училище на тему "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля"

Разделы: История и обществознание


Место УВЗ: Этот урок продолжает тему “Достижения научно-технического прогресса в конце ХIХ – середине ХХ вв.”. Данный урок – один из серии взаимосвязанных уроков в курсе истории, на которых эволюция транспортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся “слесарь по ремонту автомобилей”.

Цель УВЗ: сформировать у учащихся понимание роли “изобретательского” периода” в истории автомобилестроения и НТП - в целом, обусловленности резкого скачка в эволюции автомобиля в этот период, восприятие его как составной части научно-технического прогресса в конце ХIХ – начале ХХ вв.

Задачи УВЗ:

  • обучающие: формирование дополнительных знаний об одной из сторон научно-технического прогресса начала ХХ века – совершенствование машин с двигателями внутреннего сгорания, осознание факторов, ускоривших этот процесс, установление значения этого периода в истории автомобилестроения;
  • воспитательные: воспитание стремления к самообразованию, уверенности в себе, уважительного отношения к мнению другого человека, стремления к сотрудничеству с учителем, библиотекарем, диалогу, аккуратности, воспитание потребности читать не только специальную литературу, уважение к изобретательской деятельности.
  • развивающие: развитие умений участвовать в обсуждении учебной задачи, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, слушать и представлять результаты своей работы, искать и извлекать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа, переводить информацию из одной знаковой системы в другую; развитие коммуникативной компетенции (развитие монологической речи, умения вести диалог, оформление записей)

Основной учебный материал:

Загладин Н.В. Всемирная история: ХХ век: Учебник для 11 класса общеобразовательных учебных заведений. - параграфы 1,2.

Дополнительный учебный материал:

1. Багоцкий С.В. История производства и техники // - Преподавание истории в школе.1995. № 6. – С. 35-42.

2. Кларе Дж. Иллюстрированная хроника открытий и изобретений с древнейших времен до наших дней.- М.: ООО “ Издательство Астрель”, 2002. – С. 128-159.

3. Я познаю мир: Автомобили: Детская энциклопедия. – М.: “ Издательство Астрель”, 2002.- С. 195-209.

4. Франс А. Остров пингвинов. Кн. 7,глава 3 (любое издание )

5. Лилли С. Люди, машины и истории.- М.: Изд-во “Прогресс”,1970 . – С. 194-195.

6. Другие источники по выбору учащихся.

Форма УВЗ: урок, 1 час.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель каждого этапа УВЗ Деятельность учащихся Формы организации деятельности учащихся Деятельность педагога
Организационный.1-2 мин.
Сформировать готовность к работе на уроке Проверяют готовность к уроку Фронтальная беседа о готовности к уроку учащихся. Приветствует учащихся. Наблюдает за учащимися (умение организовать рабочее место, работоспособность и самостоятельность).
1.Мотивация .3 мин
Формирование потребности и интереса к работе над профессионально значимой темой урока. Выразительное чтение отрывка из книги А.Франса “Остров пингвинов” одним из учащихся.

Все учащиеся представляют результаты работы

над опережающим домашним заданием:

- создают зрительный ряд на парте и доске из подобранных дома иллюстраций ;

- объясняют выбор иллюстраций и источники, которые были использованы при его выполнении.

Фронтальная беседа- проверка домашнего задания:

- прочитать отрывок из книги А.Франса

“ Остров пингвинов”

(кн.7 гл. 3 ) и подобрать иллюстрации из любых информационных источников к нему;

- составить конспект, используя дополнительную литературу по вопросам (хронология по теме, изменение внешнего облика автомобиля и совершенствование ДВС в начале ХХ века, изменение отношения современников к автомобилю );

- пополнить накопительную папку с рабочими материалами на тему “История автомобиля”, ответить на вопрос: “Чему я научился, выполняя домашнее задание?”

Слушает учащихся.

Побуждает к деятельности учащихся при создании зрительного ряда на доске из иллюстраций.

Задает вопросы.

Уточняет формулировки ответов учащихся.

Просит объяснить выбор иллюстраций.

Отмечает тех, кто подбирая иллюстрации, обратил внимание на год издания книги и страну проживания автора.

Наблюдение за учащимися.

Сравнивает уровень выполнения опережающего задания.

2.Целеполагание.2 мин.
Понимание учащимися цели и вида деятельности на уроке.

 

Знакомятся с вариантами названий тем предстоящего урока, предложенными учителем.

Фиксируют в тетради место для записи в конце урока его темы.

Фронтальная беседа о предстоящем на уроке выборе и объяснении формулировки темы урока из следующих вариантов:

- Совершенствование двигателя внутреннего сгорания в начале ХХ века.

- Изобретательский период его значение в истории автомобиля.

- Автомобиль – символ НТП в начале ХХ в.

- Вариант учащегося.

Объясняет цель урока, его место в цикле уроков по истории транспорта.

Объявляет о предстоящей на уроке работе по выбору темы занятия из предложенных учителем.

Представляет варианты формулировок темы урока.

3. Изучение нового материала. 20 мин.
Выявить и осознать изменения во внешнем облике автомобиля и схеме двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Для этого использовать информационную базу, созданную дома учащимися при выполнении домашнего задания (конспекты в тетрадях).

Сформулировать причины ускорения эволюции автомобиля в начале ХХ века.

3.1.Слушают учителя, обдумывают, сопоставляют иллюстрации.

Анализируют зрительный ряд, дополненный учителем, формулируют значение данного периода в истории автомобиля.

Сравнивают и формулируют различия силуэта, схемы расположения основных узлов.

Используя материал, подготовленный дома делают вывод об основном факторе, повлиявший на изменения облика автомобиля.

Соблюдают нормы и правила диалога.

Дополняют конспекты. Взаимная оценка ответов учащимися.

3.2.Отвечают на вопросы учителя.

Используя конспекты, составленные дома, группами составляют схему “Изменения в двигателе внутреннего сгорания в первом десятилетии ХХ века”.

Зарисовывают свой вариант в тетради.

Первая группа представляет на магнитной доске свою схему, вторая группа анализирует положительные стороны выступления группы, третья – анализирует недостатки выступления и предлагает свои изменения и дополнения.

Обобщают результаты совместной работы и формулируют выводы о внешнем облике и конструкции автомобиля в начале ХХ века.

3.3. Пишут на листах и озвучивают свои мнения о причинах ускорения эволюции автомобиля в начале ХХ века.

Выслушивают и обсуждают мнения учащихся.

Записывают окончательные выводы в тетрадях.

Групповая и фронтальная работа.

Беседа об основных узлах автомобиля и их компановке в разные исторические периоды.

Фронтальная беседа по вопросам:

- причины ускорения НТП в начале ХХ века,

- причины ускорения эволюции автомобиля в данный период.

Дополняет зрительный ряд новыми иллюстрациями, отражающими современный автомобиль и один из первых автомобилей первого десятилетия XX века.

Называет использованные источники информации.

Направляет обсуждение учащихся.

Наблюдает за работой учащихся.

Организует беседу .

Определяет задачи групповой работы.

Направляет деятельность учащихся.

Слушает ответы, корректирует их.

Помогает в форме наводящих вопросов.

Оценивает верность составления схемы и полноту использования домашних материалов.

Сообщение учителя об автомобиле как одном из символов НТП начала ХХ века и характерных его чертах

Направляет обсуждение вопроса.

Собирает листы с ответами, группирует их.

Помогает сделать выводы.

4. Обобщение и закрепление нового материала. 5-6 мин.
Обобщить факты эволюции автомобиля и факторы, повлиявших на этот процесс.

Сформулировать значение “изобретатель-ского” периода.

Выбрать и аргументировать формулировку темы урока.

4.1.Приводят факты из материалов, подготовленных к уроку дома об изменении отношения к автомобилю в начале ХХ века.

Объясняют зрительный ряд, предложенный учителем . Делают вывод из этого зрительного ряда.

Отмечают, что эти цифры характеризуют изменение отношения к ДВС 1895 по 1910 годы.

4.2.Выбирают и обосновывают выбранную формулировку темы урока.(№1. 2, 3 ).

Предлагают свой вариант формулировки.

Совместно с учителем делают вывод и записывают окончательную формулировку в тетрадь.

Записывают тему урока в тетрадь.

Совместно с учителем делают вывод о итогах “изобретательского периода” в истории автомобиля.

Фронтальная беседа по вопросам:

Найдите аргументы в поддержку А.Франса: “нет никаких сомнений: будущее принадлежит этому металлическому животному…Долгие мучения лошади приходят к концу…”

Объясните зрительный ряд: 2/5, 1905, 15%, 3000, 1899, 70%, 1900, 450, 1 %, 1 / 5, 1895

Фронтальная беседа о выборе формулировки темы урока, об основных итогах “изобретательского периода” в истории автомобиля.

Предлагает зрительный ряд для учащихся.

Формулирует задания.

При необходимости помогает подобрать факты

Корректирует ответы.

Оценивает уровень использования домашнего задания.

Выслушивает мнения учащихся.

Корректирует ответы.

Сообщение учителя о значении и основных итогах изобретательского периода в автомобильной истории.

5. Подведение итогов. Рефлексия.
  Оценивают свою деятельность на уроке, чему научились во время подготовки домашнего задания и на уроке.

Сдают материалы:

1.Накопительная папка.

Содержание, обязательное для всех учащихся: иллюстрации к отрывку из книги “Остров пингвинов” с указанием источника; ответы на вопросы, заданные учителем (см.выше); ответ на вопрос: “Чему я научился, выполняя домашнее задание?”.

2. Конспект, составленный на уроке.

(в том числе выбранная учащимся тема урока ).

  Отмечает достоинства и недостатки работы учащихся на уроке и при подготовке домашнего задания, продвижение отдельных учащихся по сравнению с другими уроками.

Оценивает общий стиль и темп работы, полноту и уровень ответов, инициативу и ответственность учащихся, отмечает работу отдельных учащихся.

Приложение