Методика обследования речевого развития старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение с взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, обогащает мышление, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности.

Но речь человека не является чем-то врожденным, она возникает и формируется в ранние годы.

Интеллект и речь отличают человека от животных. Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется в дальнейшем не просто потому, что организм растет, а лишь при условии овладения этим человеком речью. Если взрослые начинают правильно учить ребенка говорить еще с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность мыслить.

Речь и мышление взаимосвязаны между собой и взаимообуславливают друг друга. Речь развивается в процессе подражания. Подражание у человека – это безусловный рефлекс, т.е. врожденное умение, которому не учатся, с которым рождаются.

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

ЦЕЛЬ: определение уровня речевого развития и выработка на этой основе индивидуального подхода к ребенку при решении вопроса о школьной зрелости в области коммуникативного развития.

МАТЕРИАЛ. Игрушки: теремок, ежик, медведь, козленок, деревья (Фигуры настольного театра), собака (мягкая игрушка). Картинки: лиса, волк, медведь, рысь, лось (животные, название детенышей которых образуются при помощи суффикса – ОНОК, возможны замены картинок, но при этом название детенышей животных не должны быть из числа часто употребимых, хорошо знакомых типа “котенок”). Набор предметных картинок с предметами, в названиях которых (в начале, середине и конце слова) есть часто нарушаемые звуки: л, ль, р, рь, с, сь, з, зь, ш, щ, ж, ч, ц . (Лучше, чтобы предметы были даны в контексте сюжетной картинки, открытки; тогда старший дошкольник не замечает тестирующий характер заданий и ему интересно рассматривать картинки).

ИНСТРУКЦИЯ

Обследование проводится индивидуально. Взрослый предлагает рассмотреть и назвать картинки, которые он принес (проверка звукопроизношения). Ребенок называет их самостоятельно, либо повторяет названия за взрослым (при направленном обозначении словом предмета). В том случае, если при знакомстве с ребенком и при первом речевом контакте логопед обнаруживает легкость общения и общее впечатление правильной в звуковом отношении речи, логопед для сокращении времени тестирования может предложить следующую игру со звуками.

- Давай с тобой поиграем со звуками и словами. Я буду их произносить, а ты повторяй. Послушай:

ло-ло-ло, на солнышке тепло;
ли-ли-ли, в банке мотыли;
ра-ра-ра, играет детвора;
ри-ри-ри, прилетели снегири;
са-са-са, к нам летит оса;
си-си-си, звери едут на такси;
за-за-за, вот идет коза;
зи-зи-зи, смело тормози;
ша-ша-ша, шубка очень хороша;
ща-ща-ща, нет щетинки у леща;
жук-жук-жук, вылез майский жук;
ча-ча-ча, каша слишком горяча;
цо-цо-цо, снесла курица яйцо.

Далее разворачивается общение по следующему сценарию.

Послушай историю, которая произошла в лесу (выставляются деревья). Это лес. Идет по лесу медведь и вдруг видит – на полянке козленка. Спрашивает медведь: “Что ты тут делаешь в этом дремучем лесу такой маленький, такой домашний козленок? ” - “Я не козленок, я мальчик Саша. Меня заколдовала волшебница. Сказала, пока не отгадаю ее загадки, не расколдует”.

Поможем козленку отгадать загадки волшебницы? (Речь сопровождается действиями с игрушками. Логопед дожидается утвердительного ответа на предложение. В случае легко эмоционального контакта с ребенком и полной его готовности к общению при проверке звукопроизношения для ускорения обследования этот зачин можно опустить по усмотрению логопеда.)

1.

(Словарь)

1. Отгадай загадку: Желтая хозяюшка из лесу пришла,

Всех кур пересчитала и с собою унесла.

2. Вот лиса давай её рассмотрим (картинка).

  1. Расскажи, какая лиса ? (Точные определения.)
  2. Что умеет делать лиса? (Глаголы движения. Подсказка: представь себе, лиса целый день в лесу, чем она там занимается?)
  3. Лиса от погони не просто убегает, а…? Как сказать по другому? Назови слова, близкие по смыслу. (Подбор синонимов. Подсказка: лиса не просто бежит, а мчится, как угорелая…несется, как стрела… .)
  4. Вот лиса, волк, медведь, как их назвать одним словом? (Обобщающие понятия.)

2.

(Словообразование. Грамматика.)

Рассмотри эти картинки. Вот лиса.

  1. Кто детеныш у лисы? А если их много?
  2. Кто детеныш у волка (картинка)? Кто детеныши у волка?
  3. Кто детеныш у медведя? А если их много?
  4. У лося детеныш - … . А если их много - …
  5. У рыси детеныш - … . детеныши -… .

3.

(Словоизменение. Грамматика.)

Отгадай еще загадку: Дом сторожит, с хозяином дружит.

Живет под крылечком, хвост колечком.

Правильно. Вот он пес Гаф. “Гаф, гаф! Я пес Гаф, я умею считать! Вот спроси: Гаф, Гаф, сколько у тебя хвостов? – и я отвечу” (от лица персонажа логопед обращается к ребенку).

Ну, спроси: “Гаф, Гаф, сколько у тебя… хвостов? ”

А теперь спроси

1) про уши,

2) про брови,

3) про глаза,

4) про нос,

5) про рот,

6) про лапы.

(На каждый вопрос ребенка логопед отвечает от лица персонажа.)

4.

(Связная речь)

На столе выставляется теремок и ежик (лесная сценка сохраняется).

Логопед обращается к ребенку: “Чтобы волшебница расколдовала козленка, сочини свою историю, которая произошла в лесу”. (если ребенок долго молчит, ему подсказывают начало: “Стоял в лесу… В нем жил… Как-то раз… И т. д.)

Если ребенок самостоятельно составляет творческий рассказ (сказу-импровизацию) с элементами творчества или воспроизводит зачин методики, обследование на этом заканчивается. Если рассказывание было совместным, ребенку предлагают рассказать сказку, которую он хорошо знает, например, “Курочку Рябую” , “Репку.”,и т.п. При затруднении дается подсказка в виде начала предложения.

В заключении логопед говорит, что ребенок очень хорошо помогал козленочку отгадывать загадки волшебницы, и она его обязательно расколдует.

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

1. Звуковая культура речи

1) Устойчивое чистое звукопроизношение.

2) Неустойчивое произнесение отдельных звуков (чистый звук встречается, но не во всех позициях, не автоматизирован.)

3) Нарушение звукопроизношения.

2. Словарь

1) Правильное выполнение всех заданий (подбор точных определений, глаголов движения, обощающего наименования (животные)), синонимов.

2) Справился с 3 заданиями из 4 (не сумел подобрать синоним к слову).

3) Справился с 1-2 заданиями.

3. Грамматика

1) Точное форо-и словообразование (правильно выполнил все задания на образование наименований детенышей животных в единственном и множестенном числе, на образование форм родительного падежа мн. числа, существительных в сценке с Гафам).

2) При выполнении заданий на формо - и словообразование допустил до 3 инноваций .(сюда же относится образование родительного падежа мн. числа от уменьшительно-ласкательных наименований “носиков”, “ротиков” и под.- избегание грамматических трудностей).

3) Более трех инноваций при наличии правильных ответов, отдельные отказы.

4. Связная речь

1) Самостоятельное составление небольшого творческого рассказа (наличие элементов творчества импровизации)

2) Самостоятельный пересказ традиционной сказки или зачина методики (репродуктивная речь).

3) Совместное с логопедом творческого рассказа и /или сказки (отсутствие самостоятельных развернутых высказываний).

Этот перечень вопросов, конечно, нельзя назвать исчерпывающим. Это зависит от того, какую задачу ставит перед собой логопед. Важно только, чтобы у Вас всю получилось, и цель была достигнута.