Конспект подгруппового логопедического занятия "Строим дом для поросят" для детей подготовительной группы детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Коррекция звукопроизношения. Автоматизация звука -рь- в слогах, словах.
  2. Упражненять в образовании относительных прилагательных, в использовании родительного падежа существительных.
  3. Упражненять в составлении предложений по заданным словам.
  4. Стимулировать детей к выбору самостоятельных способов выполнения задания, работая в подгруппе, учить умению договариваться.
  5. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
  6. Развивать зрительное восприятие, воображение, память, чувство ритма.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание картинок с изображением строительных инструментов.
  2. Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики.
  3. Вызывание (постановка) звука -рь-.
  4. Разучивание слов к физминутке.
  5. Использование работы в подгруппах.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись песни из мультфильма “Три поросёнка”, “зашумлённые” картинки с изображением строительных инструментов, мяч, индивидуальные зеркала, схематичное изображение крыльца, разноцветные счётные палочки, стаканчики с питьевой водой, картинки (в названии которых находится -рь-).

Ход занятия

1. Оргмомент.

- Ребята, я очень рада вас видеть!!!

- Паша, ты, как всегда, очень аккуратен.

- Рома, у тебя хорошее настроение.

- А у Вики очень добрые глаза.

- Я вижу, что вы готовы заниматься. Сегодня нам предстоит построить дом, а для кого, - вы сейчас узнаете.

Звучит аудиозапись песенки из мультфильма “Три поросёнка”:

“Нам не страшен Серый Волк, Серый Волк, Серый Волк.

Где ты бродишь Серый Волк, злой и страшный волк?”

- Вы помните, из какой сказки эта песня?

- “Три поросёнка”. А как их звали? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф).

- Вы хорошо помните эту сказку? (Ответы детей).

Психогимнастика:

Изобразите сердитого волка. А сейчас покажите, как страшно было поросятам. Покажите, как они прятались. Представьте, как волк дул на домики поросят. А теперь изобразите смелых поросят, радостных поросят.

Вы помните, чем закончилась эта история?

Правильно, поросята стали жить вместе, в домике брата Наф-Нафа.

Но вскоре, поросята подросли, окрепли, им стало тесно жить в маленьком домике, и решили они построить новый, большой, крепкий и надёжный дом.

Вы им в этом сегодня поможите?

Для этого вы должны быть очень внимательными, старательными. А также правильно произносить звук -рь-. Меня очень радует, когда у вас всё получается. Если будет нужно, то я обязательно вам помогу. Ну что, приступим?!

2. Упражнение на развитие зрительного внимания.

Дом можно построить без инструментов? (Нет).

Поросёнок Ниф-Ниф нёс ящик с инструментами, да так торопился, что нечаянно упал и уронил его. Все инструменты рассыпались. Помогите ему.

Внимательно рассмотрите картинку (предлагается “зашумлённая” картинка с изображением строительных инструментов), и найдите какие инструменты спрятаны на ней. (Дети ищут и называют инструменты).

3. Образование относительных прилагательных.

Инструменты собраны. Из чего же поросятам строить дом? Я буду называть материал, а тот, кому я брошу мяч, будет называть, каким он будет.

из соломы ?– … соломенным;
из камня - ?...
из дерева - ...
из металла - ...
из стекла -...
из стали -...
из железа - ...
из резины -...
из серебра- ...
из глины - ...
из кирпича - ...

Как вы думаете, из чего будет лучше построить крепкий дом?

4. Артикуляционная гимнастика (с использованием зеркал).

А мы попробуем построить дом по-своему.

Для установки стен взяли молотки. Вот как молоточками стучали.

“Молоточек”

Улыбнуться. Открыть рот. Поднять язык к нёбу. Произносить д-д-д-д.

В стене они сделали большие, светлые окна. Вот такие.

“Окошко”

Улыбнуться. Открыть широко рот. Удерживать в таком положении.

Когда стены и потолок были готовы, поросята решили их покрасить. Покрасим потолок.

“Маляр”

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно.

А теперь окошки выкрасили.

“Красим окна” (облизать губы).

“Покрасим стены” (языком водить внутри щёк).

На крыше дома выложили вот такую трубу.

“Труба”

Губы вытянуть широкой трубочкой.

“Вымыли полы”

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно “почистить” за нижними зубами.

Когда в доме стало чисто, повесили красивые “Шторы”. Вот такие.

Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить за бугорки за верхними зубами. Удерживать в таком положении.

Физминутка

Динь-дон, динь-дон -
Братцы строят новый дом.
Красят стены, крышу, пол,
Прибирают всё кругом.
Мы к ним в гости придём
И подарки принесём.
На пол – мягкую дорожку,
Расстелив её к порожку,
Две подушки на диван,

Мёду липового жбан.

(Дети сопровождают свои слова действиями).

5. Автоматизация изолированного звука -рь-.

К дому пристроили поросята вот такое высокое крыльцо (схематичное изображение крыльца). Весело подниматься и спускаться по нему (2 раза подняться и опуститься). Дети ходят указательным и средним пальцами, как ножками, каждый шаг сопровождая произнесением звука -рь-.

6. Развитие мелкой моторики.

Походили поросята по крыльцу туда-сюда, жарко стало. Очень пить захотелось. Где воды взять? Материал есть для постройки колодца (предлагаются разноцветные счётные палочки). А как построить, - нужно договориться. Готовы ли вы самостоятельно взяться за решение? Приступайте.

Получилось сделать задуманное или нет? Если нет, то почему?

А хотите попробовать воду из нашего колодца? (Детям предлагаются стаканчики с питьевой водой). Какая вода? Вкусная, прохладная, чистая, полезная… Расскажите, что вы почувствовали?

7. Автоматизация звука -рь- в слогах.

Отхлопывание и одновременное произнесение слогов в заданном ритме.

Когда домик получился таким красивым, поросята очень обрадовались и стали отстукивать копытцами. (Дети повторяют за логопедом).

Ря, ря, ря
рё, рё-рё
рю-рю, рю
ре, ре, ре-ре
ря-ря-ря, ря
ри, ри, ри-ри
ре, ре-ре, ре.

8. Автоматизация звука -рь- в словах.

Стали поросята вносить в новый дом разные предметы. Назовите их.

(раскладывание и называние картинок со звуком -рь-: ремень, гребешок, пряник, репка, парик, матрёшка, рюкзак, рябина, гриб).

9. Развитие зрительного восприятия, памяти.

Усвоение родительного падежа существительных.

Игра “Чего не стало?”

Наф-наф предлагает поиграть в прятки. Сейчас вы закроете глаза, я уберу какую-то картинку, затем вы посмотрите внимательно, и скажите, какой картинки не стало.

10. Составление предложений с заданными словами.

Во время переезда из старого маленького, в новый большой дом, всё перепуталось, и слова в предложениях тоже. Помогите составить предложения правильно, чтобы было понятно.

  1. Три, жили-были, братца-поросёна, весёлых.
  2. Строить, настоящий, начали, дом.
  3. Дом, очень, получиться, крепкий, красивый, и.
  4. Поросята, три, дом, в, жить.
  5. Счастливые, стали, поросята, петь, плясать, и.
  6. Молодцы! Хорошие предложения составили!

11. Итог.

- Что вы узнали сегодня нового на занятии?

- Что больше всего понравилось?

- А что было трудно выполнить? Почему?

У нас всё получилось благодаря тому, что вы смогли договориться друг с другом и старались построить такой замечательный дом для поросят. Молодцы!

Список использованной литературы:

[1]. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Т. Ц. Сфера, 2003.

[2]. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2001.