Цикл интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста "Звездная страна"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи.

  • Уточнить представления детей о Солнечной системе.
  • Формировать понимание уникальности Земли (на Земле есть жизнь; это дом для всех людей; её надо любить и содержать в чистоте).
  • Закрепить знания о географическом положении Кольского полуострова, городах Заполярья.
  • Воспитывать у детей интерес и уважение к культуре и быту саамов, любовь к родному краю.
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
  • Развивать творческие способности и воображение.

Ход занятия

Земля, Солнце и другие планеты.

Дети входят в эколого-краеведческий музей детского сада. Воспитатель обращает их внимание на макет звёздного неба и модели планет. Спрашивает у детей, знают ли они, что такое космос? (Ответы детей)

Педагог: “ Ребята, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие в глубины Космоса. Помогут нам “волшебные кольца времени”, которые понесут нас сквозь космическое пространство!” (Дети надевают на голову кольца в виде обручей из бумаги с цветным кругом впереди и кружатся по комнате под музыку)

На доске появляется изображение неизвестной планеты. Под мелодию песни М. Таривердиева “Звёздная страна” входит персонаж Маленький принц (герой произведения Антуана де Сент-Экзюпери): “Здравствуйте, я очень рад вас видеть! Скажите, пожалуйста, кто вы такие, с какой планеты? (Ответы детей) А меня зовут Маленький принц, я живу на этой планете. Конечно, она очень маленькая, но я её так люблю! Дорогие земляне расскажите мне, пожалуйста, о вашей планете, где она находится?”

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, где находится планета Земля? Какие ещё планеты вращаются вокруг Солнца? (Выстраивается модель Солнечной системы)

Чем интересны Венера, Марс, Юпитер?

Маленький принц: “Ребята, расскажите, пожалуйста, как выглядит планета Земля, если смотреть на неё из Космоса?” (Дети рассказывают о поверхностном ландшафте, об условиях, которые есть на Земле для жизни. Приглашают Маленького принца в гости)

Маленький принц: “Мне очень хочется побывать на Земле, но я не могу оставить свою планету. Есть такое твёрдое правило – встал поутру, умылся, привёл себя в порядок, и сразу же приведи в порядок свою планету. А вы, ребята, бережёте Землю?” (Ответы детей)

Педагог: “Пожалуй, нам тоже нельзя надолго оставлять Землю и пора вернуться домой. До свидания, Маленький принц!”

(Релаксационная пауза “Полет в невесомости”)

Кольский полуостров.

На доске карта – модель Кольского полуострова.

Педагог: “Ребята, где мы с вами приземлились? Да, это наш родной край. Где находится Кольский полуостров? Какие моря его омывают?

Давайте совершим экскурсию по нашим северным городам”. (Дети рассказывают о Мурманске, Апатитах, Кировске, Кандалакше и на карте отмечают их кружками)

Чтение стихов о городах.

Саами – коренные жители Кольского полуострова.

Педагог: “Вы так много знаете о городах нашего края, чем они знамениты. А что вы можете рассказать о первых жителях полуострова? (Дети рассаживаются на ковре возле настенного панно “В тундре”)

Представьте: холодная ночь, в небе сполохи северного сияния. Приветливо светит огонёк костра, словно частица солнца. Это саами встречают гостей”. (Беседа с детьми о быте и культуре саами) Проводится дидактическая игра “Узнай и назови узор”.

Педагог: “Мы так долго путешествовали, не пора ли вернуться в детский сад? Хотите прокатиться на оленях?” (Вырезывание фигурок оленей по трафарету из бумаги, сложенной вдвое)

Танец-импровизация “Едем домой на оленях”.

Подведение итога занятия.

Цикл интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста "Звёздная страна".

Месяц Предварительная работа Занятия
Сентябрь Наблюдения на метеоплощадке за восходом и заходом, высотой стояния Солнца на горизонте; за изменением продолжительности дня, температурой воздуха. "Земля - планета, на которой мы живем".

Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе. Показать зависимость смены частей суток и времен года от вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Октябрь Наблюдения:

“Значение почвы и воды для всего живого” (проращивание семян).

Элементарные опыты:

"Воздух и его свойства", "Животворящая сила воды".

Беседа: “Огонь: друг или враг?”.

“В гостях у четырех стихий”.

Закрепить знания о четырех стихиях природы: огне, воде, земле и воздухе. Развивать у детей творческое воображение. Воспитывать чувство единства человека и природы. Укреплять психологическое здоровье.

Ноябрь Наблюдения на прогулке за небом, звездами в темное время суток.

Элементарные опыты:

“Звезды светят постоянно”,

“Почему кажется, что звезды движутся по кругу?”.

“Тайны звёздного неба”.

Дать детям первоначальные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах, созвездиях; их разнообразии.

Декабрь Наблюдения за Луной и фазами Луны: новолуние, узкий серп (месяц), половина Луны, полнолуние и её исчезновение. “Луна – спутница Земли”.

Познакомить детей с понятием “планета”. Дать элементарные знания о Луне – спутнице Земли. Побуждать самостоятельно находить отличительные признаки двух планет. Развивать любознательность, активность.

Январь Рассматривание изображений планет, макета Солнечной системы в эколого-краведческом музее ДОУ; иллюстраций и книг по теме “Космос”. “Наши соседи во Вселенной” (первое занятие).

Познакомить детей со строением Солнечной системы. Дать знания о близких планетах (Марс, Венера); их особенностях. Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках.

Февраль Рассматривание изображений планет, макета Солнечной системы в эколого-краведческом музее ДОУ; иллюстраций и книг по теме “Космос”. “Наши соседи во Вселенной” (второе занятие).

Закреплять представления детей о строении Солнечной системы. Познакомить со своеобразием планет Юпитер и Сатурн. Развивать познавательные интересы.

Март Наблюдения:

“Влияние солнечного света на рост и развитие растений” (огород на подоконнике).

Элементарные опыты:

“Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч”.

“В стране солнечных зайчиков”.

Закреплять знания детей о Солнце, как звезде; о природных явлениях, связанных с Солнцем (радуга, северное сияние). Воспитывать интерес и любовь к народному искусству и традициям (Масленица).

“В гостях у царицы Радуги”.

Закрепить представления детей о последовательности расположения цветов в радужном спектре. Развивать логическое мышление, совершенствовать навыки чтения. Укреплять психологическое здоровье детей.

Апрель Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток о космических полетах, космонавтах.

Чтение художественной литературы об освоении человеком космоса.

“Человек в космосе”.

Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Праздник “День Земли”.

Обобщить представления детей о планете Земля; об условиях, необходимых для существования растений, животных и людей. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её.

Май   “Этот загадочный мир” (итоговое занятие).

Уточнить и обобщить представления детей о Солнечной системе. Формировать понимание уникальности Земли. Закрепить знания о географическом положении Кольского полуострова, городах Заполярья. Воспитывать любовь к родному краю.

Литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Москва. “Мозаика-Синтез”. 2005.
  2. Герасимова Е.О., Данилина Г.С., Макарчук Н.А. К гармонии с природой. Санкт-Петербург. 1995.
  3. Калашников В. О звездах и планетах.
  4. Калашников В. Мифы звездного неба.
  5. Б. Левин, Л. Радлова. Астрономия в картинках. Издательство “Детская литература”. 1967.
  6. Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. Москва. “Педагогика”. 1981.
  7. Мир и человек. Географический атлас. Москва. 1988.
  8. Почемучка. Под ред. А. Алексина, С. Михалкова и др. Москва. 1992.