Урок литературы по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Разделы: Литература


Оборудование урока: портрет писателя, выставка его книг.

Цель урока: формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное решение, отстоять свой выбор.

Ход урока: после краткого сообщения об В. П. Астафьеве и автобиографической основе произведения учащиеся обмениваются читательскими впечатлениями, говорят о том, на что обратили внимание, что особенно запомнилось, чем необычен рассказ, какие вопросы возникли при чтении.

Некоторые ответы комментируем и обсуждаем сразу, к другим возвращаемся по ходу урока.

Чтобы приступить к анализу рассказа, зачитываем цитату: “Вон как хорошо было жить! А те-

перь? Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника”. В чём же состоит преступление героя рассказа? Учащиеся вспоминают проступки героя, рассказывают о том, как герой рассказа обманул бабушку.

После определения “состава преступления” предлагается провести подробное расследование, выяснить, с чего началась история и как герой превратился в “преступника”. Для начала устанавливаются личности тех, кто подтолкнул героя к обману.

“Левонтьевские орлы”, “левонтьевская орда”, “левонтьевские ребятишки” - так по-разному характеризует автор приятелей героя. Так кто же перед нами? Какое из трёх определений наиболее соответствует характеру соседских детей?

Эту часть урока можно варьировать и поставить вопрос по-другому, процитировав слова бабу- шки Катерины Петровны: “Я ещё левонтьевских в оборот возьму! Это ихняя грамота! ” Какой же грамоте обучают левонтьевские ребятишки героя рассказа?

Следует рассказ о том, как “левонтьевские орлы” по дороге в лес “заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали беремя луку-батуна, наелись до зелёной слю-ны, а недоеденное побросали”, о судьбе ковшика без ручки, который “гнали по дороге…Ковшик звякал, подпрыгивая на камнях, и от него отскакивали остатки эмалировки”. Этот ковшик является своеобразным символом образа жизни левонтьевского семейства. Попутно повторяются сведения о роли художественной детали как приёме создания художественного образа. Но в центре внимания – история с ягодой, которую собирал герой рассказа.

“Я понял, что попал на уду”, – обнаруживает он. Как вы понимаете фразеологизм “попасть на уду”? Как “левонтьевской орде” удаётся “поймать на уду” героя? По ролям выразительно про-читываем диалог и выясняем, насколько точно чтецам удалось передать характеры героев.

“- Бабушки Петровны испугался! Эх, ты! - закривлялся Санька.

- Зато мне бабушка пряник конём купит!

- Может, кобылой? – усмехнулся Санька и что-то быстро смекнул: – Скажи уж лучше, боишься её, и ещё жадный.

- Я?!

- Ты!

- Жадный?

- Жадный!

- А хочешь, я все ягоды съем?”

Делаем вывод, что Санькой руководила зависть. Многие из людей устроены так, что их раздражают те, кто на них не похож, кто пытается поступать по-своему. Герой, прилежно собирающий ягоды, - прямой укор “левонтьевской орде”, пример того, что можно по-другому относиться к жизни и к своим обязанностям. Отмечаем злорадство в реплике главного “провокатора”: “Задаст тебе Катерина Петровна! Задаст! ” ? заржал Санька”. Обычно в такой ситуации люди, подобные Саньке, стараются доказать тем или другим способом своё превосходство или заставить человека, выбивающегося из общего ряда, делать, как все, и для этого порой применяются провокационные методы, подобные санькиному. Ребятам предлагается вспомнить, оказывались ли они или их близкие и друзья в подобной ситуации. Рано или поздно каждый рискует попасть в похожую историю, и надо научиться противостоять “провокаторам”. Предлагается представить себя на месте героя рассказа.

Как выпутаться? Что можно ответить Саньке, чтобы изменить ход событий?

Ребятами рассматриваются, например, такие варианты. Можно спокойно сказать: “Да, испугался бабушки Петровны, да, жадина, и буду дальше собирать ягоды”. Увидев, что его оружие не действует, враг успокоится или будет искать другие способы. Можно ответить “А тебе-то какое дело! Хочу и собираю. Я к вам не лезу, и вы мне не мешайте. ” Ещё один вариант: “А вам что, завидно, что ли?” ? и т. д. После того, как ответы иссякли, пытаемся выяснить, какой из ответов был лучшим, и приходим к выводу, что это зависит от характера человека, но самое главное в такой ситуации - не чувствовать себя ущемлённым и не пытаться доказать свою храбрость и независимость, так как именно этого и добиваются “провокаторы”.

Продолжаем наше расследование. Какова же цена обмана? На доске схематично изображаются весы с двумя чашками. Что перевесит: удовольствие, полученное в результате обмана, или наказание, которое понёс герой рассказа?

Попутно делаются записи в тетради. Над правой чашей весов пишем слово “удовольствие”, над левой – “наказание”. Какие же выгоды получил герой от обмана? Ребята рассказывают о речке, ловле рыбы, подшибленном стриже, таинственной пещере. “Так интересно и весело провели мы весь день”, – записываем в правую половину листа и на доске.

Что же поместим на вторую чашу весов? Каково было наказание?

Говориться о настроении героя при возвращении, о коварном совете Саньки, чувстве вины, которое мучило героя, о том, как долго после приезда бабушки не возвращался герой домой, как утром, стыдясь взглянуть бабушке в глаза, делал вид, что спит, и мучался раскаянием. Делаем краткие записи в тетрадь, над левой чашей весов. Пересказ прерывается просьбами составить отрывок киносценария. Например, пояснить, а, может, если будет желание, показать, как средствами кино можно проиллюстрировать следующие эпизоды: “Тихо плёлся я за левонтьевскими ребятами из лесу”; тётя Феня ведёт за руку домой героя рассказа; “Сон не брал меня”.

Используя на уроке метод составления киносценария, всегда предпочитаю работать над эпизодом, причём таким, где подробно не описывается поведение персонажа, что даёт простор фантазии и позволяет глубже проникнуть в психологию героя. Каждый последующий от-вечающий дополняет предыдущего новыми деталями или предлагает свой вариант.

Учащиеся предлагают крупным планом выделить, например, глаза героя, опущенные плечи, то, как он старается вырвать руку из ладони тёти Фени и тоскливо оглядывается назад, заплетаю-щиеся ноги и т. д.

В результате обсуждения приходим к выводу, что наказание состоит не только и не столько в упрёках бабушки, сколько в муках совести и чувстве вины, которые испытывает герой.

Далее обобщаем всё сказанное. “Пришла беда – отворяй ворота”, - гласит русская народная пословица. Так и здесь: за одну маленькую оплошность цепляется вторая, третья. Выстраиваем ход событий в хронологической последовательности, кратко упоминая уже проанализированные эпизоды и составляя на доске и в тетради небольшую схему.

Герой не —> наполнил —> обманул —> украл —> не признался
собрал ягоду корзину травой бабушку калачи в обмане

Возвращаемся к весам. Какая же чаша перевесит: та, где удовольствие, полученное героем бла- годаря обману, или та, где наказание, понесённое в результате о?

Говорим о том, что обманывать невыгодно, что правда рано или поздно выплывет наружу, что

было бы куда лучше, если бы герой сразу признался во всём бабушке, а не громоздил одну ложь на другую. Вспоминаем фразеологизмы: “Всё тайное становится явным”, “Сколько верёвочке ни виться, а всё конец будет”.

Удалось ли Саньке выучить своей грамоте героя рассказа?

“Нет! ” – отвечают ребята. “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду! ” – восклицает герой рассказа, прерывая череду обманов и отказываясь инсценировать исчезновение.

Почему же герой не последовал совету Саньки? Может, Санька неправильно предсказал пове-дение бабушки?

Поведение бабушки, скорее всего, было предсказано верно, но герой уже понял свои ошибки, раскаяся в них, он любит свою суровую бабушку, и ему жаль огорчать её ещё сильнее.

Когда совершается преступление, то всегда имеются пострадавшие. Кто же является постра- давшим в данной истории?

Анализируется эпизод с продажей ягод. Учащимся предлагается инсценировать эту неболь-шую сценку, придумать реплики бабушки, которая сначала хвалит внука, собравшего ягоды, затем удивляется и возмущается, покупательницы, обнаружившей обман. В классе всегда найдутся уче-ники, способные импровизировать и готовые изобразить героев. Подобные инсценировки вызыва-ют интерес и восторг и участников, и зрителей и занимают сравнительно немного времени . Пос-мотрев выступления всех желающих, приходим к выводу, что главный пострадавший в этой истории всё-таки сам герой.

Можно ли “левонтьевских ребятишек” назвать настоящими друзьями?

Ребята не согласны с таким определением и говорят о том, что настоящий друг действует не в своих интересах, а в интересах товарища и даёт советы, которые помогают выпутаться из трудной ситуации, а не запутать её ещё больше.

Как поступили бы настоящие друзья на месте “левонтьевских ребятишек”?

Может, предполагают учащиеся, все вместе помогли бы герою набрать туесок ягод и этим решили бы все проблемы.

Переходим к разговору о бабушке Катерине Петровне. Цитируем текст: “Я и сам знал, что им-то, левонтьевским, “ха-ха”, а мне “хо-хо”. Бабушка моя, Катерина Петровна, - не тётка Васеня”. И пожалеть меня некому. Левонтий пьяный только жалеет, и всё. А бабушка только кричит да нет-нет и поддаст ? у неё не задержится”. А вы, если бы у вас был выбор, предпочли бы жить в семействе Левонтия или с бабушкой?

Несмотря на суровость бабушки, симпатии юных читателей на её стороне. Они рассказывают о безалаберном образе жизни Левонтия и тётки Васени, описывают их жилище: отсутствие забора, ворот, ставень, наличников, кое-как застеклённые окна. (Повторяются сведения об интерьере как средстве характеристики персонажа. ) Доказывают, что бабушка, хоть и суровая, но великодушная и справедливая. Приводится пример с пряником, который, несмотря на провинность героя, был всё-таки куплен.

Какие воспитательные приёмы применяет бабушка? Какой из этих приёмов оказывается самым эффективным?

Нынешние дети – будущие родители, и поэтому важно, что они, отвечая на эти вопросы, прихо-дят к пониманию, что добротой и прощением можно добиться куда большего результата, чем строгостью и осуждением. После упрёков и ругани можно ещё раз обмануть бабушку, после пряника – нельзя.

Заканчивается урок обобщающими вопросами: о чём заставил задуматься рассказ? Какие уроки вы извлекли, читая его?

Ребята говорят о цене обмана, о дружбе настоящей и мнимой, об умении прощать и любить.

В качестве домашнего задания предлагается письменно объяснить смысл названия рассказа.