Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Правописание приставок на з-, с-: раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-)

Разделы: Преподавание русского языка


Цель: закрепить правописание приставок на з-; с-.

Задачи:

  1. Упражнять учащихся в образовании новых слов, закрепить правило написания приставок на з (с), учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи.
  2. Формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение. Корригировать и развивать фонетический слух, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, умение анализировать и обобщать.
  3. Воспитывать чувство ответственности за окружающую среду, прививать любовь к природе, вызвать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: урок, развивающий совершенствования и применения знаний, умений и навыков.

Методы и приёмы: словесные – беседа, рассказ, постановка проблемного вопроса.

Оборудование: карточки, опорная таблица для воспроизведения правила, таблица с речевым материалом для рассуждения, перфокарты.

План урока

1. Организационный момент.

а) Проверка готовности учащегося к уроку.

б) Психологический настрой на работу.

2. Сообщение темы урока и постановка цели.

3. Словарная работа.

4. Объяснение новой темы.

а) Работа с пословицей.

б) Работа по образованию новых слов с помощью приставок.

5. Творческий диктант.

6. Физминутка.

7. Работа с текстом.

8. Самостоятельная работа.

9. Составление суждения о письме Л. Леонова.

10. Выполнение письменной работы.

11. Проверка выполненного задания.

12. Задание на дом.

13. Итог урока.

2 мин.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

5мин.

8 мин.

3 мин.

5 мин.

5 мин.

1 мин.

5 мин.

2 мин.

5 мин.

6 мин.

2 мин.

2 мин.

1 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащегося к уроку.

Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

Психологический настрой на работу.

Учитель: Сегодня мы продолжим путешествие по стране “Словария”, будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек всё делает с хорошим настроением. У вас хорошее настроение, я это вижу. Тогда, в добрый путь, удачи.

2. Сообщение темы урока и постановка цели.

Учитель: Мы уже несколько уроков работаем по теме: “Состав слова” и сегодня мы уточним, когда в приставках можно писать согласную З-, а когда – С-.

И подумаем, с какими можно обратиться словами к человеку XXI века, чтобы планета наша сохранила свой многовековой зелёный наряд. Запишите число и тему.

3. Словарная работа.

Учитель: Запиши правильно через запятую словарные слова. (Кроссворд).

- Проходить курс наук, получать образование где-либо, в школе. (обучение)

- Распространение политических идей и лозунгов среди населения. (агитация)

- Род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющий источником существования. (профессия)

- Должностное лицо, которое заведует чем-либо. (заведующий).

Разобрать слова по составу: заведующий, восстание, объединённый. (Можно использовать ножницы, разрезать слова и разложить части слов в таблицу. )

приставка корень суффикс окончание

Учитель: Для чего служат в русском языке приставка и суффикс? Какое значение имеет в слове окончание?

Учитель: Познакомимся со значением ещё трёх слов. Работа с толковым словарём.

Малодушие - отсутствие стойкости, мужества, твёрдости духа. Презирать за малодушие.

Обязанность - то, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения (согласно закону, общественным требованиям, внутреннему побуждению). Права и обязанности граждан.

Отчизна - (высокое) Отечество, родина.

Учитель: Придумай предложения или словосочетания с новыми словами. (Устная форма работы.) Правильно составленное словосочетание или предложение записываем в тетрадь.

4. Объяснение новой темы.

Учитель: Посмотри. На столе находятся пословицы. Прочитайте их.

Безделье до добра не доводит.

У сильного всегда бессильный виноват.

Учитель: А следующую пословицу вы должны сами составить. Перед вами находятся карточки со словами. Составь правильно пословицу. Обрати внимание на заглавную букву и точку, что они тебе подсказывают?

лает. От собака безделья

От безделья собака лает.

Учитель: Как вы понимаете эти пословицы? Объясните.

Учитель: Какие здесь выделены слова во всех трёх пословицах? Запиши эти слова в тетрадь, выдели приставку.

Учитель: Как мы произносим приставки? Все ли отчётливо буквы мы слышим?

Подчеркни первую согласную в корне.

Перед звонкой или глухой согласной пишется З-?

Повторим буквы, обозначающие согласный звук.

р, л, м, н, й б, в, г, д, ж, з  
  п, ф, к, т, ш, с х, ц, ч, щ

Учитель: Воспользуемся карточкой – подсказкой.

В приставках на З - - С- согласная пишется так, как слышится. (опорная таблица)

Учитель: Образуй слова с помощью приставки по образцу и запиши их через запятую.

Что? Что? Что? Какой?
Дело - безделье, сила - бессильный,
лес - дума -
дорога - жалость -
молва - безмолвие, край -
право - злоба -
закон - совесть -

Учитель: Проверим. Перед вами две корзины. Прочитайте сначала слова с приставкой без-, а потом с приставкой бес-. Игра. Сколько “очков” набрано?

Учитель: Слова, которые оказались в левой корзине, какой звук слышится в приставках –