Час мужества

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • познакомить учащихся с историей Чеченской войны;
  • воспитывать чувство патриотического долга, чувство сострадания к погибшим.

Оборудование:

1. плакаты:

  • “Никто не забыт – ничто не забыто.
    Но чтобы не забыть – надо помнить.
    А чтобы помнить – надо знать!”
  • “Никто не создан для войны!”

2. Фотографии чеченских событий.

3. Детские рисунки.

Ход классного часа

Чтец 1.

Получают мальчики повестки
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врагов Отчизну защитить.
Матери сынов провожают
И наказы им дают.
Расцелуют крепко, перекрестят.
И по – бабьи жалобно всплакнут.
А отцы, махнув по рюмке горькой,
Зная, как тяжел солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руку:
“Ты, сынок, писать не позабудь”.
Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают.
Юноши пока еще не знают,
Что домой они не все придут.
Поседевших мам и пап все меньше,
Все они уходят в мир иной…
А сынок в граните остается,
Остается вечно молодой!

Учитель:

Эти стихи написала Людмила Матвеевна Плятдева, мать, потерявшая единственного сына.

Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане (1979–1989 гг.). Тогда – это называлось выполнением интернационального долга. У этой войны еще малая история.

Война – явление жестокое, страшное. Но пока существует на земле ненависть, будут существовать и войны, которые приносят раны людям, уносят из жизни родных и близких людей

По официальным данным в Афганистане мы потеряли 13310 человек, более 30 тысяч ранеными и искалеченными, около 300 пленными и пропавшими без вести.

Рисунок 1.

Чтец 2.

Очень страшно становится, если
Слышишь жуткое слово – война.
Над планетой, под целым миром.
Тянет черные руки она.
Разве это нужно кому-то
Чтоб горели огнем города.
Чтобы дети прятались в страхе
И забыли про свет навсегда.
Я хочу, чтоб сияло солнце,
Но не только над нашей страной,
Чтобы дети на всей планете
Улыбались вместе со мной.

 

Рисунок 2.

Учитель:

В 1994 году началась новая военная кампания – Первая Чеченская война (1994-1996 гг.)

Для большинства людей эта кампания осталась “непонятной войной”.

1 ноября 1991 года вышел Указ Президента о государственном суверенитете Чеченской республики, что означало ее реальный выход из состава Российской Федерации. В республике борьба между региональными группировками стала доминирующим фактором политической жизни после начала перестройки.

До лета 1994 года российское Правительство через посредников вело переговоры о присоединении Чечни к Федеративному договору и разоружении незаконных вооруженных формирований. Успеха добиться не удалось. Давление на Чечню усилилось. В ответ 10 августа 1994 года съезд чеченского народа в Грозном поддержал решение президента самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия Д.Дудаева об объявлении всеобщей мобилизации и о начале “священной войны с Россией за независимость”.

10 декабря 1994 года федеральные силы вошли в Чечню. После взятия Грозного в марте 1995 года задачей федеральной группировки войск стало установление контроля над остальной территорией республики. К концу апреля 1995 года российская армия заняла почти всю равнинную территорию Чечни. 14 июня 1995 года отряд Ш.Басаева атаковал небольшой городок Буденновск.

По официальным данным с российской стороны погибло 143 человека, 415 получили ранения. По материалам “Московского комсомольца” (публикация от 14.06.1999 года) потери были выше: 193 погибло, 393 было ранено. 17 июня был атакован Грозный.

Летом 1995 года по заявлению федерального командования наступательная операция в Чечне вступила в окончательную стадию. В сентябре 1996 года в Хасавюрте были подписаны соглашения о выводе российских войск из Чечни. Решение вопроса о будущем Чечни откладывалось на 5 лет.

 

Рисунок 3.

Людей, прошедших испытание Афганом, Чечней мы вряд ли узнаем по орденам – они их почти не надевают. Мы узнаем их по спокойным и твердым лицам.

Чтец 1.

Высока, высока над землей синева.
Это мирное небо над Родиной.
Но простые и строгие слышу слова:
“Боевым награждается орденом…”
Это значит, что где-то в ночной тишине
Злые пули надрывно свистят,
И что в этой борьбе, как на всякой войне,
Жизнь и смерть, снова рядом стоят.
Это значит, что в этом суровом бою
Твой ровесник. Земляк. Твой сосед.
Защищает любовь и надежду свою,
Наших окон приветливый свет.
Охраняя все то, чем мы так дорожим,
Он ведет этот праведный бой.
Наше счастье и труд, нашу мирную жизнь
От беды, заслоняя собой.

Учитель.

Сегодня у нас в гостях, наш земляк, обыкновенный на первый взгляд человек, принимавший участие в боевых действиях в Нагорном Карабахе, участник Первой Чеченской войны - Молоканов Анатолий Викторович.

Далее учащиеся задают вопросы участнику боевых действий.

Учитель.

Нередко звучат песни, привезенные из боевых точек, или написанные уже здесь. В этих песнях поют о Родине, долге, любви, товарищах, которых уже нет в живых.

Звучит песня “Пусть память говорит” (группа “Каскад”)

Минута молчания.

Учитель.

“…Пусть светлое, яркое, теплое солнце всегда светит Вам, мои родные, любимые…” - эти слова написал Ю.Чернов, солдат, погибший в Чеченской войне.

Эти слова звучат как завещание. Так хочется, чтобы оно сбылось для всех нас, живущих в стране с израненной душой.

Литература:

  1. Предметные недели в школе. История. Выпуск 2. / Сост. Г.И.Ерохина. – Волгоград: Учитель, 2005.
  2. Сценарии классных часов и вечеров. 7-9 класс./ сост. В.А.Ведерникова.- Волгоград: Учитель, 2005.
  3. Календарные праздники. 5-7 класс./ авт. – сост. Г.П.Попова – Волгоград: Учитель, 2007.
  4. История России, 20-начало 21 века/ Данилов А.А.. – 2- е изд..- М.: Просвещение, 2005.