Перелистай истории страницы (в преддверии Дня народного единства). Стили речи. Стилистические особенности научного и художественного стилей

Разделы: Русский язык


Тема урока: Перелистай истории страницы (В преддверии Дня народного единства). Стили речи. Стилистические особенности научного и художественного стилей.

Цели урока:

Обучающая:

  • продолжать знакомить учащихся с особенностями разных стилей (научного и художественного);
  • обучать приемам работы с текстом;
  • повторить теоретические сведения из разных разделов языкознания (лексика, синтаксис), понятия по теории литературы (художественные средства);
  • повторить знание материала по истории Отечества;
  • познакомить с историей создания нового праздника;

Развивающая:

  • развивать навыки устной монологической речи;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать аналитическое мышление;
  • развивать чувство прекрасного, знакомя с образцами живописи (икона), скульптуры;

Воспитательная:

  • воспитывать чувство патриотизма;
  • прививать гуманное отношение не только к близким, но и чужым людям, пленным;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • тексты из учебника истории и фрагменты романа Загоскина “Юрий Милославский, или Русские в 1612 году”;
  • таблицы для заполнения стилистических особенностей текста;
  • изображение иконы Владимирской Божьей Матери;
  • фотография памятника Минину и Пожарскому;
  • выставка к уроку, подготовленная заблаговременно (портреты Минина и Пожарского, биографические сведения о героях, фотография памятника Минину и Пожарскому и сведения о нем и его авторе, фотографии соборов Троице-Сергиевой лавры и икона, посвященная Сергию Радонежскому; икона Владимирской Богоматери)

Форма работы: групповая

Ход урока

Организационный момент.

У нас сегодня необычный урок: в нем переплетутся материалы нескольких учебных предметов: литературы и истории, литературного краеведения и русского языка. А пока обратимся к эпиграфу на доске:

Перелистай истории страницы
И предков прочитай на них завет.
Пусть в прошлое века летят, как птицы,
Без их уроков будущего нет.

Работа с эпиграфом.

1. Чтение эпиграфа учителем.

2. Беседа:

Как вы понимаете строки эпиграфа?

Можно ли утверждать, что эти строки наполнены патриотическим пафосом?

Зачем человеку нужно знать историю? Историю своего рода, историю своей страны?

Обращение к историческому материалу.

Перенесемся на несколько веков назад. Что вы знаете об исторической дате 22 октября 1612 год? / ответы учеников /

Почему настолько важна была победа народного ополчения?

По новому стилю 22 октября совпадает с датой 4 ноября, именно в связи с освобождением Москвы от польских интервентов и появился на нашем календаре новый государственный праздник – ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА.

Обращение к краеведческому материалу

Среди множества имен, которыми славится история литературы Пензенского края, особое место занимает имя Михаила Николаевича Загоскина – основоположника русского исторического романа. Родовое поместье Загоскиных располагалось недалеко от села Рамзай Пензенской губернии. Детство писателя прошло здесь, потом, будучи известным писателем, Михаил Николаевич неоднократно приезжал в родные места, черпая здесь вдохновение для своего творчества.

Один из известнейших романов Загоскина – “Юрий Милославский, или Русские в 1612 году”. В основу произведения и легли события, речь о которых идет на сегодняшнем уроке.

Работа с текстами

Наша задача сегодня – сравнить два текста, разобраться в их стилистических особенностях. Один из них – отрывок из учебника истории, другой – фрагмент романа Загоскина “Юрий Милославский, или Русские в 1612 году”.

1. Знакомство с текстами.

Михаил Николаевич Загоскин. “Юрий Милославский, или Русские в 1612 году” (отрывок)

Наконец, наступило 22 число октября 1612 года, день достопамятный и незабвенный в летописях нашего отечества. Вместе с восходом солнечным поляки вышли двумя толпами из Кремля. Эти несчастные, изнуренные голодом, походили более на мертвецов, чем на живых людей. Одна половина гарнизона вышла на сторону князя Пожарского и встречена была не ожесточенным неприятелем, но человеколюбивым войском, которое поспешило накормить и успокоить, как братьев, тех самых людей, коих накануне называли своими врагами. Совсем другая участь постигла остальную часть гарнизона, вышедшую на сторону князя Трубецкого: буйные казаки, для которых не было ничего святого, перерезали большую часть пленных поляков и ограбили остальных. Это нарушение всех прав народных было, так сказать, предвестником тех грабежей, убийств и пожаров, коим по окончании брани ознаменовали след свой неистовые казаки, рассеясь, как стая хищных зверей, по всей России.

По выходе неприятеля из Кремля войско пана Пожарского, предшествуемое архимандритом Дионисием, Авраамией Палицыным и многочисленным духовенством, вступило Спасскими воротами во внутренность этого древнего жилища православных царей русских. Впереди всей рати ехал верховный вождь, князь Дмитрий Михайлович Пожарский: на величественном и вместе кротком челе сего знаменитого мужа и в его небесно-голубых очах, устремленных на святые соборные храмы, сияла неизъяснимая радость.

Арсений, епископ Галасунский, с иконою Владимирской божией матери, встретил победителя у самых Спасских ворот. Вслед за войском хлынули в Кремль бесчисленные толпы народа; раздался громкий благовест; нижегородское ополчение построилось вокруг царских чертогов; духовенство, начальники, именитые граждане взошли в Успенский собор, и русское: “Тебе, бога, хвалим!” - оглася своды церковные, раздалось, наконец, в стенах священного Кремля, столь долго служившего вертепом разбойничьим для врагов иноплеменных и для предателей собственной своей родины.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Дионисий (1570 – 1633) – архимандрит (один из высших церковных чинов), настоятель Троице-Сергиевой лавры, во время польско-шведской интервенции рассылал по русским городам грамоты с призывами бороться против интервентов.

Авраамий Палицын (ум. в 1626) – русский политический деятель, монах Троице-Сергиевой лавры, участник ее обороны, писатель, автор “Сказания об осаде Троице-Сергиева монастыря”.

“История Отечества”. Учебник для 8 класса. (отрывок)

Осенью 1611 г. В Нижнем Новгороде собралось второе ополчение, которое возглавили посадский староста Кузьма Минин и мужественный полководец, князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Минин позже сам рассказывал, что ему трижды во сне являлся сам Сергий Радонежский и заставил его бросить клич о сборе людей и средств для освобождения Москвы от чужеземных захватчиков. Ополченцы избрали своим военным предводителем Пожарского. Руководители второго ополчения выработали ясную патриотическую программу. Был объявлен сбор средств на ополчение. Возник “Совет всей земли”. Скоро собралась большая сила. Ее составили средние и мелкие дворяне, посадские люди, крестьяне.

Главные силы подошли к Москве в августе 1612 г. В ожесточенном бою были отброшены иноземные войска, пытавшиеся извне прийти на помощь московскому гарнизону. В сражении смело и решительно действовали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Польский гарнизон в Кремле отказался сдаться. Скоро он попал в тяжелое положение. Начался жестокий голод. Шляхтичи тщетно ожидали помощи от своего короля. Зная о бедственном положении вражеского гарнизона, Д.М.Пожарский предложил выгодные условия капитуляции (сохранение жизни, возвращение домой, помощь больным и ослабевшим от недоедания). Русский полководец не хотел лишних жертв ни с той ни с другой стороны. Но интервенты, засевшие в центре Москвы, еще надеясь на вызволение, посылали королю отчаянные просьбы о помощи. Гуманное предложение Пожарского было отвергнуто с презрением.

Осада продолжалась два месяца. 22 октября 1612 года был штурмом взят Китай-город. Изнуренные голодом и осадой гарнизон Кремля вскоре сложил оружие и сдался на милость победителям.

Москва была полностью освобождена от иноземных захватчиков. Народ, несмотря на исключительно трудную обстановку в стране и внешнеполитическое положение России, отстоял независимость своей Родины. Навеки остались в народной памяти имена патриотов Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Совместное поэтапное заполнение таблицы.

  Текст из учебника истории Загоскин. “Юрий Милославский, или Русские в 1612 году”
1. Определите тему  
2.Определите тип речи    
3. Определите стиль    
- упоминаются ли в тексте конкретные даты    
- упоминаются ли в тексте подлинные исторические имена (поясните, о ком идет речь)?    
- какова функция текста: информационная или функция эмоционального воздействия?    
- поднимаются ли в тексте общечеловеческие проблемы?   Проблема гуманного отношения к пленным
- можем ли мы услышать в тексте религиозный подтекст    
- выпишите из текста примеры художественных средств: эпитеты, сравнения, инверсии    
- встречаются ли в тексте слова, употребленные в переносном значении, многозначные слова?    
- окрашены ли строки патриотическим пафосом?    
- есть ли в тексте уточняющие конструкции?    
- подсчитайте число простых и сложных предложений

Почему употреблены именно такие синтаксические конструкции?

   
- выберите из текста синонимы, называющие польских интервентов. Можем ли мы по подбору синонимов выявить отношение автора к врагам?    
- каким в тексте предстает Пожарский? Выпишите слова, рисующие его.    

ВЫВОД:

1. Отрывки каких стилей представлены? Аргументируйте свой ответ.

2. Оба текста преследуют одну цель. Какую? / познакомить с историческими событиями

3. В чем различие представленных стилей? / художественный текст окрашен чувствами автора

4. Каковы чувства автора?

Беседа:

Случайно ли именно в отрывке художественного стиля упоминается икона Владимирской Божьей Матери? /ответы детей/ Русь сильна своими христианскими традициями, в том числе и свою веру отстаивал народ в 1612 году.

Демонстрация изображения иконы Владимирской Божьей Матери.

Беседа:

Что вы знаете об этой иконе?

История иконы:

Икона – выдающееся произведение средневековой живописи и одна из наиболее знаменитых святынь Древней Руси, первоначально находилась в Вышгороде под Киевом, куда была привезена из Константинополя. В 1155 году князь Андрей Боголюбский увез икону во Владимир, где она, почитаемая как покровительница города, и получила свое название в 1395 году, когда Москве угрожало нашествие Тамерлана, икону, в надежде на ее помощь, перенесли из Владимира в Успенский собор Московского Кремля. Неожиданное отступление врага прославило Владимирскую Богоматерь как охранительницу Москвы. Окончательное перенесение иконы в Москву произошло в 1480 году. К этому времени она считалась покровительницей всей Руси.

И вот еще одна победа, связанная с этой святыней.

В начале ХХ века поэт Максимилиан Волошин посвятил Владимирской Богоматери стихотворение:

И Владимирская Богоматерь
Русь вела сквозь мерзость, кровь и срам,
На порогах Киевских ладьям
Указуя правильный фарватер.
Но слепой народ в годину гнева
Отдал сам ключи своих твердынь,
И ушла Предстательница-Дева
Из своих поруганных святынь.
А когда кумачные помосты
Подняли пред церквами крик, -
Из-под риз и набожной коросты
Ты явила подлинный Свой Лик.
Заскорузлый в скаредной Москве,
А в грядущем – Лик самой России -
Вопреки наветам и молве.
Не дрожит от бронзового гуда
Древний Кремль, и не цветут цветы:
Нет в мирах спасительнее чуда
Откровенья вечной красоты!

Заключительная беседа:

Прошло несколько веков. На Красной площади в Москве стоит памятник Минину и Пожарскому - символ народного единства, мужества, патриотизма.

Обратимся к изображению памятника. Что вы знаете об истории его создания? Какими предстают пред нами народные герои?

- В нашем календаре появился новый праздник. Как вы понимаете его название? В чем проявилось народное единство в далеком 1612 году и в чем оно проявляется сейчас?

Домашнее задание:

Дома вам предстоит написать мини-сочинение на одну из предложенных тем:

  1. Зачем нам нужно знать свою историю?
  2. Как вы понимаете выражение НАРОДНОЕ ЕДИНСТВО? В чем оно проявляется?
  3. Стили научный и художественный. В чем их различие? Аргументируйте ответ примерами текстов, с которыми вы работали на уроке.