Использование различных видов массажа на логопедических занятиях с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей


Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные
упражнения не только улучшают двигательную функцию
отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу
близлежащие мозговые системы.

М.Е.Хватцев

Тема массажа всегда интересовала автора работы. Еще, будучи студенткой дефектологического факультета МПГУ им. Ленина, автор окончила курсы лечебного массажа при врачебно-физкультурном диспансере № 18 и получила квалификацию массажиста.

Однако о логопедическом массаже имела весьма смутные представления.

На факультете университета никаких сведений по методике проведения такого массажа не давали, кроме того, что есть известные логопеды (из фамилий звучала только Новикова Е.В.), которые создали специальные массажные комплексы артикуляционного аппарата, помогающие коррекции сложных речевых нарушений.

После окончания университета в процессе логопедической практики стало очевидно, что детям со значительными речевыми расстройствами (алалия, стертая дизартрия; дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Возникла необходимость освоения логопедического массажа. Взяв за основу систему массажа Архиповой Е.Ф. для детей с детским церебральным параличом и знания, полученные на курсах обычного лечебного массажа, автор работы составила схему логопедического массажа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Это значительно облегчило коррекцию звукопроизношения и позволило добиться определенных результатов. Позже практические разработки автор опубликовала в печатной работе “Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика”, выпущенной в издательстве “КОРОНА принт” в 2004 году. Опубликовано уже 3 издание этого практического пособия.

В настоящее время для коррекции речевых нарушений на своих занятиях автор использует различные виды логомассажа. Проводится массаж лица, шеи, языка и рук детей с тяжелыми дефектами речи.

Основные виды логопедического массажа:

  • Классический ручной массаж.

Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.

  • Точечный массаж.

Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.

  • Аппаратный массаж.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

  • Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.).

Новикова Е.В. создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, щек, скул, мягкого неба с их помощью. Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Благодаря своим достоинствам методика получила патент и внесена в международный реестр комплиментарной медицины.

Благодаря книгам Новиковой Е.В. и ее лекциям, стало возможным и применение зондового массажа. Конечно, настоящий зондовый массаж, который длится полчаса, и пациент находится в положении лежа, практически невозможен в условиях образовательного учреждения. Но отдельные его приемы можно эффективно использовать в работе с детьми с речевыми нарушениями.

  • Самомассаж.

Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов (артикуляционной упражнение “Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа

(для старшего дошкольного возраста).

Тема: Вызывание свистящих звуков.

Цели:

  • развитие мелкой моторики;
  • формирование направленного речевого выдоха;
  • подготовка артикуляционного аппарата к вызыванию свистящих звуков;
  • вызывание свистящих звуков;
  • обучение самомассажу;
  • формирование лексико-грамматических категорий: относительные прилагательные, единственное и множественное число существительных;
  • развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: бумажные листья клена, березы и дуба; игрушечный резиновый ежик; электрический массажер; массажные зонды; схемы для самомассажа; зеркало для артикуляционной гимнастики; картинка для вызывания свистящих звуков “Чайник”; предметные картинки для игры “Один-много” (лист-листья, куст-кусты, дерево-деревья, гриб-грибы, туча-тучи).

Ход занятия

I. Оргмомент.

Беседа о признаках осени.

Логопед:

- Какое сейчас время года?

- Что происходит с деревьями осенью?

- А какой дует ветер осенью?

II.

1) Дыхательная гимнастика.

Д/и “Осенний ветер”.

Ребенок сдувает с ладошки желтые бумажные листья и называет их (дубовый лист, кленовый лист, березовый лист).

2) Массаж кистей рук (самомассаж с помощью резиновой игрушки и аппаратный массаж).

Логопед:

- Прибежал ежик. Он хочет унести осенние листья к себе в норку. А что будет делать ежик зимой? Зачем он осенью строит норку?

Давай потрогаем, какие колючие у ежика иголки. (Ребенок попеременно то правой, то левой рукой сжимает резинового ежика.)

Затем логопед выполняет аппаратный массаж кистей рук ребенка электрическим массажером.

3) Артикуляционная гимнастика (выполняется перед зеркалом).

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад свистящих звуков.

“Сказка о веселом язычке”

Жил-был веселый язычок. Как-то раз осенью проснулся язычок, почистил зубки (упр. “Чистим зубки”), причесался (упр. “Причешем язычок” - самомассаж языка). А потом захотелось язычку погулять. Открыл он двери своего домика (выполняются упражнения “Улыбочка” и “Окошко”) и вышел на улицу (упр. “Лопаточка”). Решил язычок сначала на качелях покачаться (упр. “Качели”). Затем прокатился с горки во дворе (упр. “Горочка”). Посмотрел язычок на часы (упр. “Часики”). “Пора идти домой” - подумал язычок и отправился в свой домик (упр. “Окошко” и “Улыбочка”).

4) Зондовый массаж языка.

Логопед:

- А теперь сделаем язычку массаж.

Звучит тема осени из произведения П.И.Чайковского “Времена года”. Логопед выполняет зондовый массаж языка ребенка.

III. Динамическая пауза

Самомассаж лица.

Этот массаж ребенок выполняет совместно с логопедом с опорой на схемы в стихотворном сопровождении:

Осень в гости к нам пришла,
Краски яркие взяла.
Стала желтою трава,
Разноцветною – листва.

(поглаживание лица по основным массажным направлениям: от середины лба к вискам, от крыльев носа к ушной раковине, от середины подбородка к мочке уха)

Осень в гости к нам пришла,
Сильный ветер принесла.
Листья пестрые летят…
Осень любит листопад!

(спиралевидное растирание лица по основным массажным направлениям)

Осень в гости к нам пришла,
Дождь с собою принесла.
Мелкий дождик моросит,
У деревьев грустный вид.

(вибрация – пунктирование лица подушечками пальцев по основным массажным направлениям).

Точечный массаж (точки, отвечающие за речевое развитие).

Логопед:

- Осень уже поздняя. На улице холодно. Наши ушки замерзли. Давай их погреем.

(Правой рукой беремся за мочку левого уха, левой – за мочку правого. Массируем спиралевидно одновременно обе мочки.)

IV.

5)Вызывание свистящих звуков.

Логопед:

- Пришли мы домой и решили погреться – выпить чаю. Чайник закипел и засвистел. Как свистит чайник?

(Ребенок ведет указательным пальцем ведущей руки по дорожке на предметной картинке с изображением чайника и произносит звук С – кончик языка зажат между зубов, губы – в улыбке. Упражнение повторяется 2-3 раза.)

6)Д/И “Один – много”

Логопед:

- Выпили мы чаю. Согрелись. А теперь давай поиграем с осенними словами. Назови, что нарисовано на картинках:

Лист – листья

Туча – тучи

Дерево – деревья

Куст – кусты

Гриб – грибы.

V. Итог. Оценка деятельности ребенка.

Логопед:

- Наше занятие закончилось. Мы очень многое успели сделать: сдували осенние листья, познакомились с ежиком, погуляли с язычком, сделали язычку массаж, выпили чаю, поиграли с осенними словами.

За это осень подарила тебе один из своих последних цветов (Логопед ставит печать с изображением цветочка в тетрадь ребенку).

Цель данного занятия – показать основные виды логопедического массажа. Совсем не обязательно использовать такое количество массажей на одном занятии. Достаточно одного-двух видов массажа. Например, вы можете предложить ребенку выполнить самомассаж кистей рук, а затем провести зондовый массаж языка. Все зависит от степени выраженности речевого нарушения, длительности занятия и этапа логопедической работы.

В заключении хочется отметить, что результативность логопедического массажа для коррекции звукопроизношения очевидна. Однако, массаж не только улучшает произношение, но и положительно влияет на развитие фонематического слуха, мелкой моторики и общее развитие речи.