Урок благотворительности для учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Выяснить значение слов “благотворительность”, “меценатство”.
  2. Познакомить с деятельностью мецената Третьякова П.М.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • диск (фото Третьякова П.М., репродукции картин русских художников).

Ход урока

Презентация

I. 2007 год в РТ объявлен годом благотворительности.

Сегодня на уроке благотворительности мы выясним значение слов “благотворительность”, “меценатство”, а так же познакомимся с деятельностью известного мецената России XIX века Павла Михайловича Третьякова.

II. На экране появляется слово благотворительность.

– В этом слове спряталось два слова. Найдите их (благо, творить).

– Подберите синонимы к слову творить (делать, совершать).

– Как вы понимаете слово благо? (добро)

– Осуществлять благотворительность значит “творить благо”. Благотворительность – это оказание материальной помощи нуждающимся. На средства благотворителей строились больницы, богадельни, приюты, школы.

На экране появляется слово меценатство.

– Меценатство – это покровительство наукам, искусству, культуре. Многие меценаты занимались и благотворительностью.

– Понятие “меценат” пришло к нам из Древнего Рима. У императора Августа был приближённый, выполнявший его поручения. Его звали Меценат. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально.

III. На экране появляется портрет Третьякова П.М.

– Павел Михайлович Третьяков родился в потомственной купеческой семье, любовь к искусству сделала Павла Михайловича страстным коллекционером, а любовь к Отчизне помогла составить ему уникальную коллекцию картин русской школы.

– “Я желал бы оставить национальную галерею. Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного хранилища изящных искусств, приносящих многим пользу, всем удовольствие”.

– 16 мая 1893 года состоялось торжественное открытие “Городской художественной галереи Павла и Сергея Третьяковых”. Передавая галерею городу, Третьяков писал, что делает это, “желая способствовать в дорогом мне городе полезным учреждениям, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мной коллекцию”.

– Государственная Третьяковская галерея – выдающийся памятник русской художественной культуры, сокровищница отечественного искусства. Свыше 50 тысяч произведений живописи, графики и скульптуры составляют ныне её коллекции.

На экране появляется Государственная Третьяковская галерея (репродукции картин В.М. Васнецова “Алёнушка”, “Богатыри”, И.И. Левитана “Март”, “Золотая осень”, И.К. Айвазовского “Чёрное море”, А.К. Саврасова “Грачи прилетели”, М.А. Врубеля “Пан”).

– Посетивший галерею император Александр III пожелал возвести Третьякова в дворянское сословие. Но Павел Михайлович отказался. Он с гордостью принял лишь звание почётного гражданина Москвы, присвоенное ему “за заслуги в деле просвещения и благотворительности”.

– Павел Третьяков помогал не только художникам. Он отправил несколько крупных денежных переводов в адрес экспедиции Миклухо-Маклая.

– Павлу Михайловичу была вручена бронзовая медаль за участие во всех пожертвованиях в помощь семьям погибших солдат во время Крымской и русско-турецкой войн.

– Одним из самых известных благотворительных начинаний Павла Михайловича Третьякова стало училище для глухонемых детей. Павел Михайлович регулярно перечислял деньги на одежду и прочие нужды учащихся.

– “Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы так же обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь”. Эти слова можно по праву соотнести со всей благотворительной деятельностью П.М. Третьякова.

IV. На экране появляется меценат ? спонсор.

– Кто такой спонсор? (дающий деньги на какой-либо проект).

– Дающий деньги (спонсор) – это ещё не меценат. Право быть меценатом надо заслужить, деньгами его не купишь. Нынешние меценаты должны стремиться прежде всего потратить силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками сто лет назад.

Литература

  • Государственная Третьяковская Галерея. История и коллекции. Изд-во “Искусство”, 1986 г.
  • Международная Ассоциация Журналистов “АСМО–пресс”.