Компьютерные тесты как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся

Разделы: География


Одна из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем, - совершенствование системы проверки и оценки знаний учащихся, и умение применять эти знания на практике.

Проверка знаний подводит итог главного труда школьника – учения. От организации проверки в системе урока, характера и содержания проверяемых знаний зависят успехи в обучении и воспитании. Большую роль при этом играют формы и методы проверки, применяемые учителем с целью объективного подхода к решению этой проблемы.

Можно использовать разнообразные формы и методы проверки знаний и умений. Эффективность их применения зависит от мастерства и творческой деятельности каждого учителя.

Основными формами и методами проверки качества усвоения изучаемого материала являются: устный опрос, при котором два-три ученика дают обстоятельные ответы на главные вопросы, запланированные для проверки усвоения на данном уроке, фронтальный (устный или письменный) опрос, выполнение программных практических работ, комбинированные опросы, сочетающие наряду с устным опросом использование всевозможных карточек с заданиями для письменного опроса и др.

На современном этапе одной из эффективных форм проверки качества усвоения изучаемого материала являются тестовые задания. Тестовые задания – это современная, международно-признанная форма контроля знаний. Эта форма контроля знаний позволяет быстро, объективно и, что немаловажно, непредвзято определить уровень усвоения учеником пройденного материала.

Существуют несколько видов тестовых заданий. Наиболее распространенным видом тестового задания является “закрытый”. Это такие задания, при которых из нескольких вариантов предложенных ответов абсолютно верным является только один. Другой вид тестов – это задания на установление соответствия. Такое тестовое задание состоит из двух колонок. В каждой из них содержатся некие объекты, явления или понятия. Объекты в первой колонке нумеруются цифрами (1, 2, 3, 4), объекты во второй колонке нумеруются буквами (А, Б, В, Г). Решается такое тестовое задание путем подбора соответствующих друг другу объектов из первой и второй колонок. Еще одним видом тестовых заданий является “открытый”. Это такое задание, когда учащийся должен дописать ответ на поставленный вопрос. Наконец, последний вид тестов – это задания на установление последовательности.

Конечно, при такой форме проверки знаний учащиеся не дают развернутого ответа, но это не умаляет ценности этого ответа. Несмотря на кажущуюся простоту, тестовые задания требуют достаточно глубоких знаний и умений, а выполнение их – особой сосредоточенности и мобилизации внимания.

Любую форму проверки знаний можно значительно оживить внедрением новых технических средств. В наши дни компьютер становится ученику и учителю верным помощником. Так почему бы не использовать его для проверки знаний и умений учащихся. Например, можно с помощью программы “Power Point” создавать компьютерные тесты. (См. приложение 1, приложение 2.) Для создания такого теста не надо брать большое количество заданий (достаточно 3-5), чтобы выполнение теста не занимало много времени на уроке. Практика показала, что лучше выбирать “закрытые” тестовые задания, т.е. задания при которых из нескольких вариантов предложенных ответов абсолютно верным является только один. Учащийся, прочитав задание, выбирает на его взгляд правильный ответ. Наводит курсор на этот вариант ответа и подтверждает свой выбор нажатием левой клавиши мыши. Применять компьютерные тесты можно на разных этапах урока: как на этапе закрепления знаний, так и для проверки домашнего задания. Тесты, созданные с помощью программы “Power Point”, при необходимости можно изменять и дополнять.

Применение компьютерных тестов как одной из форм фронтальной проверки знаний и умений учащихся позволяет задействовать всех учащихся, экономится время на уроке, решается проблема накопляемости оценок, повышается интерес к предмету. Кроме того, систематическое применение подобной проверки приучает учащихся быть активными и добросовестно готовится к урокам.

Приложение 1

Приложение 2