Занимательная учебная игра по русскому языку в 6-м классе "Путешествие в страну Словообразование"

Разделы: Русский язык


Цель: повторить, обобщить, систематизировать теоретические и практические сведения по разделу “Словообразование частей речи”.

Задачи:

  • формировать умение обобщать, делать выводы; систематизировать;
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся; развивать речевые навыки;
  • воспитывать стремление к приобретению знаний в области русского языка.

Оборудование: карта страны Словообразование, графическое изображение жителей страны, силуэты деревьев, карточки с заданиями, маршрутные листы.

Ход игры

Учитель. Ребята! Я предлагаю вам, отправится в путешествие-исследование, цель его – исследовать страну, имя которой Словообразование, закрепить знания, полученные на уроках русского языка, умение ориентироваться на местности этой лингвистической страны. Компасом будут служить ваши знания… Но не только.

Перед вами лингвистическая карта (приложение 5). Это карта большой и не совсем еще вами познанной страны Словообразование. Как и на любой другой карте, здесь есть территориальное деление, сегодня мы исследуем некоторые из этих территорий.

В путешествие по Словообразованию отправится 3 команды. Каждую команду будет сопровождать один из жителей этой лингвистической страны. Я предлагаю вам отгадать, кто эти жители.

  1. Общая часть родственных слов, которая является носителем основной части лексического значения этих слов. (Корень)
  2. Значимая часть слова, занимающая положение после корня, выполняет словообразующую функцию. (Суффикс)
  3. Изменяемая часть слова, которая не образует новых слов, а служит для их связи в словосочетании, предложении и выражает грамматические признаки рода, числа, падежа, лица. (Окончание)

Учащиеся получают эмблемы с графическим изображением жителей страны.

Учитель. У каждой команды появился сопровождающий. Его именем будет называться вся команда. В путешествие по стране с вами отправятся эксперты (ученики 10 класса). Они будут оценивать ваши ответы, и подсчитывать количество баллов.

Каждая команда получает маршрутный лист, в котором эксперты будут делать отметку, разрешающую движение лишь после того, как каждый член команды выполнит задание по предложенной ему карточке. За правильный ответ вам нарисуют в маршрутном листе зелёный кружок (1 балл), за половину правильного ответа – жёлтый кружок (0,5 б.), за неправильный ответ – синий кружок (0 баллов). Если кто-то не сумел выполнить задание, он может получить дополнительную карточку или воспользоваться помощью товарищей по команде. Побеждает команда, которая в полном составе раньше другой придет на конечную станцию (приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4).

Маршрутный лист для путешествия по стране “Словообразование”

Выдан_______________________________________________ "__"_______"200__г.

Название пункта следования Место для ответа Отметки
с. Морфемы    
д. Родственники    
п. Словомодель    
г. Словоряд    
лес Деревья слов    

Учитель. Перед началом путешествия проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку умение быстро работать.

- Что такое словообразование? (Это раздел науки о языке, который включает в себя 2 раздела морфемику и собственно словообразование.)

- Что такое морфемика? (Это учение о значимых частях слова, т. е. учение о строении и структуре слова.)

- Что изучает словообразование? (Изучает словообразовательную роль морфем и способы образования слов.)

Что такое морфема? (Это значимая часть слова.)

Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.)

Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова? (Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова – окончание)

Назовите способы русского словообразования. (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ с соединительной гласной, сложение основ без соединительной гласной, сложение основ с одновременный присоединением суффикса.)

Лингвистическое здоровье проверено, путешествие-исследование разрешается всем.

Мы отправляемся в путь. (Звучит музыка.) Вот и первый населенный пункт - село Морфемы.

Почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова? (Каждая морфема в слове что-то означает, имеет какое-то значение.)

В чем сходство и в чем отличие: суффикса и приставки; суффикса и окончания; приставки и корня?

Задание 1

Жители села предлагают вам решить шарады. Шарада - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово.

I.

1.

Корень мой находиться в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же - в дневнике я и журнале.
(Оценка)

II.

1.

Корень извлечь из начинки не сложно,
Приставка в сосуде хранится надёжно,
Суффикс в черчении ясно услышишь,
Вместе на темы различные пишешь.
(Сочинение)

III.

1. Мой корень – родственник сраженья,
Приставка в слове заявленье,
В наборщике есть суффикс мой,
А весь - тружусь я под землёй.
( Забойщик)

2.

Корнем с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс, как в слове дневник,
Целым я в космос проник.
(Спутник)

2.

Корень мой в сказке найдёте,
Суффикс у извозчика возьмёте,
Приставка та же, что в слове расход,
Целым я излагаю событий ход.
(Рассказчик)

 

1.

В списке вы мой обнаружите корень
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдёте,
В целом по мне на уроки пойдёте.
(Расписание)

Учитель. Находясь в селе Морфемы, мы познакомились с трудолюбивыми жителями этого населенного пункта, повторили значение морфем и их месторасположение в слове. Можем продолжать наш путь. (Звучит музыка.)

Задание 2

Дорога привела нас в деревню Родственники. Здесь живут родственные слова.

- Какие слова мы называем родственными? (Слова, имеющие один и тот же корень, но разное лексическое значение.)

Вам предлагаются следующие задания:

Прочитать тексты и ответить на вопрос: “Являются ли однокоренными выделенные слова?” Свой ответ нужно обосновать.

Выписать в маршрутные листы только те слова, которые являются однокоренными.

1.

Молвил слон, подставив бок:
Прислонись ко мне, сынок?
Прислонясь к слону, слонёнок
Отдохнул, набрал силёнок,
И задолго до луны
Дальше двинулись слоны.
(Я. Козловский)

2.

Дождик льёт – кругом вода,
Мокнут столб и провода.
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода,
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
(Л. Яхин)

II. 1. – Вы кто такие?

– Я – гусь, это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тётя – гусеница.

(С. Иванов)

2. У меня друзей не мало,
Но я всех нарисовала:
Коля колет, Поля полет, Паша пашет,
Варя варит, Валя валит, Света светит,

III.

1.

Косарь косил красивую траву,
Она, пронизанная земляникой,
Скрывалась от косы во рву,
Сбегала под откос к малине дикой,
Но не укрылась на покос легла.
Легла, упала,
Скомкала соцветья.
(А. Прокофьев)

Соня спит, Катя катит, Тоня тонет,
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Подрисую что-нибудь.
(Г. Комаровский, Г. Ладонщиков)

 

2.

Если б дали берёзе расчёску
Изменила б берёза причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
(И. Токмакова)

Учитель обращает внимание на плакат, который висит на доске.

НАЙТИ КОРЕНЬ СЛОВА –
ЭТО ЗНАЧИТ НАЙТИ ЕГО
ВНУТРЕННИЙ, ЗАТАЁННЫЙ
СМЫСЛ-ТО ЖЕ, ЧТО ЗАЖЕЧЬ
ВНУТРИ ФОНАРЯ ОГОНЁК.
М.А. РЫБНИКОВА

Как вы понимаете данное выражение? (Ответы ребят.) Продолжим наше путешествие. (Звучит музыка.)

Задание 3

Учитель. А вот нас уже кто-то встречает. Посмотрите, морфемы выстроились в ряд. Что бы это могло означать? Ребята, вы знаете? (Они показывают словообразовательную модель.)

- Что такое словообразовательная модель? (Схема, по которой построено слово.)

По-видимому, прежде чем попасть в следующий населённый пункт командам нужно выполнить задание.

Предлагается на каждую словообразовательную модель придумать по 3 слова.

Все успешно справились с заданием. Путь открыт. Мы прибыли в поселок Словомодель.

Из данных слов выписать одно, которое не соответствует указанной модели.

Учитель. Попрощаемся с жителями посёлка и отправимся дальше. Большую часть пути мы уже прошли. Я думаю, что нам нужно сделать привал. Объявляю конкурс капитанов.

Задания

Образовать от данных прилагательных одушевлённые имена существительные. Каким способом они образуются?

I.

смелый
сильный
веселый
добрый
ленивый
завистливый
гордый

Уменьшить слово, подобрав однокоренное.

дом
волос
хвост

II.

хвастливый
толстый
льстивый
мудрый
крепкий
богатый
болтливый

 

нос
стол
борода

III.

лживый
умный
скупой
глупый
ловкий
бедный
грубый

 

человек
река
кольцо

Пока капитаны команд готовятся, я предлагаю вам отгадать загадки и указать, каким способом образовано каждое слово-отгадка.
1.

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок - и нет цветка.
(Одуванчик)

3.

У занесенных снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой.
(Подснежник)

2.

Весь в пыли (хоть сил немного)
У дороги он торчит.
У него согнулись ноги,
Неприметный он на вид.
(Подорожник)

4.

Словно розочки цветы
Просто чудо красоты!
Яркие, пахучие…
Ай-ай-ай! Колючие.
(Шиповник)

Продолжим путешествие по лингвистической стране. (Звучит музыка.)

Задание 4

На нашем пути город Словоряд. А вот что-то написано на крышах домов и стрелки стоят от одного слова к другому.

- Что это такое? (Словообразовательный ряд).

- Что такое словообразовательный ряд? (Это ряд, где каждое последующее слово образовано от предыдущего.) Жители города предлагают вам построить словообразовательные цепочки, выяснить, от какого слова образовано данное.

I. Покупатель, морозилка, маслянистость;

II. Забивание, наводненность, вольность;

III. Загадывание, водянистость, лиственный.

Учитель. Хорошо, и с этим заданием все справились. Наше путешествие подходит к концу. Мы побывали во многих населенных пунктах страны Словообразование, познакомились с ее достопримечательностями. Жители лингвистической страны хотели бы познакомить вас еще и с лесным богатством. Это лес, который называется Деревья слов. Здесь сажает дерево каждый, кто побывает в стране Словообразование. Вас тоже просят посадить деревья в память о том, что вы побывали в этой прекрасной стране.

Задание 5

Из данных слов нужно составить словообразовательное гнездо и расположить его на дереве (приложение 4). Побеждает та команда, которая правильно составит словообразовательное гнездо и расположит его на дереве.

I. Земледелие, земля, земледельческий, земляк, землячка, приземлиться, земляной, приземлить, земляника.

II. Корнеплод, корень, корневище, корневой, корнеплодный, корневищный, укоренить, укоренение, прикорневой.

III. Перелистать, листва, лист, листопадный, листочек, лиственный, листопад, листок, листать.

О б р а з е ц

Рисунок 4

Учитель обращает внимание учащихся на плакат, висящий на доске.

СЛОВА, ДРУЖИЩЕ, – ЭТО
КАК ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЕ,
И, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ
ЛИСТ ТАКОВ, А НЕ ИНОЙ,
НУЖНО ЗНАТЬ, КАК РАСТЁТ
ДЕРЕВО, НУЖНО УЧИТЬСЯ.
М. ГОРЬКИЙ

Учитель. Как вы понимаете данное высказывание? (Ответы учащихся). Путешествие наше подошло к концу, но на карте страны осталось ещё несколько не исследованных территорий. Это мы сделаем в VII классе. А сегодня мы закрепили способы словообразования, говорили о роли морфем в слове, упражнялись в составлении слов по данным словообразовательным моделям, в составлении словообразовательных цепочек и гнезд.

Подсчёт количества баллов, вручение призов каждой команде.

Список литературы

  1. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М: 1988.
  2. Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно! – Брянск: “Курсив”, 2000.